2. Перспективное финансовое планирование
Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период от одного года до трех лет (реже пяти) лет.
Перспективному финансовому планированию предшествует разработка финансовой стратегии предприятия и прогнозирование его финансовой деятельности.
Финансовая стратегия представляет собой детально проработанную концепцию привлечения и использования финансовых ресурсов предприятия.
Финансовое прогнозирование состоит в изучении возможного будущего финансового состояния хозяйствующего субъекта на длительную перспективу в зависимости от изменения факторов внешней и внутренней среды.
Объекты финансового прогнозирования:
показатели отчета о прибылях и убытках;
потоки денежных средств;
показатели бухгалтерского баланса.
Результатом перспективного планирования является разработка трех основных финансовых документов- прогнозов: отчета о прибылях и убытках; отчета о движении денежных средств; бухгалтерского баланса. В долгосрочной перспективе неопределенность изменения макроэкономической конъюнктуры возрастает, т.е. все большую роль начинают играть факторы, не зависящие от деятельности организации (предприятия). Поэтому излишняя детализация показателей перспективного плана нецелесообразна.
Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж, потребность в инвестиционных ресурсах, способы финансирования этих инвестиций. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на 3 года. На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов и др. составные затраты. На основе полученных данных разрабатывается прогнозный отчет о прибылях и убытках, который позволяет определить объем производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности; установить размер желаемой прибыли. Далее разрабатывается план-прогноз движения денежных средств. Этот документ учитывает приток денежных средств, отток денежных средств (затраты, расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит). С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько их нужно вложить в хозяйственную деятельность организации, синхронность поступления и расходования денежных средств.
Прогноз баланса активов и пассивов отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов хозяйствующих субъектов. Целью составления балансового прогноза является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечение внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала.
Одним из плановых документов разрабатываемых организацией в рамках перспективного планирования, является бизнес-план.
Бизнес-план - это документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели обосновывающие целесообразность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий суть предлагаемого нового направления деятельности фирмы.
Бизнес-план – широком смысле объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы.
С позиции теории управления этот документ выполняет четыре основные функции.
1. Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для формирования концепции развития фирмы
Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятиями
организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния .
выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых сторон.
формирование инвестиционных целей на планируемый год.
Бизнес-план дает объективное представление о возможности развития производства, способах продвижения товаров на рынок , ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска. В бизнес-плане решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятия, текущие и так и перспективные.
2. Вторая функция состоит в том, что составленный бизнес- план является инструментом контроля и управления.
3. Третья функция - привлечение кредитов и займов. Для того чтобы застраховать себя от возможного невозврата предоставляемых кредитов, банки, как правило, требуют не только гарантий и залога, но и тщательно проработанной концепции, стратегии бизнеса.
4. Четвертая функция рекламно-пропагандистская. Она необходима для привлечения к новому делу потенциальных партнеров, которые могут вложить в намеченный проект собственный капитал или содействовать мобилизации иных источников.
Для того, чтобы инвесторы и авторы проектов легче находили общий язык, выработан общепринятый стандарт. Международные финансовые организации опираются в своей практике на стандарт, разработанный специалистами (UNIDO) (United Nationals Industrial Development Organization) –организации, созданной ООН.
Структура бизнес-планов проектов должна отвечать этому стандарту. Согласно этой методике бизнес – план должен содержать определенные разделы.
Разделы бизнес-плана должны охватывать все аспекты деятельности предприятия.
Рассмотрим один из возможных вариантов структурирования бизнес-плана согласно стандартам их разработки.
1. Резюме (вводная часть). Сущность предполагаемого бизнеса (проекта)
2. Описание предприятия (краткое).
3. Описание продукта (продукции, услуги, изделия).
4. Анализ рынка, стратегия маркетинга
5. План финансирования инвестиций
6. Календарный план
7. План основной деятельности ( план производства, план сбыта продукции или предоставления услуг – в зависимости от сферы деятельности)
8. Анализ затрат
9. Финансовый план (Финансовые результаты и План движения денежных средств)
10. Организационный план
11. Оценка рисков проекта.
12. Оценка эффективности проекта
Бизнес-план имеет четко очерченный горизонт планирования. Разрабатывается как правило на 3-5 лет( детальной проработкой первого года и укрупненными прогнозами на последующие периоды).
Важнейшая часть бизнес-плана - финансовый план . Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов, в числе которых: прогноз объемов реализации; прогноз доходов и расходов; прогноз денежных поступлений и выплат; сводный баланс активов и пассивов; план по источникам и использованию средств; расчет точки безубыточности.
- Финансы организаций
- 060400 «Финансы и кредит»
- 060500 «Бухгалтерский учет и аудит»
- 1. Целевая установка и организационно-методические указания изучения дисциплины
- Цель и задачи дисциплины, место в учебном процессе.
- Задачи изучения дисциплины.
- 2. Учебная программа
- Тема 1. Содержание финансовых отношений организаций.
- Тема 2. Формирование денежных доходов организации. Доходы организации.
- Тема 3. Расходы организации.
- Тема 4. Прибыль коммерческих организаций.
- Тема 5. Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции (анализ безубыточности).
- Тема 6. Основной капитал организации.
- Тема 7. Оборотный капитал организации.
- Тема 8. Управление дебиторской задолженностью.
- Тема 9. Управление денежными средствами предприятия.
- Тема 10. Финансовые ресурсы организации. Формирование и управление капиталом организации (предприятия).
