Платежный баланс Российской Федерации
По платежному балансу обычно оценивается финансовое по- ложение страны на международном рынке. В платежном балансе отражаются основные показатели, позволяющие предвидеть степень возможного участия страны в международной торговле, устанавливать ее платежеспособность.
Платежный баланс — это документ, в котором отражает- ся движение денежных средств в виде платежей из страны в страну и соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей и поступивших в страну в течение определенного периода (как правило, годовой).
Платежный баланс, в котором поступление денежных средств превышает их расходование, называют активным, а ба- ланс, в котором расходование средств превышает поступление, называют пассивным платежным балансом.
Таким образом, платежный баланс можно характеризовать как внешнеэкономический или валютный бюджет страны, исчис- ленный в соответствии с ее реальными доходами и расходами.
В платежный баланс включаются все статьи, показываю- щие поступление и расходование денежных средств за год по линии внешнеэкономических связей: экспорт и импорт товаров и услуг1; доходы от инвестиций, текущие и капитальные транс- ферты; прямые и портфельные инвестиции, торговые кредиты и займы.
В большинстве стран, в том числе и в России, платежный баланс составляется по схеме, рекомендованной Международ- ным валютным фондом.
Платежный баланс Российской Федерации, составленный Госкомстатом России с участием Министерства финансов РФ,Министерства экономического развития и торговли и Централь- ного банка РФ, приводится в табл. 18.9.
1 Торговля услугами включает оплату заграничных перевозок, ту- ризм, куплю и продажу патентов и лицензий, международное страхова- ние.
Таблица 18.9
Платежный баланс Российской Федерации (в млн долл. США)1
Содержание операций | 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. | 2008 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Счет текущих операций | 6963 | 46 839 | 84 443 | 102 331 |
Товары и услуги | 10 178 | 53 506 | 104 470 | 154 699 |
экспорт товаров и услуг | 92 987 | 114 598 | 268 768 | 522 909 |
импорт товаров и услуг | –82 809 | –61 091 | –164 299 | –368 210 |
Доходы от инвестиций и оплата труда | –3372 | –6736 | –18 988 | –49 273 |
полученные | 4278 | 4753 | 17 382 | 57 408 |
выплаченные | –7650 | –11 489 | –36 371 | –106 681 |
Текущие трансферты | 157 | 69 | –1038 | –3096 |
полученные | 864 | 807 | 4490 | 11 003 |
выплаченные | –738 | –738 | –5528 | –14 099 |
II. Счет операций с капиталом и фи- нансовыми инструментами | 2150 | –37 683 | –76 099 | –93 419 |
Капитальные трансферты | –347 | 10 955 | –12 764 | 734 |
полученные | 3122 | 11 822 | 678 | 1647 |
выплаченные | –3469 | –867 | –13 442 | –914 |
Прямые инвестиции | 1460 | –463 | 118 | 17 930 |
за границу | –606 | –3177 | –12 767 | –52 390 |
в Россию | 2066 | 2714 | 12 886 | 70 320 |
Портфельные инвестиции | –2444 | –10 334 | –11 494 | –34 009 |
активы | –1705 | –411 | –10 666 | –7860 |
обязательства | –738 | –9923 | –828 | –26 148 |
Прочие инвестиции | 13 867 | –21 831 | 9735 | –121 106 |
торговые кредиты и авансы | 2110 | –4245 | –7645 | –8129 |
ссуды и займы предоставленные | 8641 | 5365 | –5538 | –60 325 |
просроченная задолженность | –10 553 | –7350 | 11 047 | –1222 |
непоступление экспортной выручки | –5239 | –5293 | –27 953 | –38 760 |
ссуды и займы привлеченные | 9085 | –3603 | 39 605 | 61 325 |
просроченная задолженность | 1159 | –1637 | 17 | 943 |
прочие обязательства | 922 | 187 | 320 | 2023 |
Резервные активы | –10 386 | –16 010 | –61 461 | 45 340 |
1 Россия в цифрах. 2006. С. 423; 2009. С. 487–488.
