logo
Финансы учебник

Платежный баланс Российской Федерации

По платежному балансу обычно оценивается финансовое по- ложение страны на международном рынке. В платежном балансе отражаются основные показатели, позволяющие предвидеть степень возможного участия страны в международной торговле, устанавливать ее платежеспособность.

Платежный баланс — это документ, в котором отражает- ся движение денежных средств в виде платежей из страны в страну и соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей и поступивших в страну в течение определенного периода (как правило, годовой).

Платежный баланс, в котором поступление денежных средств превышает их расходование, называют активным, а ба- ланс, в котором расходование средств превышает поступление, называют пассивным платежным балансом.

Таким образом, платежный баланс можно характеризовать как внешнеэкономический или валютный бюджет страны, исчис- ленный в соответствии с ее реальными доходами и расходами.

В платежный баланс включаются все статьи, показываю- щие поступление и расходование денежных средств за год по линии внешнеэкономических связей: экспорт и импорт товаров и услуг1; доходы от инвестиций, текущие и капитальные транс- ферты; прямые и портфельные инвестиции, торговые кредиты и займы.

В большинстве стран, в том числе и в России, платежный баланс составляется по схеме, рекомендованной Международ- ным валютным фондом.

Платежный баланс Российской Федерации, составленный Госкомстатом России с участием Министерства финансов РФ,Министерства экономического развития и торговли и Централь- ного банка РФ, приводится в табл. 18.9.

1 Торговля услугами включает оплату заграничных перевозок, ту- ризм, куплю и продажу патентов и лицензий, международное страхова- ние.

Таблица 18.9

Платежный баланс Российской Федерации млн долл. США)1

Содержание операций

1995 г.

2000 г.

2005 г.

2008 г.

1

2

3

4

5

I. Счет текущих операций

6963

46 839

84 443

102 331

Товары и услуги

10 178

53 506

104 470

154 699

экспорт товаров и услуг

92 987

114 598

268 768

522 909

импорт товаров и услуг

–82 809

–61 091

–164 299

–368 210

Доходы от инвестиций и оплата труда

–3372

–6736

–18 988

–49 273

полученные

4278

4753

17 382

57 408

выплаченные

–7650

–11 489

–36 371

–106 681

Текущие трансферты

157

69

–1038

–3096

полученные

864

807

4490

11 003

выплаченные

–738

–738

–5528

–14 099

II. Счет операций с капиталом и фи- нансовыми инструментами

2150

–37 683

–76 099

–93 419

Капитальные трансферты

–347

10 955

–12 764

734

полученные

3122

11 822

678

1647

выплаченные

–3469

–867

–13 442

–914

Прямые инвестиции

1460

–463

118

17 930

за границу

–606

–3177

–12 767

–52 390

в Россию

2066

2714

12 886

70 320

Портфельные инвестиции

–2444

–10 334

–11 494

–34 009

активы

–1705

–411

–10 666

–7860

обязательства

–738

–9923

–828

–26 148

Прочие инвестиции

13 867

–21 831

9735

–121 106

торговые кредиты и авансы

2110

–4245

–7645

–8129

ссуды и займы предоставленные

8641

5365

–5538

–60 325

просроченная задолженность

–10 553

–7350

11 047

–1222

непоступление экспортной выручки

–5239

–5293

–27 953

–38 760

ссуды и займы привлеченные

9085

–3603

39 605

61 325

просроченная задолженность

1159

–1637

17

943

прочие обязательства

922

187

320

2023

Резервные активы

–10 386

–16 010

–61 461

45 340

1 Россия в цифрах. 2006. С. 423; 2009. С. 487–488.

Окончание табл. 18.9

1

2

3

4

5

III. Чистые ошибки и пропуски, поправки на расчеты со странами СНГ и дальнего зарубежья

–9113

–9156

–8344

–8912

IV. Общее сальдо

0

0

0

0

Данные табл. 18.9 приведены по сальдо кредитовых (+) и де- бетовых (–) проводок. В счете текущих операций положительное сальдо означает экспорт товаров и услуг, поступление доходов и трансфертов, отрицательное — импорт товаров и услуг, выплату доходов и трансфертов.

В таблице в счете операций с капиталом и финансовымиинструментами положительная величина свидетельствует о росте обязательств резидентов России перед нерезидентами и о сокращении требований к нерезидентам; отрицательная вели- чина означает сокращение обязательств перед нерезидентами и рост требований к нерезидентам со стороны резидентов.

