logo search
шпоры финмен

47. Концепция «портфеля».

Концепция инвестиционного портфеля имеет важные следствия для мно­гих сфер финансового управления. Например, цена капитала фирмы опреде­ляется степенью риска ценных бумаг, находящихся в ее портфеле, поскольку, во-первых, структура инвестиционного портфеля влияет на степень риска соб­ственных ценных бумаг фирмы; во-вторых, требуемая инвесторами доходность зависит от величины этого риска. Кроме того, любая фирма, акции которой на­ходятся в портфеле, в свою очередь может рассматриваться как некий портфель находящихся в ее эксплуатации активов (или проектов), и поэтому владение портфелем ценных бумаг представляет собой право собственности на множество различных проектов; в этом контексте уровень риска каждого проекта оказы­вает влияние на рисковость портфеля в целом.

Отцом современной теории портфеля является Гарри Марковиц, получив­ший за свои труды в 1990 г. Согласно теории портфеля Марковича критериями оценки эф- фективности инвестиционных решений являются только два парамет- ра —ожидаемая доходность и стандартное отклонение доходности. Эта теория состоит в том, что, как правило, совокупный уровень риска может быть снижен за счет объединения рисковых активов в портфе- ли. Основная причина такого снижения риска заключается в отсут- ствии прямой функциональной связи между значениями доходности по большинству различных видов активов. Теория портфеля приво- дит к следующим выводам: 1) для минимизации риска инвесторам следует объединять рисковые активы в портфели; 2) уровень риска по каждому отдельному виду активов следует измерять не изолированно от остальных активов, а с точки зрения его влияния на общий уровень риска диверсифицированного портфеля инвестиций.

48. Фандрайзинг – новое направление финансового менеджмента.

(fund raising) означает собирание, «добывание» денежных средств.

Термин «фандрайзинг» был заимствован из США, где он используется уже многие десятилетия, преимущественно в области привлечения финансирования в, так называемый, третий сектор.

Третий сектор. США, развивающийся с конца XIX в. – начала XX в. и функционирующий наряду с частным и государственным сектором, объединяет некоммерческие негосударственные организации, для которых основной целью деятельности является не получение прибыли, а решение различных социальных задач.

80-е гг.XX в. В связи с сокращением бюджетного финансирования социально-культурной сферы фандрайзинг стал ориентироваться на:

- активную диверсификацию источников финансирования со стороны физических и юридических лиц, государственных и местных вла-стей;

- разработку новых форм привлеченного финансирования неком-мерческих организаций, помимо традиционных пожертвований, грантов, благотворительных, спонсорских и членских взносов.

Фандрайзин-говая кампания Множественность и разнообразие привлеченных источников финансирова-ния некоммерческих организаций привели к необходимости планирования и контроля над процессом привлечения средств, а также к введению такого понятия, как фандрайзинговая кампания (FR-кампания).

Специалисты, предоставляющие услуги в области привлечения средств.

Задачами фандрайзера являются:

- анализ рынка доноров;

- определение совместных интересов доноров и некоммерческих организа-ций;

- разработка системы стимулов для доноров;

- нахождение источников привлеченных средств;

- непосредственная организация фандрайзинговой кампании.

В России термин «фандрайзинг» стал активно использоваться с начала 1990-х гг., преимущественно государственными некоммерческими организациями для покрытия дефицита финансовых средств.

Несмотря на то, что фандрайзинг в США преимущественно ориентирован на поддержку негосударственных некоммерческих организаций, в России, где третий сектор находится только в процессе становления, фандрайзинг нашел новые сферы применения.

Фандрайзинговая кампания комплекс управленческих мероприятий по планированию, организации, проведению и контролю процесса привлечения средств в некоммерческую организацию.

Организацию фандрайзинговой кампании можно

разделить на четыре этапа.

Этапы фандрайзинга Составляющие этапа

1. Планирование (поквартальное, годовое, на 3-5 лет)

1.1. Разработка содержательной программы привлече-ния средств (за 3 – 12 мес. до начала FR-кампании):- планирование основных направлений деятельности некоммерческой организации;- определение краткосрочных и долгосрочных проек-тов;- прогнозирование благотворителей, спонсоров, чле-нов.

1.2. Определение расходов некоммерческой организа-ции на предстоящий период.

1.3. Определение источников покрытия расходов не-коммерческих организаций.

1.4. Выбор видов фандрайзинга.

2. Реализация 2.1. Выбор методов проведения фандрайзинга

2.2. Установление ответственности за проведение FR-кампании.

2.3. Выделение средств на реализацию FR-кампании.

3. Контроль 3.1. Осуществление контроля над ходом реализации FR-кампании (например, со стороны финансовых служб).

3.2. Корректировка планов с учетом произошедших изменений.

4. Анализ 4.1. Определение эффективности этапа планирования.

4.2. Анализ эффективности этапа реализации.

4.3. Оценка эффективности конечных результатов.

Выделяются два основных вида фандрайзинга.

Первый – проектный. Здесь задачи фандрайзинга сводятся к поступлению конкретных средств для реализации проектов. Проектный фандрайзинг яв-ляется наиболее удобной формой привлечения средств, как для самой не-коммерческой организации, так и для финансирующей стороны.

Второй – оперативный. Привлеченные средства направляются на покрытие текущих расходов. Это наименее эффективная форма привлечения средств, так как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете. Как правило, оперативный фандрайзинг применяется некоторыми организациями, находящимися в критическом финансовом положении.

Методы реализации фандрайзинговой кампании:

Метод FR-кампании Описание

1. Телефанд-райзинг Обращение к потенциальным спонсорам и благотво-рителям по телефону и факсу.

2. Почтовой фанд-райзинг Обращение к потенциальным спонсорам и благотво-рителям по почте.

3. Индивидуальный фандрайзинг Персональное обращение к спонсорам в личной бе-седе.

4. Солофанд-райзинг Приобщение поддержки влиятельных, известных лиц.

5. Событийный фандрайзинг Проведение различных мероприятий: аукционов, выставок, лотерей, презентаций, обедов и др.