logo
Стратегический менеджмент

1. Понятие стратегического менеджмента, внешние и внутренние денежные отношения компании, схема основных направлений финансовых потоков компании.

Стратегический менеджмент представляет собой процесс, при котором руководители определяют долгосрочные перспективы развития организации, управления персоналом, формулируют конкретные задачи производственной деятельности, разрабатывают стратегии для достижения поставленных задач в контексте всех существующих внутренних и внешних условий, а также реализуют выбранный план действий.

Для успешной разработки стратегических планов необходимо четко разграничивать организационные задачи, сформулированные руководством. Не в меньшей степени важно, чтобы руководители ясно осознавали и проявляли уважение к корпоративной культуре, признавая при этом ее ограничения. Лучшие стратегические идеи могут по существу оказаться бесполезными, если они отвергаются людьми:

После анализа культуры и среды корпорации руководство формулирует общие оценки сильных и слабых сторон деятельности компании, при этом следует принимать в расчет как потенциал развития корпорации, так и имеющиеся трудности. Далее можно сделать стратегический выбор, который бы позволил увязать сильные стороны компании с потенциальными возможностями и предотвратить возникновение осложнений. Политика совершенствования организационной структуры, направленная на подкрепление принятых стратегических решений, разрабатывается для таких областей, как трудовые ресурсы, служба учета потребительского спроса и технологические операции. И, наконец, с комплексным планом управляющие знакомят сотрудников с тем, чтобы повысить их мотивацию к успешному решению задач.

Представляется важным, чтобы процесс планирования в полной мере был последовательным, а планы развития подразделений полностью отражали бы цели корпорации. Для этого планы необходимо периодически и последовательно пересматривать. Управляющие и другие сотрудники должны иметь адекватную подготовку по вопросам выполнения задач. Простота и легкость исполнения - не менее значимые факторы. В плане должно быть представлено лишь такое количество задач, которое поддается контролю и управлению. Процедуры учета должны быть четко определены. Что касается процесса планирования, то он должен быть полностью связан с процессом составления бюджета организации. На Рис. 1. изображен процесс планирования в рамках подразделения и его взаимосвязь с целями и задачами корпорации.

Финансы предпринимательских структур - одна из важных сфер финансовой системы любого государства. Специфика этих отношений заключается в том, что с их помощью мобилизуются средства и создаются фонды финансовых ресурсов не с целью дальнейшего их перераспределения, как в сфере государственных финансов, а для обслуживания процесса производства продукции (услуг). Обслуживая процесс создания новой стоимости в стране, финансы предприятий принимают участие в формировании ВВП и осуществляют первичное распределение его на фонды накопления, потребления и восстановление материальных элементов процесса производства. Материальной основой финансовых отношений являются деньги, финансовые отношения - лишь часть денежных отношений, возникающих при реальном движении денежных средств. Таким образом, финансы коммерческих предприятий и организаций - это финансово-денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования. Финансовая деятельность предприятий отражается в денежных потоках. К внешним финансовым отношениям относятся взаимоотношения:

между субъектами хозяйствования в виде расчетов с поставщиками МРТ и покупателями товара;

с бюджетом - платежи и ассигнования;

с фондами специального назначения - взносы и поступления;

со страховыми компаниями - страховые платежи и возмещения;

с банками - открытие счетов, хранение средств, получения и погашения кредитов;

с институтами финансового рынка - размещение собственных ценных бумаг и инвестирования временно свободных средств;

с отраслевыми и корпоративными органами - взносы в централизованные фонды и поступления из них.

Внутренние финансовые отношения включают:

выплату зарплаты;

распределение дохода предприятия и формирования прибыли;

распределение чистой прибыли и ее использование;

формирования и использования амортизационных отчислений;

образование и использование фондов предприятий.

Таким образом, формируется цепь, характеризующая механизм финансовой деятельности предприятий: Финансовые ресурсы -> затраты -> доходы> финансовые результаты -> увеличение (уменьшение) финансовых ресурсов.