Платежный баланс представляет собой отчет, в котором обобщаются внешнеэкономические операции российских рези- дентов с нерезидентами других стран за определенные перио- ды времени (годы). К таким операциям, совершаемым между резидентами и нерезидентами, относятся операции с товарами и услугами, доходами от инвестиций, операции с финансовыми обязательствами в отношении остальных стран.

Отрицательное сальдо по тому или иному финансовому счету показывает чистое увеличение иностранных активов резидентов и (или) снижение их иностранных пассивов в результате опера- ций. Положительное сальдо означает чистое снижение иностран- ных активов резидентов и (или) рост их иностранных пассивов. Платежный баланс характеризует истинную картину внеш-

ней торговли Российской Федерации. В настоящее время его состояние неудовлетворительно.

На состояние платежного баланса оказывают влияние ряд факторов — как внешних, так и внутренних. В частности, ди-

намика мировой торговли, складывающаяся прежде всего под воздействием циклического изменения цен на мировом рынке на нефть, которая в экспорте России имеет большой удельный вес; изменений курсов рубля и доллара и др.

К внутренним факторам, влияющим на платежный баланс, можно отнести спад промышленного и сельскохозяйственногопроизводства, нестабильность политической обстановки в стране (частая сменяемость правительства и др.).

Актуальной в России проблемой, связанной с платежеспо-собностью страны, является проблема внешней задолженности, которая к 2005 г. снизилась, а затем приобрела иной, но исклю-чительно острый характер (тем более в условиях кризисной ситуации 2008 г.).

Это проблема возникла после 1990 года. Если в 1985 г. внешняя задолженность России составляла 28,3 млрд долл., в 1990 г. — 59,8 млрд долл., то в 1995 г. она возросла до 120 млрд долл. Внешний долг России особенно быстро нарастал в 1992–1998 гг. и к 2000 г. достигал 150–160 млрд долл. (а по разным оценкам еще выше)1.

Правительство России вело интенсивные переговоры с Парижским и Лондонским клубами об отсрочке уплаты долга и процентов, которые достигли значительных сумм.

Если какая-либо страна-должник начинает проводить про- грамму реформирования и оздоровления экономики с помощью и по рецептам Международного валютного фонда, Парижскийклуб включается в решение проблемы страны-должника, выра- батывает соглашение о переносе срока уплаты долга. Величинадолга России государствам Парижского клуба с процентами составляла к началу 2005 г. около 40 млрд долл.2

1 На 1 апреля 2005 г., по данным Минфина России, внешний долг со- ставлял 120 млрд долл., на конец 2005 г. (по оценке) — менее 100 млрд долл., на 1 января 2007 г. государственный внешний долг составлял

45 млрд долл, однако возросли заимствования компаний и банков, и общий внешний долг достиг 310,6 млрд долл., а на конец 2008 г. — уже 484,7 млрд долл. (см. Россия в цифрах, 2009. С. 37).

2 В августе 2005 г. Россия полностью рассчиталась по долгам перед

странами — членами Парижского клуба кредиторов.

Лондонский клуб объединяет 600 международных кредит-ных организаций и банков-кредиторов, которые предоставляют кредиты без гарантий своих правительств. Он, так же как и Парижский клуб, на основе переговоров может перенести срок уплаты долга и процентов на более позднее время, если странапроводит мероприятия по оздоровлению экономики по програм- ме МВФ. Величина долга России банкам — членам Лондонского клуба составляет около 35 млрд долл.

Проблема рассчитаться с долгами и процентами по ним довольно сложная для России, если учесть то обстоятельство, что за рубеж из России уходит и оседает в зарубежных банках ежегодно от 15 до 20 млрд долл.

По мнению ряда ученых России, для решения проблемы внешней задолженности необходимы следующие мероприятия:

  1. прекращение вывоза капиталов за границу нелегальным путем;

  2. организация сети государственных банков и крупных промышленных государственных компаний;

  3. перенесение сроков платежей по внешним долгам на 10 лет;

  4. разработка плана восстановления промышленности и сельского хозяйства и доведение выпуска их продукции до уровня 1990–1991 гг.

Влияние негативных факторов в России может постепенно уменьшаться по мере стабилизации и вхождения ее в мировое сообщество. России следует во внешнеэкономической деятель- ности активно задействовать свой промышленный и научный потенциал.