Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование
Пенсионный фонд РФ — это централизованный фонд пен- сионного обеспечения населения.
Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими опреде- ленного законом возраста, а также в случае потери трудоспо- собности, потери кормильца.
Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.
Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пен-сионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.
№ 2122-I (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г.).
Согласно ст. 2 вышеуказанного Положения денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Федерации свои отделения.
Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции:
разработка и исполнение бюджета Пенсионного фонда;
получение от плательщиков страховых взносов, необходи- мых для финансирования выплат государственных пенсий;
организацию банка данных по плательщикам страховых
взносов в Пенсионный фонд РФ;
индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ средств обязательного Пенсионного страхования;
осуществление контроля за реализацией прав застрахо-
ванных лиц на получение страхового обеспечения по обязатель- ному пенсионному страхованию;
межгосударственное и международное сотрудничество РФ
по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пен- сионным обеспечением в Российской Федерации” предусмотрено:
закрепить за Пенсионным фондом РФ и его территориаль- ными органами полномочия по выплате государственных пенсий;
рекомендовать органам исполнительной власти субъек- тов РФ в течение 2001 г. заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда РФ полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реали- зацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимаю- щихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда РФ.
Таким образом, Президент, издав Указ, наделил Пенсионный фонд РФ полномочиями по начислению и выплате государственных пенсий (до Указа эти полномочия принадлежали государственным органам социальной защиты — собесам, а Пенсионный фонд РФ осуществлял лишь финансирование выплат пенсий).
Конституционный Суд РФ постановлением от 25 июня 2001 г. № 9-П признал, что Указ Президента РФ “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионнымобеспечением в Российской Федерации” в части, закрепляющей за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочий по выплате государственных пенсий, не противо- речит Конституции РФ.
Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному Собранию. Денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся в госу- дарственной собственности и не входят в состав федерального и территориальных бюджетов.
Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением фонда и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой.
Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ, его региональных органов образуется ревизионная комиссия.
В целях обеспечения взаимодействия органов Пенсионногофонда России с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах правление Пенсионного фонда приняло постановление от 9 октября 2000 г. создать управления Пенси- онного фонда РФ во всех федеральных округах России.
Основными задачами Управления Пенсионного фонда РФ в федеральном округе являются:
координация и контроль за деятельностью отделений
Пенсионного фонда в федеральном округе;
взаимодействие с полномочным представителем Прези- дента РФ;
координация программ социальной защиты пожилых и
нетрудоспособных граждан;
взаимодействие с органами Федерального казначейства,органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ.
Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:
страховых взносов на обязательное пенсионное страхо- вание;
страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии
и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачиваю- щих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ;
взносов по дополнительному тарифу для работодателей-
организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
недоимок, пеней, штрафов по взносам в Пенсионный фонд РФ;
доходов от размещения средств Пенсионного фонда РФ;
штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате воз- мещения ущерба;
безвозмездных поступлений из негосударственных пен-
сионных фондов;
межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения — по нормативу 60% (за налоговые периоды до 1 января 2011 г.).
Предприятияиорганизации-работодателиуплачиваютстрахо- вые взносы в виде единого социального налога один раз в месяц — в сроки, установленные для получения заработной платы. Страховые взносы предприятия вначале поступают в федеральный бюджет, затем из бюджета они перечисляются в Пенсионный фонд РФ.
Кроме указанных выше источников в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государствен- ных пенсий военнослужащим федеральным государственным гражданским служащим и другим приравненным к ним граж- данам, пособий гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.
На Пенсионный фонд РФ возложен контроль за своевремен- ным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Средства Пенсионного фонда РФ используются на:
выплату государственных трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;
оказание материальной помощи престарелым и нетрудос-
пособным гражданам;
выплаты пособий на погребение получателям пенсий;
финансовое обеспечение текущей деятельности Пенсион- ного фонда РФ и его органов;
прочие расходы.
Размеры поступлений и расходов средств Пенсионного фон- да РФ на 2007 г. характеризуются данными табл. 11.1.
Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда РФ на страховые взносы и налоговые платежи приходится 47,2% и на средства федерального бюджета — 52,2%, передава- емых Пенсионному фонду РФ на выплату пенсий.
