39. Управление запасами. Определение наиболее экономичного размера заказа.
Запасы включают в себя: - товарно-материальные запасы (сырье и материалы); - незавершенное производство; - готовую продукцию на складе.
Управление запасами предприятия понимается, как контроль за состоянием запасов и принятие решений, нацеленных на экономию времени и средств за счет минимизации затрат по содержанию запасов, необходимых для своевременного выполнения производственной программы.
Цель системы управления запасами предприятия — обеспечение бесперебойного производства продукции в нужном количестве и в установленные сроки и достижение на основе этого полной реализации выпуска при минимальных расходах на содержание запасов.
Цели управления товарно-материальными запасами Эффективное управление товарно-материальными запасами (ТМЗ) позволяет: - уменьшить производственные потери из-за дефицита материалов; - ускорить оборачиваемость этой категории оборотных средств; - свести к минимуму излишки ТМЗ, которые увеличивают стоимость операций и замораживают дефицитные денежные средства; - снизить риск старения и порчи товаров; - снизить затраты на хранение ТМЗ.
АВС-метод контроля товарно-материальных запасов Согласно АВС-методу ТМЗ делятся на три категории по степени важности отдельных видов в зависимости от их удельной стоимости.
Категория А включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют постоянного и скрупулезного учета и контроля (возможно, даже ежедневного). Для этих ресурсов обязателен расчет оптимального размера заказа.
Категория В составлена из тех видов ТМЗ, которые в меньшей степени важны для предприятия и которые оцениваются и проверяются при ежемесячной инвентаризации. Для ТМЗ этой категории, как и для ТМЗ категории А, приемлемы методики определения оптимального размера заказа.
Категория С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных видов ТМЗ, закупаемых обычно в большом количестве.
Пример использования АВС-метода для контроля товарно-материальных запасов 1. Подсчитаем все затраты на сырье для производства пенициллина (табл. 18). 2. Сгруппируем все 153 вида сырья в порядке убывания их стоимости. 3. В полученном списке выделим следующие три группы сырья: 1) категория А — три вида сырья, стоимость которого составляет почти 60% общей суммы материальных затрат; 2) категория В — сырье шести наименований, стоимость которых составляет около 30%; 3) категория С — все остальные 144 вида сырья, удельный вес которого в затратах на сырье и материалы меньше 10%.
АВС-метод позволяет сосредоточиться на контроле только наиболее важных видов ТМЗ (категории А и В) и тем самым сэкономить время, ресурсы и повысить эффективность управления.
Основное внимание при контроле и управлении ТМЗ должно быть уделено трем наиважнейшим видам сырья (категория А).
Дополнительно для шести видов сырья (категория В) рекомендуется применять приемы вычисления наиболее экономичного (оптимального) размера заказа и оценивать страховой запас. Контроль за остальными видами сырья может проводиться раз в месяц.
Пример определения оптимального размера заказа Для пенициллина, на производство и реализацию которого приходится около 50% суммы всех затрат, стоимость флаконов занимает почти 30% общей стоимости ТМЗ.
Некоторые предположения, используемые при расчете наиболее экономичного размера заказа. Предположим, что стоимость выполнения одного заказа (О), затраты по содержанию единицы запасов (С) и величина расхода ТМЦ за некоторый период (5) постоянные.
Если также принять, что расход запасов устойчив во времени, то средний объем запасов = Q / 2ед ., где Q, — заказанный объем запасов (в единицах), причем предполагается, что он не изменяется в течение всего рассматриваемого времени.
Введем обозначения следующих величин, которые используются в расчетах: О — стоимость выполнения одного заказа (расходы на размещение заказа, по получению и проверке товаров). С — затраты по содержанию ТМЗ на единицу запасов за некоторый период, в том числе расходы по хранению, транспортировке, страхованию вместе с требуемым уровнем прибыли на инвестированный в запасы капитал; 5 — величина расхода флаконов за тот же период.
Для нашего примера при планах производства пенициллина в объеме 13 700 тыс. флаконов в месяц расход по нормам составит: 5=13 700 • 1,045 - 14 316,5 тыс. флаконов в месяц.
Затраты по содержанию ТМЗ (по оценкам) составляют около 10% транспортно-заготовительных расходов (925,8 млн руб. в месяц).
