logo search
Пособие Финансы организац

2. Перспективное финансовое планирование

Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период от одного года до трех лет (реже пяти) лет.

Перспективному финансовому планированию предшествует разработка финансовой стратегии предприятия и прогнозирование его финансовой деятельности.

Финансовая стратегия представляет собой детально проработанную концепцию привлечения и использования финансовых ресурсов предприятия.

Финансовое прогнозирование состоит в изучении возможного будущего финансового состояния хозяйствующего субъекта на длительную перспективу в зависимости от изменения факторов внешней и внутренней среды.

Объекты финансового прогнозирования:

Результатом перспективного планирования является разработка трех основных финансовых документов- прогнозов: отчета о прибылях и убытках; отчета о движении денежных средств; бухгалтерского баланса. В долгосрочной перспективе неопределенность изменения макроэкономической конъюнктуры возрастает, т.е. все большую роль начинают играть факторы, не зависящие от деятельности организации (предприятия). Поэтому излишняя детализация показателей перспективного плана нецелесообразна.

Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж, потребность в инвестиционных ресурсах, способы финансирования этих инвестиций. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на 3 года. На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов и др. составные затраты. На основе полученных данных разрабатывается прогнозный отчет о прибылях и убытках, который позволяет определить объем производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности; установить размер желаемой прибыли. Далее разрабатывается план-прогноз движения денежных средств. Этот документ учитывает приток денежных средств, отток денежных средств (затраты, расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит). С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько их нужно вложить в хозяйственную деятельность организации, синхронность поступления и расходования денежных средств.

Прогноз баланса активов и пассивов отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов хозяйствующих субъектов. Целью составления балансового прогноза является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечение внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала.

Одним из плановых документов разрабатываемых организацией в рамках перспективного планирования, является бизнес-план.

Бизнес-план - это документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели обосновывающие целесообразность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий суть предлагаемого нового направления деятельности фирмы.

Бизнес-планшироком смысле объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы.

С позиции теории управления этот документ выполняет четыре основные функции.

1. Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для формирования концепции развития фирмы

Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятиями

Бизнес-план дает объективное представление о возможности развития производства, способах продвижения товаров на рынок , ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска. В бизнес-плане решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятия, текущие и так и перспективные.

2. Вторая функция состоит в том, что составленный бизнес- план является инструментом контроля и управления.

3. Третья функция - привлечение кредитов и займов. Для того чтобы застраховать себя от возможного невозврата предоставляемых кредитов, банки, как правило, требуют не только гарантий и залога, но и тщательно проработанной концепции, стратегии бизнеса.

4. Четвертая функция рекламно-пропагандистская. Она необходима для привлечения к новому делу потенциальных партнеров, которые могут вложить в намеченный проект собственный капитал или содействовать мобилизации иных источников.

Для того, чтобы инвесторы и авторы проектов легче находили общий язык, выработан общепринятый стандарт. Международные финансовые организации опираются в своей практике на стандарт, разработанный специалистами (UNIDO) (United Nationals Industrial Development Organization) –организации, созданной ООН.

Структура бизнес-планов проектов должна отвечать этому стандарту. Согласно этой методике бизнес – план должен содержать определенные разделы.

Разделы бизнес-плана должны охватывать все аспекты деятельности предприятия.

Рассмотрим один из возможных вариантов структурирования бизнес-плана согласно стандартам их разработки.

1. Резюме (вводная часть). Сущность предполагаемого бизнеса (проекта)

2. Описание предприятия (краткое).

3. Описание продукта (продукции, услуги, изделия).

4. Анализ рынка, стратегия маркетинга

5. План финансирования инвестиций

6. Календарный план

7. План основной деятельности ( план производства, план сбыта продукции или предоставления услуг – в зависимости от сферы деятельности)

8. Анализ затрат

9. Финансовый план (Финансовые результаты и План движения денежных средств)

10. Организационный план

11. Оценка рисков проекта.

12. Оценка эффективности проекта

Бизнес-план имеет четко очерченный горизонт планирования. Разрабатывается как правило на 3-5 лет( детальной проработкой первого года и укрупненными прогнозами на последующие периоды).

Важнейшая часть бизнес-плана - финансовый план . Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов, в числе которых: прогноз объемов реализации; прогноз доходов и расходов; прогноз денежных поступлений и выплат; сводный баланс активов и пассивов; план по источникам и использованию средств; расчет точки безубыточности.