В расходной части бюджета Пенсионного фонда РФ на выплату пенсий населению приходится 97% (с доставкой и пе- ресылкой пенсий).
Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда РФ и структура его расходов на 2008–2010 гг. и на 2009–2011 гг. при- ведены в таблицах 11.2, 11.3, 11.4 и 11.5, из которых видно, что на трансферты из федерального бюджета в доходах Пенсионного фонда приходится в эти годы от 55 до 57%, а в структуре расходов пенсии и выплаты ветеранам, инвалидам и др. категориям граждан в соответствии с законодательством РФ составляют 94–97%.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 г.1
Таблица 11.1
Статья бюджета | Сумма, млрд руб. | В % к итогу |
1 | 2 | 3 |
Доходы, всего | 1845,1 | 100,0 |
В том числе: страховые взносы, налоговые платежи |
871,0 |
47,2 |
средства федерального бюджета, переда- ваемые бюджету Пенсионного фонда | 962,9 | 52,2 |
Расходы — всего | 1727,8 | 100,0 |
В том числе: базовая часть трудовой пенсии |
559,3 |
32,4 |
страховая часть трудовой пенсии | 796,4 | 46,1 |
пенсии по государственному пенсионному обеспечению | 100,1 | 5,8 |
ежемесячные денежные выплаты ветера- нам и инвалидам | 186,7 | 10,8 |
1 Утвержден Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. № 236-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год”.
Окончание табл. 11.1
1 | 2 | 3 |
денежные выплаты другим категориям гра- ждан в соответствии с законодательством, расходы по накопительной составляющей бюджета ПФ | 33,5 | 1,9 |
аппарат органов управления ПФ | 42,2 | 2,4 |
прочие расходы | 9,6 | 0,6 |
Превышение доходов над расходами | 117,3 | х |
Таблица 11.2
Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда РФ на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг., млрд руб.1
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда | 2330,6 | 2669,5 | 2179,8 |
Из них: В части, не связанной с формированием средств для финансирования накопитель- ной части трудовых пенсий |
2107,2 |
2397,5 |
2857,6 |
в том числе за счет межбюджетных транс- фертов, получаемых из: федерального бюджета |
1280,3 |
1456,4 |
1801,4 |
бюджетов субъектов РФ | 1,9 | 2,1 | 2,5 |
Общий объем расходов Фонда | 2113,7 | 2481,4 | 2903,5 |
Из них: В части, не связанной с формированием средств для финансирования накопитель- ной части трудовых пенсий |
2093,4 |
2454,7 |
2866,7 |
в том числе: межбюджетные трансферты, передавае- мые бюджетам субъектов РФ |
0,011 |
0,012 |
0,013 |
Предельный объем профицита (+), дефици- та (–) бюджета Фонда | +216,9 | +188,1 | +276,3 |
Из них: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопитель- ной части трудовых пенсий |
+13,8 |
–57,2 |
–9,1 |
1 Утвержден Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 182-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2009 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов”.
Структура расходов бюджета
Таблица 11.3
Пенсионного фонда РФ на 2008 г. и на период 2009 и 2010 гг.1
Статья расходов | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||
сумма, млрд руб. | в % к итогу | сумма, млрд руб. | в % к итогу | сумма, млрд руб. | в % к итогу | |
Расходы — всего | 2113,7 | 100,0 | 2481,4 | 100,0 | 2903,5 | 100,0 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
базовая часть трудо- вой пенсии | 708,3 | 33,5 | 876,6 | 35,3 | 1035,6 | 35,7 |
страховая часть тру- довой пенсии | 929,2 | 44,0 | 1073,0 | 43,3 | 1232,6 | 42,4 |
пенсии по государст- венному пенсионному обеспечению | 117,7 | 5,6 | 146,4 | 5,9 | 163,0 | 5,6 |
ежемесячные денеж- ные выплаты инва- лидам | 192,2 | 9,1 | 205,4 | 8,3 | 222,1 | 7,6 |
ежемесячные денеж- ные выплаты вете- ранам | 60,4 | 2,8 | 64,5 | 2,6 | 68,8 | 2,4 |
денежные выплаты другим категориям граждан в соответст- вии с законодатель- ством, расходы по накопительной со- ставляющей бюджета Пенсионного фонда | 50,4 | 2,4 | 57,9 | 2,3 | 66,8 | 2,3 |
аппарат органов управления Фонда | 45,2 | 2,1 | 48,0 | 1,9 | 48,3 | 1,7 |
предоставление мате- ринского (семейного) капитала | — | — | — | — | 55,0 | 1,9 |
прочие расходы | 10,3 | 0,5 | 9,6 | 0,4 | 11,3 | 0,4 |
1 Утвержден Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 182-ФЗ.
