logo search
UP_Fin_men_Astreina_Olekhova_1

1.4. Информационная база финансового менеджмента

Информационной базой финансового менеджмента является бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Финансовая отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации и его изменении за отчетный период в понятной форме для принятия этими пользователями конкретных деловых решений.

В рыночных условиях у организации возникает потребность в наличии своевременной и полной информации для принятия обоснованных управленческих решений и оценки их результатов, а также предоставления этой информации внешним пользователям: инвесторам, кредиторам, органам управления.

Пользователи информации о финансовом положении организации делятся на две группы: внутренние и внешние пользователи.

К внутренним пользователям относится управленческий персонал организации. К внешним относятся сторонние организации, непосредственно заинтересованные в результатах деятельности организации (собственники, кредиторы, поставщики и покупатели, государство, персонал), т. е. те юридические и физические лица, кому изучение отчетности необходимо для защиты интересов первой группы лиц (аудиторские службы, консультации по финансовым вопросам, фондовые биржи, регистрирующие и другие государственные органы, законодательные органы, юристы, средства массовой информации, торгово-производственные ассоциации, профсоюзы).

Интересы и источники информации основных пользователей представлены в табл. 1.1.

Для удовлетворения требований всех пользователей, которые могут быть противоречивыми, финансовая отчетность организации должна опираться на ряд принципов. К числу основных принципов следует отнести:

 полезность, т. е. своевременность, значимость, ценность для анализа, возможность проверки, преобладание содержания над формой;

 понятность;

 сопоставимость;

 конфиденциальность.

К основным элементам, отражаемым в финансовой отчетности, относятся: активы, пассивы, доходы, расходы, прибыли, убытки. Все эти элементы финансовой отчетности отражаются в формах, главными из которых являются: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

Являясь информационной базой финансового менеджмента, бухгалтерская (финансовая) отчетность требует определенной обработки. Эта обработка осуществляется в процессе анализа отчетности.

Основными методами анализа являются:

 чтение отчетности;

 горизонтальный анализ;

 вертикальный анализ;

 трендовый анализ;

 расчет финансовых коэффициентов.

Таблица 1.1

Пользователи

Интересы

Источники

информации

  1. Менеджеры

организации

Оценка эффективности производственной

и финансовой деятельности; принятие

управленческих и финансовых решений

Финансовая

отчетность; внутренние

отчеты

  1. Органы

налогообложения

Оценка правильности расчета и выплаты

налогов

Финансовая

отчетность;

налоговая

отчетность;

данные

проверок

3. Акционеры

Оценка адекватности дохода степени

рискованности сделанных инвестиций;

оценка перспектив выплаты процентов

Финансовая

отчетность

4. Кредиторы

Определение наличия ресурсов для погашения кредитов и выплаты процентов

Финансовая

отчетность;

специальные справки

5. Поставщики

Определение ресурсов для оплаты поставок

Финансовая

отчетность

6. Покупатели

и заказчики

Оценка жизнеспособности организации

Финансовая

отчетность

7. Персонал

Оценка стабильности и рентабельности

деятельности организации, перспектив

собственной занятости, получения

финансовых и других льгот и выплат

Финансовая

отчетность

8. Статистические органы

Статистические обобщения

Статистическая и финансовая отчетность

Чтение отчетности – это изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности. В процессе чтения определяется имущественное положение организации, ее долгосрочные и краткосрочные инвестиции, вложения в физические и финансовые активы; источники формирования собственного капитала и заемных средств; взаимоотношения с поставщиками и покупателями, бюджетами, внебюджетными фондами и персоналом.

Горизонтальный анализ позволяет оценить абсолютные и относительные изменения различных статей отчетности по сравнению с предшествующим годом, полугодием или кварталом.

Вертикальный анализ проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем, итоговом показателе, принимаемом за 100 % (чаще всего в итоге баланса).

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года, все показатели которого принимаются за 100 %.

Финансовые коэффициенты описывают финансовые пропорции между различными статьями отчетности. Расчетные коэффициенты должны сравниваться: с общепринятыми стандартными (нормативными) величинами, со среднеотраслевыми показателями, показателями предшествующих лет, с показателями конкурирующих фирм, с другими показателями анализируемой фирмы. Важность расчета финансовых коэффициентов подтверждается наличием во многих странах изданий, которые их публикуют (США, Япония).