Выводы и рекомендации по определению оптимального размера заказа У многих предприятий есть доступная и очень важная информация, которая может быть использована при контроле ТМЗ. Группировки материальных затрат должны проводиться для всех видов ТМЗ в целях выявления среди них наиболее значимых. В результате ранжирования по стоимости отдельных видов сырья и материалов среди них может быть выделена конкретная группа, контроль за состоянием которой имеет первоочередное значение для управления оборотными средствами предприятия.
Для наиболее значимых и дорогостоящих видов сырья целесообразно определить наиболее рациональный размер заказа и задать величину резервного (страхового) запаса.
Расчеты показали, что из соображений экономии средств при производстве пенициллина необходимо стремиться к таким размерам заказов, чтобы флаконы поступали ежедневно. Страховой запас при этом может быть равен 3—5-дневной потребности во флаконах. Приведенные расчеты в значительной мере теоретические, поскольку не учитывают, например, затраты на транспортировку сырья и материалов.
Необходимо сопоставить экономию, которую может получить предприятие за счет оптимального размера заказа, с дополнительными транспортными затратами, которые возникают при реализации этого предложения. Например, ежедневная поставка сырья и материалов для производства пенициллина может потребовать содержания значительного парка грузовых автомашин. Транспортно-эксплуатационные издержки могут превысить экономию, которую дает оптимизация размеров запасов.
Предложение, которое позволяет реализовать определенный выше наиболее экономичный размер заказа, состоит в следующем: возможно создание консигнационного склада используемого сырья поблизости от предприятия.
Управление запасами предприятия готовой продукции В управлении запасами продукции на складе могут быть использованы такие же приемы, как и при управлении ТМЦ, в частности метод АВС.
При помощи представленных выше методик, а также на основе анализа запросов потребителей и производственных возможностей может быть определен наиболее рациональный график поступления готовой продукции на склад и размер страхового запаса. Затраты на хранение, учет и другие расходы, связанные с обеспечением ритмичности поставки произведенной продукции, необходимо сопоставить с преимуществами, которые дает бесперебойное снабжение традиционных покупателей и выполнение периодических срочных заказов.
Наиболее экономичный размер заказа
Economic order quantity (EOQ), оптимальный размер заказа, формула Уилсона (Вильсона), модель EOQ – размер партии поставки, при котором совокупные издержки по управлению запасами минимальны.
Расчет наиболее экономичного размера заказа производится в рамках системы управления запасами с фиксированным размером заказа, который как раз и должен быть равен наиболее экономичному размеру заказа. Для расчета наиболее экономичного размера заказа Gопт (нат. ед.) используется формула Уилсона:
где Cвып – издержки выполнения заказа (ден. ед.); Sd – потребность в запасе данного вида (нат. ед.); C3 – стоимость единицы запасов (ден. ед. / нат. ед.); i – издержки хранения запасов (% от ).
Приведенная формула (1) трансформируется в соответствии с конкретными условиями деятельности предприятия. Например:
если запасы пополняются не мгновенно, а в течение определенного периода времени (как правило, данный случай имеет место при пополнении запасов за счет собственного производства), то используется следующая формула для расчета наиболее экономичного размера заказа Gопт (нат. ед.):
где – объем выпуска продукции, за счет которой пополняются запасы (нат. ед.).
в условиях дефицита товаров, являющихся запасами, и прогнозируемым проблем с их закупной наиболее экономичный размер заказа (нат. ед.) определяется по формуле:
где Gопт – наиболее экономичный размер заказа, рассчитанный без учета дефицита по формулам (1) или (2) (нат. ед.); h – дополнительные издержки, обусловленные дефицитом (ден. ед ./ нат. ед.).
- 1. Понятие стратегического менеджмента, внешние и внутренние денежные отношения компании, схема основных направлений финансовых потоков компании.
- 2. Общие принципы управления финансовыми потоками компании.
- 3. Финансовый учет и его виды. Формы финансовой отчетности
- 4. Основные направления и методы финансового анализа.
- 2. Источники информации для финансового анализа
- 3. Система показателей для финансового анализа
- 4.1. Показатели платежеспособности (ликвидности)
- 5. Финансовое планирование – цели и система. Финансовое планирование
- Финансовое планирование на предприятии
- 6. Цели и виды финансового контроля
- 7. Виды финансовых инструментов и цели их использования
- 2. Типы организационных структур управления
- 3. Место финансового менеджмента в организационной структуре предприятия
- Заключение
- 12. Структура капитала: основные понятия. Основные формы собственности и их различия.