Таблица 11.4
Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда РФ на 2009 г. и на плановый период 2010–2011 гг. (млрд руб.)1
Показатель | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. |
1. Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда | 3217,5 | 4102,2 | 4757,4 |
Из них: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопи- тельной части трудовых пенсий | 2858,1 | 3646,5 | 4184,7 |
В том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из: |
|
|
|
федерального бюджета | 1679,1 | 2298,7 | 2660,7 |
бюджетов субъектов РФ | 2,75 | 3,5 | 3,9 |
2. Общий объем расходов Фонда | 2911,1 | 3721,4 | 4268,2 |
Из них: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопи- тельной части трудовых пенсий | 2870,1 | 3657,8 | 4174,8 |
В том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов РФ | 0,074 | 0,082 | 0,087 |
3. Предельный объем профицита (+), дефицита (–) бюджета фонда | +306,4 | +380,8 | +489,2 |
Из них: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопи- тельной части трудовых пенсий | –12,0 | –11,3 | –9,9 |
1 Утвержден Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. № 214-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2009 год и на плановый период 2010–2011 годов”.
Таблица 11.5
Структура структуры расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на 2009 г. и плановый период 2010–2011 гг.1
Статья расходов | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |||
сумма, млрд руб. | в % к итогу | сумма, млрд руб. | в % к итогу | сумма, млрд руб. | в % к итогу | |
Расходы, всего | 2911,1 | 100,0 | 3721,4 | 100,0 | 4268,2 | 100,0 |
В том числе: базовая часть трудо- вой пенсии | 1022,0 | 35,1 | 1368,9 | 36,8 | 1507,1 | 35,3 |
страховая часть трудо- вой пенсии | 1248,1 | 42,9 | 1537,2 | 41,3 | 1807,1 | 42,35 |
пенсии по государст- венному пенсионному обеспечению | 182,3 | 6,3 | 232,5 | 6,2 | 287,6 | 6,7 |
ежемесячные денежные выплаты инвалидам | 227,5 | 7,8 | 247,5 | 6,7 | 266,2 | 6,25 |
ежемесячные денеж- ные выплаты ветеранам | 64,5 | 2,2 | 68,8 | 1,8 | 68,2 | 1,6 |
ежемесячные денеж- ные выплаты граж- данам, подвергшимся воздействию радиа- ции, и материальное обеспечение специали- стов ядерного оружей- ного комплекса РФ | 12,4 | 0,4 | 13,9 | 0,4 | 14,9 | 0,3 |
денежные выплаты другим категориям граждан в соответст- вии с законодатель- ством, расходы по накопительной со- ставляющей бюджета Пенсионного фонда | 66,2 | 2,3 | 89,8 | 2,4 | 120,6 | 2,8 |
аппарат органов управления фонда | 61,2 | 2,1 | 67,2 | 1,8 | 71,8 | 1,7 |
предоставление мате- ринского капитала | – | – | 72,8 | 2,0 | 101,4 | 2,4 |
прочие расходы | 26,9 | 0,9 | 22,8 | 0,6 | 23,3 | 0,6 |
1 Утвержден Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. № 214-ФЗ.
В основе пенсионного обеспечения граждан России лежит пен- сионное законодательство, которое включает следующие законы (все в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ)1:
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Фе- дерации”.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Фе- дерации”.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопитель- ной части трудовой пенсии в Российской Федерации”.