К числу основных финансовых коэффициентов, используемых в финансовом менеджменте, относят:

 коэффициенты ликвидности;

 коэффициенты деловой активности;

 показатели рентабельности;

 коэффициенты платежеспособности или структуры капитала;

 коэффициенты рыночной активности.

Коэффициенты ликвидности позволяют оценить способность организации отложить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Наиболее важные для финансового менеджмента коэффициенты представлены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Наименование

показателя

ликвидности

Расчетная формула

Нормативное значение

показателя

1. Текущая (общая)

ликвидность

Оборотные активы / Краткосрочные

обязательства

1…2

2. Срочная

ликвидность

(Денежные средства + Краткосрочные

финансовые вложения + Чистая дебиторская

задолженность) / Краткосрочные

обязательства

0,7…0,8

  1. Абсолютная

ликвидность

Денежные средства / Краткосрочные

обязательства

0,2…0,25

  1. 4. Чистый

оборотный капитал

Оборотные активы – Краткосрочные

обязательства

Коэффициент текущей (общей) ликвидности показывает, достаточно ли у организации средств для погашения ее краткосрочных обязательств в течение определенного периода (с учетом необходимости превращения части оборотных активов в деньги). Если величина коэффициента меньше единицы, это свидетельствует о недостатке оборотных средств для погашения краткосрочных обязательств, а значит, организация находится под угрозой банкротства. При чрезмерной величине коэффициента (более 2–3) речь идет о нерациональной структуре капитала.

Коэффициент срочной ликвидности рассчитывается на основе наиболее ликвидной части оборотных активов, что соответствует условиям развитой рыночной экономики. В российских условиях быстрое превращение в деньги краткосрочных финансовых вложений (краткосрочных ценных бумаг) и чистой дебиторской задолженности (общая сумма дебиторской задолженности за вычетом потенциальных сомнительных долгов) далеко не всегда возможна. Поэтому расчет двух первых коэффициентов ликвидности в России пока представляется сомнительным.

Коэффициент абсолютной ликвидности (очень редко определяемый на Западе) является наиболее надежным в российских условиях.

Важным представляется расчет чистого оборотного капитала, то есть собственного оборотного капитала. Его наличие необходимо для поддержания финансовой устойчивости организации, ее способностей не только погашать краткосрочные обязательства, но и иметь финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем. Наличие чистого оборотного капитала у организации делает ее привлекательной для инвесторов и кредиторов. Однако наличие значительного оборотного капитала свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов, т. е. о том, что привлеченные средства превышают реальные (текущие) финансовые потребности организации.

Коэффициенты деловой активности характеризуют эффективность использования организацией своих средств. В основе этой группы лежат показатели оборачиваемости (скорости оборота), определяющие скорость превращения средств в деньги. Увеличение скорости оборота влияет на платежеспособность организации и повышение ее производственно-технического потенциала.

В финансовом менеджменте используются следующие основные коэффициенты оборачиваемости:

 коэффициент оборачиваемости активов;

 коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;

 коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности;

 коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов;

 длительность операционного цикла.

Алгоритмы расчета коэффициентов деловой активности приведены в табл. 1.3.

Наряду с коэффициентами оборачиваемости в таблице рассмотрены и показатели, характеризующие длительность оборота. При анализе показателей деловой активности следует исходить из их сущности. Если величина коэффициентов оборачиваемости должна стремиться к максимуму, то длительность оборота к минимуму, что является свидетельством эффективного использования ресурсов и сокращения потребности в них.

Следует отметить ряд особенностей определения входящих в расчетные формулы показателей. Чистая выручка от реализации определяется как разница выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, других материальных ценностей и налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных платежей.

