5. Финансовое планирование – цели и система. Финансовое планирование
Финансовое планирование — это планирование финансо¬вых ресурсов и фондов денежных средств предприятия. Необходимость финансового планирования как особой сфе¬ры плановой деятельности обусловлено относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам. Объектом финансового планирования являются финансо¬вые ресурсы. Цель финансового планирования — прогнозирование пла¬тежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Планирование финансовых ресурсов и вложений гарантирует выполнение обязательств перед бюджетом, кредиторами и ак¬ционерами, обеспечивает финансирование предприниматель¬ской деятельности. Задачами финансового планирования являются: - обеспечение торгового процесса необходимыми финансо¬выми ресурсами; - установление финансовых отношений с бюджетом, банка¬ми и другими контрагентами; - выявление направлений наиболее выгодных финансовых инвестиций; - повышение прибыльности финансово-хозяйственной дея¬тельности; - контроль за образованием и расходованием денежных средств. Финансовый план — составная часть бизнес-плана пред¬приятия. При разработке бизнес-плана предусматривается ис¬ходить из того, что определение средств, необходимых для фи¬нансирования развития предприятия, предполагает оценку этого плана как инвестиционного проекта. Это означает, что предус¬мотренные планом затраты предприятия должны быть обосно¬ваны их экономической эффективностью. В бизнес-плане различают два вида финансового планиро¬вания: стратегическое и тактическое. Стратегический (перспективный) финансовый план — это форма реализации целей и задач предприятия, стратегии ин¬вестиций и предполагаемых накоплений. Основа стратегичес¬кого финансового планирования, являющегося одной из ком¬мерческих тайн предприятия, — определение потребности в капитале для осуществления предпринимательской деятельнос¬ти. Тактический финансовый план — это годовой баланс дохо¬дов и расходов предприятия. В условиях инфляции финансо¬вые планы составляются на квартал и корректируются с учетом индекса инфляции. Цель составления финансового плана — увязка доходов пред¬приятия с необходимыми расходами. При превышении дохо¬дов над расходами сумма превышения направляется в резерв¬ный фонд; при превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых ресурсов. Дополнительные сред¬ства предприятие может привлечь за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов или займов, спонсорских взносов и т.д. В финансовом плане производится конкретная увязка каж¬дого вида вложений или фонда и источника их финансирова¬ния. Для этого составляется проверочная (шахматная табли-ца), в вертикальных графах которой приводятся направления использования финансовых ресурсов, а в горизонтальных — источники финансирования, что соответствует расходной и до¬ходной частям баланса. Шахматная таблица позволяет выявить целевой характер использования ресурсов и сбалансировать до¬ходы и расходы по статьям. Основными доходными статьями финансового плана явля¬ются прибыль, амортизационные отчисления, банковские ссу¬ды и другие доходы и поступления; основными статьями рас¬ходов — налоговые отчисления, расходы на капитальные вло-жения, средства на погашение банковских ссуд и процентов по ним и прирост оборотных средств, отчисления в целевые фон¬ды и другие расходы и отчисления. Практически финансовые планы конкретизируют стратеги¬ческие. В свою очередь тактические планы детализируются по¬средством оперативного планирования, которое представляет со¬бой разработку оперативных финансовых планов: кассового плана, кредитного плана, платежного календаря и др. Кассовый план отражает движение наличных средств пред¬приятия в течение определенного периода (чаще всего квартала). Именно плохое управление наличностью — основная причина финансово-экономических трудностей, поэтому составление кас-совых планов и контроль за их выполнением имеют важное зна¬чение для повышения платежеспособности предприятия. Кредитный план — план поступления заемных средств и график погашения задолженности. Обычно оформляется в виде кредитной ставки. Платежные календари, временной горизонт которых колеб¬лется от 5 до 30 дней, отражают оперативные данные о движе¬нии и остатках средств на расчетном счете предприятия. В конечном итоге финансовое планирование направлено на обеспечение рационального и эффективного использования имеющихся у предприятия финансовых ресурсов.
- 1. Понятие стратегического менеджмента, внешние и внутренние денежные отношения компании, схема основных направлений финансовых потоков компании.
- 2. Общие принципы управления финансовыми потоками компании.
- 3. Финансовый учет и его виды. Формы финансовой отчетности
- 4. Основные направления и методы финансового анализа.