Согласно закону “О государственном пенсионном обеспе- чении в Российской Федерации” право на пенсию по государс- твенному пенсионному обеспечению имеют:
федеральные государственные гражданские служащие;
военнослужащие;
участники Великой Отечественной войны;
граждане, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”;
граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
нетрудоспособные граждане;
граждане из числа космонавтов и работников летно-ис- пытательного состава.
Назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия; пенсияпо случаю потери кормильца. Финансирование этих пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Феде-
1 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (поло- жений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального За- кона “О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального раз- вития РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”.
ральным государственным гражданским служащим назначается пенсия при наличии стажа не менее 15 лет в размере 45% сред-немесячного заработка плюс 3% месячного заработка за каждый год стажа сверх 15 лет. Общая сумма пенсии не может превышать 75% среднего заработка (включая трудовую пенсию).
Закон “Об обязательном пенсионном страховании в Россий- ской Федерации” устанавливает основы обязательного пенси- онного страхования, регулирует финансовые правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, источники формирования бюджета Пенсионного фонда РФ.
Закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” устанавливает права граждан и порядок назначения трудовых пенсий на общих основаниях.
В законе определены виды трудовых пенсий:
по старости;
по инвалидности;
по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инва- лидности состоят из следующих частей:
страховой;
накопительной (для гр-н 1967 г. рождения и моложе).
Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ от-крывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.
Каждому застрахованному лицу выдается страховое сви- детельство.
Работодатели представляют в органы Пенсионного фонда РФ сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица, которые включаются в лицевой счет застрахованного лица.
Новая функция Пенсионного фонда РФ позволяет улучшить учет и контроль за правильностью отчислений в него страховых взносов предприятиями и организациями.
У всех граждан, формирующих свои пенсионные права в основном с 2002 г., т. е. в ныне действующей пенсионной системе, величина размера их пенсий определяется не стажем и заработ- ком, а объемом страховых взносов, которые перечисляются рабо- тодателями за работника на его индивидуальный лицевой счет.
- А. С. Нешитой,
- Удк 336
- Глава 4. Финансовая политика 82
- Глава 10. Региональные и местные бюджеты 251
- Глава 11. Государственные социальные внебюджетные фонды 283
- Глава 12. Государственный кредит 333
- Раздел III
- Глава 13. Теоретические основы финансов коммерческих предприятий (организаций) 356
- Глава 14. Финансы некоммерческих организаций 392
- Введение
- Раздел I Понятие о финансах, управление финансами
- Глава 1. Сущность и функции финансов
- Экономическая сущность финансов
- Функции финансов
- Необходимость финансов в рыночном хозяйстве
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Финансовая система Российской Федерации
- Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации
- Страхование;
- Система государственных финансовых органов.
- Характеристика сфер и звеньев финансовой системы рф
- Структура зарегистрированных предприятий и организаций по организационно-правовым формам (по данным Единого государственного реестра предприятий и организаций)1
- Характеристика кредитно-банковской системы и ее роль в финансовой системе рф
- К специализированным кредитно-финансовым учреждени-
- Система государственных финансовых органов и их роль в финансовой системе рф
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Финансовые ресурсы
- Понятие государственных финансовых ресурсов
- Формирование финансовых ресурсов предприятий (организаций)
- Амортизационный фонд как источник финансовых ресурсов
- Основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве
- Распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса
- Использование финансов
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовая политика
- Понятие и принципы финансовой политики
- Финансовая политика государства
- Разработка финансовой политики предприятий (организаций)
- А) показатели ликвидности:
- В) показатели интенсивности использования ресурсов:
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Управление финансами
- Сущность и методы управления финансами
- Система государственных органов управления финансами и их функции
- Министерство финансов рф выполняет следующие ос- новные функции:
- Налоговые инспекции обязаны:
- Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики
- Автоматизированные системы управления финансами
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Финансовый контроль
- Содержание финансового контроля
- Виды, формы и методы финансового контроля
- Система органов государственного финансового контроля и их функции
- Аудиторский контроль
- Контрольные вопросы
- Функции государственного бюджета
- Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Бюджетное устройство и бюджетный процесс
- Бюджетное устройство Российской Федерации
- Бюджетный процесс в Российской Федерации
- Бюджетная классификация
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Доходы и расходы федерального бюджета
- Экономическое содержание доходов федерального бюджета, налогов и сборов.