Таблица 1.3

Наименование показателя

деловой активности

Алгоритм расчета показателей

1. Коэффициент оборачиваемости активов

Чистая выручка от реализации / Среднегодовая сумма активов

  1. Коэффициент оборачиваемости

дебиторской задолженности

Чистая выручка от реализации / Чистая среднегодовая дебиторская задолженность

3. Длительность оборота дебиторской

задолженности, дни

365 / Коэффициент оборачиваемости

дебиторской задолженности

4. Коэффициент оборачиваемости

кредиторской задолженности

Чистая выручка от реализации / Среднегодовая кредиторская задолженность

5. Длительность оборота кредиторской

задолженности, дни

365 / Коэффициент оборачиваемости

кредиторской задолженности

6. Коэффициент оборачиваемости

материально-производственных запасов

Себестоимость реализованной продукции / Среднегодовая стоимость материально-производственных запасов

7. Длительность оборота материально-производственных запасов, дни

365 / Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов

8. Длительность операционного цикла, дни

п. 3 + п. 7

Среднегодовая стоимость активов, дебиторской и кредиторской задолженности, материально-производственных запасов определяется как половина их величины на начало и конец отчетного периода. Величина активов – это сумма итогов по разделам I и II баланса. Дебиторская задолженность определяется как сумма дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение и более чем через 12 месяцев после отчетной даты (раздел II баланса). Кредиторская задолженность определяется по данным раздела V баланса. Величина материально-производственных запасов определяется как сумма статей раздела II «Запасы» и «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Длительность операционного цикла характеризует количество дней, которые в среднем требуются для производства, продажи и оплаты продукции организации.

Коэффициенты рентабельности характеризуют прибыльность организации и рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным ресурсам или объему реализованной продукции. Для финансового менеджмента наибольшее значение имеют три показателя рентабельности:

 рентабельность активов;

 рентабельность реализации;

 рентабельность собственного капитала.

Алгоритмы расчета показателей приведены в табл. 1.4.

Таблица 1.4

Наименование показателя

рентабельности

Алгоритм расчета показателя

1. Рентабельность активов

Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость активов

2. Рентабельность реализации

Чистая прибыль / Чистая выручка от реализации

  1. Рентабельность собственного

капитала

Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость собственного капитала

Рентабельность активов показывает, какая доля одной денежной единицы чистой прибыли, определяемой по данным формы 2 «Отчет о прибылях и убытках», приходится на одну денежную единицы активов. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности организации.

Рентабельность реализации показывает, сколько денежных единиц (или их частей) приносит каждая денежная единица реализованной продукции.

Рентабельность собственного капитала характеризует прибыльность использования капитала, инвестированного собственниками. Его сравнение с доходностью от вложений в ценные бумаги позволяет выбрать, куда выгоднее вкладывать собственный капитал, и в западных странах оказывает существенное влияние на котировку акций.

Для оценки уровня коэффициентов оборачиваемости и рентабельности их следует сопоставлять между собой. Например, сопоставление рентабельности активов и рентабельности собственного капитала показывает их различие, обусловленное привлечением заемных средств для создания активов.

Другим важным приемом анализа является оценка взаимозависимости рентабельности активов, рентабельности реализации и оборачиваемости активов. Для изучения взаимосвязи этих показателей числитель и знаменатель рентабельности активов умножают на объем реализации и получают так называемую двухфакторную модель Дюпона:

где ЧП – чистая прибыль; А – стоимость всех активов; РП – объем реализованной продукции.

Из приведенной формулы видно, что рентабельность активов зависит как от рентабельности реализации, так и от оборачиваемости активов. Эта модель позволяет наметить основные пути роста рентабельности: рост чистой прибыли; рост объема реализованной продукции; сокращение общей величины активов.

Намеченные пути могут быть обеспечены за счет:

Показатели структуры капитала характеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, отражают способность организации погасить долгосрочные обязательства, то есть ее платежеспособность.

К показателям этой группы относятся:

 коэффициент собственности;

 коэффициент финансовой зависимости;

 коэффициент защищенности кредиторов.

Алгоритмы расчета коэффициентов приведены в табл. 1.5.