- 2. Источники информации для финансового анализа
- 3. Система показателей для финансового анализа
- 4.1. Показатели платежеспособности (ликвидности)
- 5. Финансовое планирование – цели и система. Финансовое планирование
- Финансовое планирование на предприятии
- 6. Цели и виды финансового контроля
- 7. Виды финансовых инструментов и цели их использования
- 2. Типы организационных структур управления
- 3. Место финансового менеджмента в организационной структуре предприятия
- Заключение
- 12. Структура капитала: основные понятия. Основные формы собственности и их различия.
- Собственный и заемный капитал
- Основной и оборотный капитал
- Финансовая структура капитала и финансовый риск
- Собственный капитал
- Заемный капитал (обязательства предприятия)
- 1. Коэффициент концентрации собственного капитала
- 2. Коэффициент финансовой зависимости
- Финансовый риск
- II метод:
- Индивидуальный предприниматель
- Индивидуальное (семейное) предприятие
- Полное товарищество
- Смешанное товарищество
- Товарищество с ограниченной ответственностью (закрытое акционерное общество)
- Акционерное общество открытого типа
- 14. Простые и привилегированные акции – выгоды и риски Инвесторов и Эмитента. Понятие ipo.
- 1.2.2. Использование ценных бумаг при формировании заемного капитала компаний
- 1.2.3. Роль кредиторской задолженности в процессе финансирования российских компаний
- 19. Факторы, определяющие структуру источников финансирования компании (основные ограничения в формировании собственного и заемного капитала).
- 21. Распределение прибыли и процесс выплаты дивидендов.
- 23. Дивидендная политика и ее виды.
- 24. Факторы, определяющие дивидендную политику компании.
- 1. Дивидендная политика и возможность ее выбора
- 1.1. Факторы, определяющие дивидендную политику
- 1. Ограничения правового характера
- 2. Ограничения контрактного характера
- 3. Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью
- 4. Ограничения в связи с расширением производства
- 5. Ограничения в связи с интересами акционеров
- 6. Ограничения рекламно-финансового характера
- 1.2. Виды дивидендных выплат и их источники
- 1.3. Регулирование курса акций
- 1.4. Порядок выплаты дивидендов
- Заключение
- 25. Структура и сущность операционного менеджмента.
- 31. Эффект операционного рычага и оценка предпринимательского риска.
- 33. Рентабельность: формирование, расчет и анализ.
- 34. Анализ чувствительности в рамках операционного менеджмента.
- 36. Оценка совокупного влияния финансового и предпринимательского риска.
- Источники формирования оборотных средств
- Определение потребности в оборотных средствах
- Показатели использования оборотных средств
- Рентабельность предприятия и ее виды
- 38. Операционный и финансовый циклы: анализ и управление в компаниях.
- 39. Управление запасами. Определение наиболее экономичного размера заказа.
- 40. Кредитная политика компании: понятие, формирование. Кредитная политика компании: формулируем правила игры
- Продуманная работа с Клиентом Сегментирование
- Дифференцированный подход
- Внимательность и активность
- Последовательность
- Скидки лучше штрафов!
- Кредитная политика в отношении крупных компаний
- Напоминания
- Должник — не только должник
- Продажи и кредит
- Ранняя диагностика ваших внутренних проблем
- Действия по предотвращению неплатежей
- Разработка процедуры взыскания
- Что делать в первые два месяца после возникновения задолженности:
- Что делать после двух-трех месяцев задержки платежа:
- Цена долгов Расчет стоимости долга
- Ваши затраты на взыскание долга
- Какой должна быть служба по сбору долгов?
- Кому поручить возврат долгов?
- Как может быть организована ваша команда?
- Конфликт отдела продаж и службы взыскания
- Личные качества сотрудников и жизненный опыт
- Стили общения
- Памятка по профессиональному развитию кредитного менеджера
- Восемь основных ошибок, совершаемых кредитными менеджерами
- 41. Ценовая политика компании: взаимосвязь с операционным циклом, доходностью и ликвидностью.
- Ликвидность предприятия
- Текущая ликвидность
- Быстрая ликвидность
- Абсолютная ликвидность
- 42. Цели и методы управления дебиторской задолженностью.
- 43. Чистый оборотный капитал – понятие и оптимальный размер. Основные факторы, влияющие на размер чистого оборотного капитала
- Работает или нет?
- Стоимость размещения заказа
- Издержки хранения заказов
- Экономически обоснованный заказ
- 45. Особенности формирования капитала российских предприятий.
- 46. Сравнительные преимущества и недостатки видов долговых ценных бумаг.
- 2.3. Технология эмиссии облигаций