Окончание табл. 18.9
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
III. Чистые ошибки и пропуски, поправки на расчеты со странами СНГ и дальнего зарубежья | –9113 | –9156 | –8344 | –8912 |
IV. Общее сальдо | 0 | 0 | 0 | 0 |
Данные табл. 18.9 приведены по сальдо кредитовых (+) и де- бетовых (–) проводок. В счете текущих операций положительное сальдо означает экспорт товаров и услуг, поступление доходов и трансфертов, отрицательное — импорт товаров и услуг, выплату доходов и трансфертов.
В таблице в счете операций с капиталом и финансовымиинструментами положительная величина свидетельствует о росте обязательств резидентов России перед нерезидентами и о сокращении требований к нерезидентам; отрицательная вели- чина означает сокращение обязательств перед нерезидентами и рост требований к нерезидентам со стороны резидентов.
Платежный баланс представляет собой отчет, в котором обобщаются внешнеэкономические операции российских рези- дентов с нерезидентами других стран за определенные перио- ды времени (годы). К таким операциям, совершаемым между резидентами и нерезидентами, относятся операции с товарами и услугами, доходами от инвестиций, операции с финансовыми обязательствами в отношении остальных стран.
Отрицательное сальдо по тому или иному финансовому счету показывает чистое увеличение иностранных активов резидентов и (или) снижение их иностранных пассивов в результате опера- ций. Положительное сальдо означает чистое снижение иностран- ных активов резидентов и (или) рост их иностранных пассивов. Платежный баланс характеризует истинную картину внеш-
ней торговли Российской Федерации. В настоящее время его состояние неудовлетворительно.
На состояние платежного баланса оказывают влияние ряд факторов — как внешних, так и внутренних. В частности, ди-
намика мировой торговли, складывающаяся прежде всего под воздействием циклического изменения цен на мировом рынке на нефть, которая в экспорте России имеет большой удельный вес; изменений курсов рубля и доллара и др.
К внутренним факторам, влияющим на платежный баланс, можно отнести спад промышленного и сельскохозяйственногопроизводства, нестабильность политической обстановки в стране (частая сменяемость правительства и др.).
Актуальной в России проблемой, связанной с платежеспо-собностью страны, является проблема внешней задолженности, которая к 2005 г. снизилась, а затем приобрела иной, но исклю-чительно острый характер (тем более в условиях кризисной ситуации 2008 г.).
Это проблема возникла после 1990 года. Если в 1985 г. внешняя задолженность России составляла 28,3 млрд долл., в 1990 г. — 59,8 млрд долл., то в 1995 г. она возросла до 120 млрд долл. Внешний долг России особенно быстро нарастал в 1992–1998 гг. и к 2000 г. достигал 150–160 млрд долл. (а по разным оценкам еще выше)1.
Правительство России вело интенсивные переговоры с Парижским и Лондонским клубами об отсрочке уплаты долга и процентов, которые достигли значительных сумм.
Если какая-либо страна-должник начинает проводить про- грамму реформирования и оздоровления экономики с помощью и по рецептам Международного валютного фонда, Парижскийклуб включается в решение проблемы страны-должника, выра- батывает соглашение о переносе срока уплаты долга. Величинадолга России государствам Парижского клуба с процентами составляла к началу 2005 г. около 40 млрд долл.2
1 На 1 апреля 2005 г., по данным Минфина России, внешний долг со- ставлял 120 млрд долл., на конец 2005 г. (по оценке) — менее 100 млрд долл., на 1 января 2007 г. государственный внешний долг составлял
45 млрд долл, однако возросли заимствования компаний и банков, и общий внешний долг достиг 310,6 млрд долл., а на конец 2008 г. — уже 484,7 млрд долл. (см. Россия в цифрах, 2009. С. 37).