- Роль налогов в формировании доходов федерального бюджета Российской Федерации.
- Состав и структура расходов федерального бюджета
- Бюджетный дефицит и его финансирование
- Федеральный бюджет на 2008–2010 гг. И на 2009–2011 гг.
- Приоритетами бюджетной политики на 2009–2011 гг. Яв- ляются национальная экономика и социальная политика.
- Главная ставка в социальной политике сделана на улуч- шение качества жизни населения.
- Контрольные вопросы
- Глава 10. Региональные и местные бюджеты
- Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов
- Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по формированию бюджетов
- Формирование доходов бюджетов субъектов Российской Федерации
- Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации
- Формирование доходов местных бюджетов
- Расходы местных бюджетов
- Регулирование доходов региональных и местных бюджетов
- Контрольные вопросы
- Глава 11. Государственные социальные внебюджетные фонды
- Государственные социальные внебюджетные фонды и правовые основы их образования
- Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование
- Фонд социального страхования Российской Федерации, его функции, формирование и использование
- Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование
- Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 гг., млрд руб.1
- Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 г. И на плановый период 2010–2011 гг. (млрд руб.)1
- Страховые взносы, зачисляемые в государственные внебюджетные фонды
- Плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам уплачивают соот-
- Тарифы страховых взносов на финансирование трудовой пенсии в соответствии с законодательством рф об обязательном пенсионном страховании
- Внебюджетные фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Государственный кредит
- Правовые основы государственного кредита
- Формы государственного кредита и классификация государственных займов
- Государственный внутренний
- Управление государственным кредитом
- Контрольные вопросы
- Раздел III Основы функционирования финансов предприятий (организаций)
- Глава 13. Теоретические основы финансов коммерческих предприятий (организаций)
- Экономическое содержание
- Принципы организации финансов коммерческих предприятий (организаций)
- Денежные доходы и расходы коммерческих организаций
- Прибыль и рентабельность коммерческих организаций
- Финансы государственных
- Особенности финансов производственных кооперативов
- Финансово-промышленные группы
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Финансы некоммерческих организаций
- Финансы потребительских кооперативов
- Финансы общественных некоммерческих организаций, фондов, учреждений
- Финансы профессиональных союзов
- Контрольные вопросы
- Раздел IV Страховые отношения
- Глава15. Экономическая сущность и формы страхования
- Экономическая сущность и роль страхования
- Формы и виды страхования
- Глава 16. Организация страхования и государственный надзор за страховой деятельностью
- Организация страхования в Российской Федерации
- Обеспечение финансовой устойчивости страховой организации
- Государственный надзор за страховой деятельностью
- Контрольные вопросы
- Раздел V
- Сотрудничества
- Глава 17. Роль финансов в регулировании развития экономики России
- Оценка состояния экономики Российской Федерации
- Производство основных продуктов питания и важнейших видов непродовольственных товаров1
- Воздействие финансов
- Использование финансов для решения социальных проблем
- Контрольные вопросы
- Глава 18. Финансы в системе международных экономических отношений
- Тенденцииразвития мирового хозяйства
- Роль финансов в развитии международной торговли
- Вывоз капитала за рубеж
- Международные валютные отношения
- Официальные курсы иностранных валют по отношению к российскому рублю (на начало 2009 г., руб. За единицу национальной валюты)1
- Динамика курса доллара сша и евро по отношению к российскому рублю (по данным Центрального банка рф)1
- Международные кредитно-финансовые организации
- Европейский фонд валютного сотрудничества (ефвс)
- Платежный баланс Российской Федерации
- Признаки кризиса финансовой системы России в условиях реформирования экономики и меры по преодолению финансовых трудностей
- Консолидированный бюджет Российской Федерации в 1990–2005 гг. (в фактических действовавших ценах, млрд руб.)1
- Распределение кредиторской и дебиторской задолженностей предприятий и организаций по видам экономической деятельности на конец 2008 г. (в %)1
- Контрольные вопросы
- I'JiaBiIhlli pe,n;aKTop -a. E. U.11./1,apuouoea