Таблица 1.5

Наименование показателя

структуры капитала

Алгоритм расчета показателя

1. Коэффициент собственности

Собственный капитал / Итог баланса

2. Коэффициент финансовой зависимости

Заемный капитал / Собственный капитал

3. Коэффициент защищенности

кредиторов

(Чистая прибыль + Расходы по выплате процентов + Налоги на прибыль) / Расходы по выплате процентов

Коэффициент собственности характеризует долю собственного капитала в общей его сумме. Высокий уровень коэффициента свидетельствует о стабильной финансовой структуре средств, защищенности организации от потерь в периоды спада деловой активности и гарантий возврата кредитов. Для инвесторов и кредиторов коэффициент собственности должен находиться на уровне 60 % (0,6). Иногда определяется обратная величина коэффициенту собственности – коэффициент заемных средств, величина которого не должна быть больше 40 % (0,4).

Коэффициент финансовой зависимости характеризует зависимость организации от внешних займов. Чем выше коэффициент, тем рискованнее ситуация, опасность возникновения дефицита денежных средств и банкротства. В условиях рыночной экономики величина коэффициента не должна превышать единицу. Этот коэффициент играет важную роль при решении вопроса о выборе организацией источников финансирования и выдаче ей кредитов.

Коэффициент защищенности кредиторов характеризует степень защищенности кредиторов от неуплаты процентов за полученный кредит, а также допустимый уровень снижения прибыли, используемой для выплаты процентов.

Коэффициенты рыночной активности организации характеризуют стоимость и доходность ее акций (табл. 1.6). К ним относятся:

Таблица 1.6

Наименование

показателя

рыночной активности

Алгоритм расчета

показателя

Источник информации

1. Прибыль на одну акцию

Чистая прибыль / Число

акций в обращении

Форма 2, строка 190 /

Данные учета

2. Соотношение цены и прибыли на одну акцию

Рыночная цена одной акции / Чистая прибыль на одну

акцию

Данные о текущей

котировке акций / п. 1

данной таблицы

3. Норма дивиденда на одну акцию

Дивиденды на одну акцию / Рыночная цена одной акции

Форма 2, строка 201 / Данные о текущей

котировке акций

4. Доходность акции с учетом ее курсовой

стоимости

{Сумма выплаченных дивидендов на одну акцию + (Стоимость продажи акции – Стоимость покупки акции)} / Стоимость покупки акции

Форма 2, строка 201,

данные учета /

Данные учета

5. Балансовая стоимость акции

Стоимость собственного

капитала / Число акций

в обращении

Итог раздела III баланса / Данные учета

6. Доля выплаченных

дивидендов

Сумма выплаченных

дивидендов / Чистая

прибыль

Форма 5, строка 870 / Форма 2, строка 190

Прибыль на одну акцию показывает величину чистой прибыли, при-ходящуюся на одну акцию. Это один из важнейших показателей, влияющих на рыночную стоимость акции и делающих приобретение выгодным делом в глазах акционеров.

Соотношение цены и прибыли отражает отношения между организацией и акционерами. Это соотношение важно и для инвесторов, рассматривающих возможность осуществления долгосрочных инвестиций с учетом своих будущих доходов.

Норма дивиденда, или дивидендный доход, характеризует текущую доходность акций с точки зрения их владельцев.

Доходность акции с учетом ее курсовой стоимости, или фактическая норма дивиденда, отражает ту курсовую разницу, которую получает владелец при продаже акций, и тем самым определяет наиболее выгодный момент для продажи акций.

Балансовая стоимость характеризует величину собственного капитала (акционерный капитал за вычетом стоимости привилегированных акций), приходящуюся на одну акцию.

Доля выплаченных процентов характеризует часть чистой прибыли, потраченной на выплату дивидендов. Этот показатель не может превышать единицу, что свидетельствует о получении достаточной величины прибыли для выплаты дивидендов. Если показатель превышает единицу, это свидетельствует или о нерациональной дивидендной политике, или о финансовых затруднениях.

Рассмотренные показатели последней группы во многом влияют на поведение инвесторов. Существуют две основные цели инвестирования в ценные бумаги: получение текущего дохода (дивиденда) и накопление средств вследствие увеличения курсовой стоимости акций. Эти две цели во многом противоречат друг другу. Чем больше прибыли тратится на выплату дивидендов, тем меньше ее идет на реинвестирование в организацию, а значит, и в рост курсовой стоимости акций. При выборе реинвестором организации, акции которой он хочет купить, учитывается соответствие характера ее дивидендной политики целям инвестора.