2 В августе 2005 г. Россия полностью рассчиталась по долгам перед
странами — членами Парижского клуба кредиторов.
Лондонский клуб объединяет 600 международных кредит-ных организаций и банков-кредиторов, которые предоставляют кредиты без гарантий своих правительств. Он, так же как и Парижский клуб, на основе переговоров может перенести срок уплаты долга и процентов на более позднее время, если странапроводит мероприятия по оздоровлению экономики по програм- ме МВФ. Величина долга России банкам — членам Лондонского клуба составляет около 35 млрд долл.
Проблема рассчитаться с долгами и процентами по ним довольно сложная для России, если учесть то обстоятельство, что за рубеж из России уходит и оседает в зарубежных банках ежегодно от 15 до 20 млрд долл.
По мнению ряда ученых России, для решения проблемы внешней задолженности необходимы следующие мероприятия:
прекращение вывоза капиталов за границу нелегальным путем;
организация сети государственных банков и крупных промышленных государственных компаний;
перенесение сроков платежей по внешним долгам на 10 лет;
разработка плана восстановления промышленности и сельского хозяйства и доведение выпуска их продукции до уровня 1990–1991 гг.
Влияние негативных факторов в России может постепенно уменьшаться по мере стабилизации и вхождения ее в мировое сообщество. России следует во внешнеэкономической деятель- ности активно задействовать свой промышленный и научный потенциал.
- А. С. Нешитой,
- Удк 336
- Глава 4. Финансовая политика 82
- Глава 10. Региональные и местные бюджеты 251
- Глава 11. Государственные социальные внебюджетные фонды 283
- Глава 12. Государственный кредит 333
- Раздел III
- Глава 13. Теоретические основы финансов коммерческих предприятий (организаций) 356
- Глава 14. Финансы некоммерческих организаций 392
- Введение
- Раздел I Понятие о финансах, управление финансами
- Глава 1. Сущность и функции финансов
- Экономическая сущность финансов
- Функции финансов
- Необходимость финансов в рыночном хозяйстве
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Финансовая система Российской Федерации
- Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации
- Страхование;
- Система государственных финансовых органов.
- Характеристика сфер и звеньев финансовой системы рф
- Структура зарегистрированных предприятий и организаций по организационно-правовым формам (по данным Единого государственного реестра предприятий и организаций)1
- Характеристика кредитно-банковской системы и ее роль в финансовой системе рф
- К специализированным кредитно-финансовым учреждени-
- Система государственных финансовых органов и их роль в финансовой системе рф
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Финансовые ресурсы
- Понятие государственных финансовых ресурсов
- Формирование финансовых ресурсов предприятий (организаций)
- Амортизационный фонд как источник финансовых ресурсов
- Основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве
- Распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса
- Использование финансов
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовая политика
- Понятие и принципы финансовой политики
- Финансовая политика государства
- Разработка финансовой политики предприятий (организаций)
- А) показатели ликвидности:
- В) показатели интенсивности использования ресурсов:
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Управление финансами
- Сущность и методы управления финансами
- Система государственных органов управления финансами и их функции
- Министерство финансов рф выполняет следующие ос- новные функции:
- Налоговые инспекции обязаны:
- Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики
- Автоматизированные системы управления финансами
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Финансовый контроль
- Содержание финансового контроля
- Виды, формы и методы финансового контроля
- Система органов государственного финансового контроля и их функции
- Аудиторский контроль
- Контрольные вопросы
- Функции государственного бюджета
- Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Бюджетное устройство и бюджетный процесс
- Бюджетное устройство Российской Федерации
- Бюджетный процесс в Российской Федерации
- Бюджетная классификация
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Доходы и расходы федерального бюджета
- Экономическое содержание доходов федерального бюджета, налогов и сборов.
- Роль налогов в формировании доходов федерального бюджета Российской Федерации.
