43. Использование информационных технологий в системе финансового менеджмента.
Для того, чтобы реально оценить эффективность системы, очень важно понимать какие задачи может решать правильно разработанная информационная система:
- Планирование производственной деятельности. Составление производственных планов различного уровня, - от стратегических до оперативных, - и проверка возможности их исполнения в соответствии с состоянием производственных мощностей и людских ресурсов. Степень детализации планов различного уровня различна - от набора продукции для решения задач стратегического планирования до конкретных материалов или производственных операций для оперативного управления производством;
- Управление закупками, запасами, продажами. Это автоматизация процессов планирования и учета для задач снабжения (материально-технического обеспечения) производства, сбыта готовой продукции и управления складскими запасами;
- Управление финансами. Как правило, это ведение бухгалтерии, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет основных средств, управление наличными средствами и планирование финансовой деятельности;
- Управление персоналом. В подсистеме управления персоналом реализованы все основные потребности работы с кадрами: найм и увольнение персонала, учет сведений о сотрудниках, планирование их карьерного роста, расчет заработной платы и учет рабочего времени. Рассмотрение персонала, как отдельного вида ресурса позволяет связать воедино кадровый потенциал предприятия и производственные планы, что также возможно при использовании информационной системы;
- Управление затратами. Сюда относится учет всех затрат предприятия и калькуляция себестоимости готовой продукции или услуг;
- Управление проектами/программами. Современная деятельность предприятия все больше рассматривается через призму реализации производственных проектов или программ, для которых может осуществляться отдельное планирование и учет;
- Проектирование продукции и технологических процессов. Информация о составе продукции, технологических маршрутах ее изготовления, разработка продукции в соответствии с требованиями клиентов, а также оценка затрат, которые понесет предприятие при выпуске такой продукции.
Информационная система, как и любой другой инструмент, должна иметь свои характеристики и требования, в соответствии с которыми можно было бы определить ее функциональность и эффективность. Разумеется, для каждого конкретного предприятия требования к информационной системе будут различными, так как должна учитываться специфика каждой организации. Несмотря на это, надлежит выделить несколько основных требований к системе, общих для всех «потребителей»:
1. Локализация информационной системы. В связи с тем, что наиболее крупными разработчиками информационных систем являются зарубежные компании, система должна быть приспособлена к пользованию российскими компаниями. Причем здесь имеется в виду локализация как функциональная (учет особенностей российского законодательства и систем расчетов), так и лингвистическая (система помощи и документация на русском языке).
2. Система должна обеспечивать надежную защиту информации, для чего необходимы парольное разграничении доступа, многоуровневая система защиты данных и т.д.
3. В случае внедрения системы на крупное предприятие со сложной организационной структурой, необходима реализация удаленного доступа для того, чтобы информацией могли пользоваться все структурные подразделения организации.
4. В силу влияния внешних и внутренних факторов (изменений направления бизнеса, изменения в законодательстве и т.п.), система должна быть адаптивной. Применимо к России, это качество системы должно рассматриваться более серьезно, так как у нас в стране изменения законодательства и правил учета происходят в несколько раз чаще, чем в странах со стабильной экономикой.
5. Необходима возможность консолидации информации на уровне предприятий (объединение информации филиалов, дочерних компаний и т.д.), на уровне отдельных задач, на уровне временных периодов.
Первые системы, которые были разработаны для решения задач управления на предприятии, в основном охватывали сферу складского или материального учета (IC – Inventory Control). Их появление связано с тем, что учет материалов (сырья, готовой продукции, товаров) с одной стороны является извечным источником различных проблем для руководителя предприятия, а с другой (на предприятии относительно крупного размера) одной из самых трудоемких областей, требующих к себе постоянного внимания. Основной «деятельностью» такой системы является учет материалов.
Следующий этап усовершенствования материального учета был ознаменован системами планирования производственных или материальных (в зависимости от направления деятельности организации) ресурсов. Эти системы, вошедшие в стандарт, а вернее два стандарта (MRP – Material Requirements Planning и MRP II – Manufacturing Requirements Planning), очень широко распространены на Западе и давно и успешно используются предприятиями, в первую очередь производственных отраслей. Основные принципы, которые легли в основу систем стандарта MRP, включают
- описание производственной деятельности как потока взаимосвязанных заказов;
- учет ограничения ресурсов при выполнении заказов;
- минимизацию производственных циклов и запасов;
- формирование заказов снабжения и производства на основе заказов реализации и производственных графиков.
- 1. Принципы организации финансового менеджмента.
- 2. История развития финансового менеджмента.
- 3. Понятие «финансовый менеджмент».
- 4. Функции финансового менеджмента.
- 6. Основные направления и цели финансового менеджмента.
- 7. Объекты финансового менеджмента.
- 8. Субъекты финансового менеджмента.
- 9. Основные направления деятельности финансового менеджера.
- 10. Основные инструменты финансового менеджмента.
- 11. Деньги в системе управления финансовой деятельности.
- 12. Учёт фактора времени в управлении финансами.
- 13. Учёт фактора риска в управлении финансами.
- 14. Классификация финансовых рисков.
- 15. Финансовый риск - менеджмент.
- 16. Средства и способы снижения рисков.
- 17. Капитал предприятия и его образование.
- 18. Формирование первоначального капитала предприятия.
- 19. Понятие «цена» капитала предприятия.
- 20. Управление ценой и структурой капитала предприятия.
- 21. Формы и методы привлечения заемных средств.
- 22. Кредит – важнейшая форма привлечения капитала.
- 23. Преимущества и недостатки лизинга.
- 24. Что такое «факторинг»?
- 25. Охарактеризуйте сущность фандрайзинга.91
- 26. Основной и оборотный капитал предприятия, нематериальные активы.
- 27. Управление оборотным капиталом предприятия.
- 28. Организация финансового планирования на предприятии.
- 29. Сущность бюджетирования.
- 30. Инвестиционная составляющая финансового менеджмента. Сущность инвестиций.
- 31. Управление инвестициями.
- 32. Финансовые инвестиции.
- 33. Формирование оптимального инвестиционного портфеля.
- 34. Управление инвестиционным портфелем.
- 35. Управление активами предприятиями. Концепция «Управление стоимости компании».
- 36. Управление финансовыми ресурсами предприятия.86
- 37. Дивидендная политика акционерного общества.88
- 38. Теории дивидендной политики.
- 39. Основные типы дивидендной политики акционерного общества.
- 40. Банкротство и антикризисное управление финансами предприятия.98
- 41. Причины неплатёжеспособности и банкротства предприятий.99
- 42. Финансовая стабилизация на предприятии в условиях кризисной ситуации.99
- 43. Использование информационных технологий в системе финансового менеджмента.
- 44. Автоматизация основных направлений финансовой работы на предприятии.
- 45. Базовые концепции финансового менеджмента.
- 46. Концепция компромисса между риском и доходностью.
- 47. Концепция «портфеля».