- Тема 11. Налогообложение организаций.
- Тема 12.Финансовое планирование деятельности организаций .
- Тема 13. Анализ финансового состояния организации.
- Тема 14.Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм.
- Тема 15. Отраслевые особенности организации финансов.
- Тема 16. Особенности финансов организаций малого бизнеса.
- 3. Распределение учебного времени по семестрам и видам занятий Для студентов очной формы обучения.
- 4. Тематический план изучения дисциплины
- 5. Список рекомендуемых источников
- 5.1. Нормативно-правовое обеспечение:
- 5.2. Рекомендуемая литература:
- 6. Методические указания по изучению отдельных тем дисциплины.
- Тема 1. Содержание финансовых отношений организаций
- 2. Функции финансов организаций.
- Принципы организации финансов организаций
- 4. Финансовый механизм организации.
- Тема 2. Доходы организаций
- Состав и структура доходов. Классификация доходов.
- 2. Понятие выручки от реализации, направления использования, факторы и резервы увеличения выручки.
- Факторы и резервы увеличения выручки от реализации.
- Внешние факторы
- Основных производственных фондов
- Трудовых ресурсов
- Тема 3. Расходы организаций
- 1. Экономическое содержание затрат и расходов предприятия.
- 2. Классификация расходов организации
- 3. Классификация затрат, относимых на себестоимость продукции (товаров, работ, услуг)
- 3.1. Понятие себестоимости продукции.
- Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд функций:
- Система счетов учета затрат на производство
- 3.2. Классификация затрат по статьям калькуляции.
- Итого производственная себестоимость
- 25 «Общепроизводственные расходы»
- 26. «Общехозяйственные расходы»
- Тема 4. Прибыль коммерческих организаций.
- 1. Экономическое содержание прибыли ее виды и функции.
- 2. Формирование финансовых результатов предприятия.
- 3. Распределение и использование чистой прибыли организации. Нераспределенная прибыль.
- Тема 5. Анализ взаимосвязи «затраты, выручка, прибыль» (Анализ безубыточности)
- Значение анализа безубыточности (операционного анализа) в деятельности предприятия.
- 3. Операционный рычаг, запас финансовой прочности.
- Тема 6. Основной капитал организации
- Основные фонды (основные средства) организаций , понятие классификация.
- 2. Нематериальные активы организаций
- 3. Сущность амортизации основных средств.
- 4. Методы и порядок расчета амортизационных отчислений.
- 5. Амортизационная политика организации. Связь амортизационной политики с финансовыми результатами деятельности организации.
- Тема 7. Оборотные средства организации
- 1. Сущность оборотных средств и основы их организации на предприятии.
- 2. Состав и структура оборотных средств предприятия.
- Оборотные средства предприятия
- Оборотные производственные фонды
- Фонды обращения
- Средства в производственных запасах
- 4. Классификация оборотных средств.
- 5. Оценка эффективности использования оборотных средств.
- 6. Принципы и методы нормирования оборотных средств.
- Тема 8. Управление дебиторской задолженностью
- 1. Сущность и виды дебиторской задолженности.
- 2. Управление дебиторской задолженностью организации.
- 3. Анализ дебиторской задолженности.
- Тема 9. Управление денежными средствами организаций.
- 1. Денежные расчеты предприятий. Наличная и безналичная формы расчетов.
- 2. Формы безналичных расчетов.
- 3. Денежные потоки предприятия, их состав и классификация. Содержание управления денежными потоками.
- 4. Методы расчета денежных потоков.
- Тема 10. Формирование и управление капиталом организации.
- Экономическая сущность и классификация капитала.
- Финансовые ресурсы, собственный капитал организации и его основные элементы.
- Чистые активы общества.
- 4. Заемный капитал и источники его формирования.
- Тема 11. Налогообложение организаций
- Тема 12. Финансовое планирование деятельности организаций
- 1. Сущность и методы финансового планирования.
- Метод оптимизации плановых решений- его использование сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов с целью выбора оптимального.
- 2. Перспективное финансовое планирование
- 3. Текущее финансовое планирование
- 4. Оперативное финансовое планирование
- 5. Налоговое планирование.
- Тема 13. Анализ финансового состояния организации.
- Тема 14. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
- Предприятие как юридическое лицо. Формы предпринимательской деятельности.
- 2.1. Особенности финансов хозяйственных товариществ
- Участники хозяйственного товарищества или общества вправе:
- Участвовать в управлении делами организации;
- Ао в рф создаются в соответствии с гк и регулируются в соответствии с фз рф от 26.12.95 № 208-фз « Об акционерных обществах».
- 2.3. Особенности финансов хозяйственных товариществ.
- 2.4. Особенности финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий.
- Финансы некоммерческих организаций.
- Тема 15. Отраслевые особенности организации финансов
- Тема 16. Особенности финансов малого бизнеса
- Роль малого предпринимательства в экономике страны.
- Понятия субъектов малого и среднего предпринимательства.
- 3. Упрощенная система налогообложения.
- 6. Методические указания по написанию курсовых работ. Темы курсовых работ.
- 1. Общие положения.
- 2. Структура курсовой работы
- 3. Требования к содержанию курсовой работы.
- 4. Оформление курсовой работы.
- Подготовка к защите.
- Защита курсовой работы .
- Темы курсовых работ
- Примерный перечень экзаменационных вопросов по дисциплине «Финансы организаций»