- Состав и структура расходов федерального бюджета
- Бюджетный дефицит и его финансирование
- Федеральный бюджет на 2008–2010 гг. И на 2009–2011 гг.
- Приоритетами бюджетной политики на 2009–2011 гг. Яв- ляются национальная экономика и социальная политика.
- Главная ставка в социальной политике сделана на улуч- шение качества жизни населения.
- Контрольные вопросы
- Глава 10. Региональные и местные бюджеты
- Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов
- Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по формированию бюджетов
- Формирование доходов бюджетов субъектов Российской Федерации
- Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации
- Формирование доходов местных бюджетов
- Расходы местных бюджетов
- Регулирование доходов региональных и местных бюджетов
- Контрольные вопросы
- Глава 11. Государственные социальные внебюджетные фонды
- Государственные социальные внебюджетные фонды и правовые основы их образования
- Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование
- Фонд социального страхования Российской Федерации, его функции, формирование и использование
- Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование
- Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 гг., млрд руб.1
- Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 г. И на плановый период 2010–2011 гг. (млрд руб.)1
- Страховые взносы, зачисляемые в государственные внебюджетные фонды
- Плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам уплачивают соот-
- Тарифы страховых взносов на финансирование трудовой пенсии в соответствии с законодательством рф об обязательном пенсионном страховании
- Внебюджетные фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Государственный кредит
- Правовые основы государственного кредита
- Формы государственного кредита и классификация государственных займов
- Государственный внутренний
- Управление государственным кредитом
- Контрольные вопросы
- Раздел III Основы функционирования финансов предприятий (организаций)
- Глава 13. Теоретические основы финансов коммерческих предприятий (организаций)
- Экономическое содержание
- Принципы организации финансов коммерческих предприятий (организаций)
- Денежные доходы и расходы коммерческих организаций
- Прибыль и рентабельность коммерческих организаций
- Финансы государственных
- Особенности финансов производственных кооперативов
- Финансово-промышленные группы
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Финансы некоммерческих организаций
- Финансы потребительских кооперативов
- Финансы общественных некоммерческих организаций, фондов, учреждений
- Финансы профессиональных союзов
- Контрольные вопросы
- Раздел IV Страховые отношения
- Глава15. Экономическая сущность и формы страхования
- Экономическая сущность и роль страхования
- Формы и виды страхования
- Глава 16. Организация страхования и государственный надзор за страховой деятельностью
- Организация страхования в Российской Федерации
- Обеспечение финансовой устойчивости страховой организации
- Государственный надзор за страховой деятельностью
- Контрольные вопросы
- Раздел V
- Сотрудничества
- Глава 17. Роль финансов в регулировании развития экономики России
- Оценка состояния экономики Российской Федерации
- Производство основных продуктов питания и важнейших видов непродовольственных товаров1
- Воздействие финансов
- Использование финансов для решения социальных проблем
- Контрольные вопросы
- Глава 18. Финансы в системе международных экономических отношений
- Тенденцииразвития мирового хозяйства
- Роль финансов в развитии международной торговли
- Вывоз капитала за рубеж
- Международные валютные отношения
- Официальные курсы иностранных валют по отношению к российскому рублю (на начало 2009 г., руб. За единицу национальной валюты)1
- Динамика курса доллара сша и евро по отношению к российскому рублю (по данным Центрального банка рф)1
- Международные кредитно-финансовые организации
- Европейский фонд валютного сотрудничества (ефвс)
- Платежный баланс Российской Федерации
- Признаки кризиса финансовой системы России в условиях реформирования экономики и меры по преодолению финансовых трудностей
- Консолидированный бюджет Российской Федерации в 1990–2005 гг. (в фактических действовавших ценах, млрд руб.)1
- Распределение кредиторской и дебиторской задолженностей предприятий и организаций по видам экономической деятельности на конец 2008 г. (в %)1
- Контрольные вопросы
- I'JiaBiIhlli pe,n;aKTop -a. E. U.11./1,apuouoea