logo
Финансы учебник

Система государственных финансовых органов и их роль в финансовой системе рф

Финансовая система — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев, а также финансовых институтов (организаций, учреждений), непосредственно учас-твующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению1.

Государство осуществляет руководство финансами, ре- гулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.

Согласно Конституции РФ (ст. 94, 95) высшим представи- тельным и законодательным органом власти в стране является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Государст- венной Думы и Совета Федерации. В республиках представи- тельные (законодательные) органы образуются в соответствии с Конституцией РФ и Конституцией республики.

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассмат- ривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик (региональные бюджеты), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и др. в пределах своей компетенции, определенной Конститу- цией РФ.

Исполнительную власть в стране осуществляют Правитель- ство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.

Правительство РФ, согласно ст. 114 Конституции РФ, раз-рабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государ-ственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

1 См.: Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред.

А. Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2002. С. 1021.

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой фи- нансовой, кредитной и денежной политики, занимается други- ми финансовыми вопросами государства. Правительства РФ и республик издают постановления и распоряжения по вопросам финансов.

Правительства республик в составе РФ, автономной об- ласти, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления обеспе- чивают в пределах своей компетенции руководство финансами на соответствующих территориях административных образо- ваний.

Кроме указанных высших органов государственной власти в финансовой деятельности участвуют специальные органы. Их можно подразделить на две группы:

  1. государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций (Министерство финансов РФ, Банк России);

  2. государственные органы специальной компетенции (Фе-деральное казначейство, органы финансового контроля, страхо- вой надзор, коммерческие банки).

Все акты исполнительных органов власти специальной компетенции могут издаваться не иначе как на основании и во исполнение закона.

В Российской Федерации образованы государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной их функцией.

Так, в системе финансовых государственных органов гла-венствующее положение отводится Министерству финансов РФ. В субъектах Федерации в составе правительств или админист- раций имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления.

Основной объем финансовой деятельности государства приходится на Министерство финансов РФ. Оно является фе- деральным органом исполнительной власти, осуществляющимвыработку единой государственной финансовой, кредитной, денежнойполитики инормативно-правовое регулирование

на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральныхконституционных законов, федеральных законов, актов Прези- дента РФ в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области ау-диторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, вклю-чая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию иконтроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Феде- ральной службы по финансовому мониторингу.

Министерство финансов РФ осуществляет свою деятель- ность непосредственно и через территориальные органы феде- рального казначейства.

Основные задачи и функции Министерства финансов РФ изложены в гл. 5 “Управление финансами”.

В условиях перехода к рынку, усложнения финансовой деятельности государства в ведении Минфина России, как от- мечалось, образован ряд органов, специально занимающихся организацией финансов и контролем в области финансовой деятельности, наделенных определенными функциями. К ним, в частности, относятся: Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба и др.

Федеральное казначейство было образовано в 1993 г. и состояло (до 2004 г.) из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных емутерриториальных управлений Федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам, районам. Территориальные органы Федерального казначейст- ва находились в подчинении у своего вышестоящего органа, а

Главное управление казначейства — в подчинении у министра финансов РФ.

В 2000 г. штатная численность работников Казначейства вРоссии составляла свыше 25 тыс. человек, в том числе в Главном управлении Федерального казначейства — 150 человек.

В 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образовано Федеральное казначейство (с придани- ем ему статуса федеральной службы), находящееся в ведении Минфина России. Федеральному казначейству переданы пра- воприменительные функции Минфина России по обеспечению исполнения федерального бюджета.

Главными полномочиями Казначейства являются:

мых в банках счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы;

ным бюджетом и государственными федеральными внебюджет- ными фондами;

ственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчет- ности о финансовых операциях, о выполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;

финансовых ресурсов;

ральной системы Казначейства.

Территориальные органы этой службы осуществляют насоответствующей территории аналогичные функции в пределах их компетенции.

Государственным органом, занимающимся сбором нало- гов с юридических и физических лиц, являются Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые инспекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны.

На Федеральную налоговую службу возложено осуществ- ление контроля за соблюдением налогового законодательства,проверка полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. Налоговые органы в течение года проверяют каждого третьегоналогоплательщика. В результате проверок доначисляются значительные суммы, причитающиеся бюджету. В налоговой службе страны занято свыше 100 тыс. человек.

Для осуществления контрольных функций Федеральное Собрание Российской Федерации образовало Счетную палату. Счетная палата действует на основании Федерального законаот 11 января 1995 г. № 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации”. Она не зависит от Правительства РФ и наделенаширокими полномочиями, подчинена только Федеральному Собранию РФ и Президенту РФ.