- Собственный и заемный капитал
- Основной и оборотный капитал
- Финансовая структура капитала и финансовый риск
- Собственный капитал
- Заемный капитал (обязательства предприятия)
- 1. Коэффициент концентрации собственного капитала
- 2. Коэффициент финансовой зависимости
- Финансовый риск
- II метод:
- Индивидуальный предприниматель
- Индивидуальное (семейное) предприятие
- Полное товарищество
- Смешанное товарищество
- Товарищество с ограниченной ответственностью (закрытое акционерное общество)
- Акционерное общество открытого типа
- 14. Простые и привилегированные акции – выгоды и риски Инвесторов и Эмитента. Понятие ipo.
- 1.2.2. Использование ценных бумаг при формировании заемного капитала компаний
- 1.2.3. Роль кредиторской задолженности в процессе финансирования российских компаний
- 19. Факторы, определяющие структуру источников финансирования компании (основные ограничения в формировании собственного и заемного капитала).
- 21. Распределение прибыли и процесс выплаты дивидендов.
- 23. Дивидендная политика и ее виды.
- 24. Факторы, определяющие дивидендную политику компании.
- 1. Дивидендная политика и возможность ее выбора
- 1.1. Факторы, определяющие дивидендную политику
- 1. Ограничения правового характера
- 2. Ограничения контрактного характера
- 3. Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью
- 4. Ограничения в связи с расширением производства
- 5. Ограничения в связи с интересами акционеров
- 6. Ограничения рекламно-финансового характера
- 1.2. Виды дивидендных выплат и их источники
- 1.3. Регулирование курса акций
- 1.4. Порядок выплаты дивидендов
- Заключение
- 25. Структура и сущность операционного менеджмента.
- 31. Эффект операционного рычага и оценка предпринимательского риска.
- 33. Рентабельность: формирование, расчет и анализ.
- 34. Анализ чувствительности в рамках операционного менеджмента.
- 36. Оценка совокупного влияния финансового и предпринимательского риска.
- Источники формирования оборотных средств
- Определение потребности в оборотных средствах
- Показатели использования оборотных средств
- Рентабельность предприятия и ее виды
- 38. Операционный и финансовый циклы: анализ и управление в компаниях.
- 39. Управление запасами. Определение наиболее экономичного размера заказа.
- 40. Кредитная политика компании: понятие, формирование. Кредитная политика компании: формулируем правила игры
- Продуманная работа с Клиентом Сегментирование
- Дифференцированный подход
- Внимательность и активность
- Последовательность
- Скидки лучше штрафов!
- Кредитная политика в отношении крупных компаний
- Напоминания
- Должник — не только должник
- Продажи и кредит
- Ранняя диагностика ваших внутренних проблем
- Действия по предотвращению неплатежей
- Разработка процедуры взыскания
- Что делать в первые два месяца после возникновения задолженности:
- Что делать после двух-трех месяцев задержки платежа:
- Цена долгов Расчет стоимости долга
- Ваши затраты на взыскание долга
- Какой должна быть служба по сбору долгов?
- Кому поручить возврат долгов?
- Как может быть организована ваша команда?
- Конфликт отдела продаж и службы взыскания
- Личные качества сотрудников и жизненный опыт
- Стили общения
- Памятка по профессиональному развитию кредитного менеджера
- Восемь основных ошибок, совершаемых кредитными менеджерами
- 41. Ценовая политика компании: взаимосвязь с операционным циклом, доходностью и ликвидностью.
- Ликвидность предприятия
- Текущая ликвидность
- Быстрая ликвидность
- Абсолютная ликвидность
- 42. Цели и методы управления дебиторской задолженностью.
- 43. Чистый оборотный капитал – понятие и оптимальный размер. Основные факторы, влияющие на размер чистого оборотного капитала
- Работает или нет?
- Стоимость размещения заказа
- Издержки хранения заказов
- Экономически обоснованный заказ
- 45. Особенности формирования капитала российских предприятий.
- 46. Сравнительные преимущества и недостатки видов долговых ценных бумаг.
- 2.3. Технология эмиссии облигаций