logo search
Ответы к гос

21. Суверенные фонды государства: понятие, назначение, источники, направления использования, роль в управлении государственным долгом.

Суверенный фонд это фонд, которым владеет какое-либо государство. Фонд состоит из валютных накоплений и прочих активов, в том числе собственности, акций, облигаций и прочих финансовых инструментов.

Суверенный фонд чаще всего образуется в случае высокого торгового профицита при экспортных операциях того или иного государства. Чаще всего это экспорт природных ресурсов (нефти, газа), либо экспорт товаров.

Продажа на внешнем рынке товара приводит к тому, что у государства на руках остается большое количество иностранной валюты. Если ввезти всю заработанную валюту (скажем доллары) в страну и, скажем, раздать ее населению в качестве бонуса за выпавшее счастье родиться на нефтяной скважине, это приведет к высокому предложению иностранной валюты внутри страны, что в свою очередь к падению курса ввезенной валюты относительно собственной валюты государства, а это скажется на повышении цены экспортных товаров на иностранных рынках в иностранной валюте.

Вместо того, чтобы ввозить валюту в страну, большее ее количество остается за границей в виде «фонда». По данным на ноябрь 2007 года самыми крупными «суверенными фондами» владеют:

ОАЭ:

875 млрд. долларов

Сингапур:

438 млрд. долларов

Норвегия:

367 млрд. долларов

Саудовская Аравия:

300 млрд. долларов

Кувейт:

213 млрд. долларов

Китай:

200 млрд. долларов

Россия:

133 млрд. долларов

Катар:

50 млрд. долларов

Австралия:

49 млрд. долларов

Аляска:

40 млрд. долларов

Бруней:

30 млрд. долларов

Как видно из списка, владельцами суверенных фондов являются в основном страны, поставляющие энергоносители на экспорт. Китай скопил такую сумму за рубежом благодаря экспорту своих товаров в США и Европу.

Несмотря на то, что все суверенные суверенные фонды мира составляют лишь 1/8 часть от всех пенсионных фондов мира, где накоплено 21,6 триллиона долларов, они все равно представляют собой внушительную сумму в 2.8 триллиона долларов – больше чем все паевые инвестиционные фонды вместе взятые (1.7 триллиона долларов). По прогнозам к 2011 году объем суверенных фондов возрастет до 8 триллионов долларов.

Такое большое количество «свободных» денег вредно хранить мертвым грузом. Во-первых деньги имеют склонность к инфляции и значит стоимость денег, лежащих мертвым грузом, со временем падает, а во-вторых деньги можно пустить в оборот, и они в конце оборота увеличат общую сумму фонда, т.е. деньги могут принести новые деньги, иными словами превращаются в «капитал». Вот управлением этого капитала и занимаются чиновники. Чаще всего фондом управляет специальная государственная компания, которая решает, куда вложить деньги фонда с наилучшей выгодой, что на эти деньги купить (собственность или финансовые бумаги) и что продать.

Цель суверенного фонда сохранить и преумножить деньги, полученные от высоких цен на энергоносители, до тех печальных времен, когда запасы энергоносители в стране иссякнут, чтобы смягчить шок.

Не все суверенные фонды управляются одинаково. Не все фонды раскрывают информацию о своих «портфелях». Например, суверенный фонд Норвегии имеет свой собственный сайт, где даются ежемесячные отчеты о том, что куплено, что продано, чем фонд владеет, кто чем управляет и с какой эффективностью, какие планы и стратегии у руководителей фонда, какая у них политика распоряжения средствами. Веб-сайт суверенного фонда ОЭА состоит всего из одной страницы, где указан адрес фонда и телефон.

Главным средством вложения денег являются облигации займа других государств (bonds). Самыми надежными из них считаются облигации Резервной системы США. Фактически облигации США это расписки, что США взяло у вас в долг денег и обещает их вам вернуть через определенный период с процентами. Они являются (или по-крайней мере считаются) высоколиквидными (их охотно купит кто угодно) и высоконадежными (дефолт исключен) финансовыми бумагами, которые с низкой долей риска гарантируют вам фиксированный доход в размере от 5% до 10% годовых в течение 10-15 лет. Следовательно многие государства, которые казалось бы не испытывают особых симпатий к США с помощью своих «суверенных фондов» охотно дают США в долг и тем самым финансируют США.

В последнее время некоторые фонды стали склоняться к более рискованным вложениям. Они выводят часть средств из облигаций займа США и вкладывают их в собственность за рубежом, в акции крупных компаний, инвестируют в начинающие молодые компании. Это ведет во-первых к тому, что спрос на облигации займа США снижается (иными словами меньше желающих дать США в долг), а во-вторых, увеличивается экономическое влияние страны-инвестора в стране, где та совершает свои приобретения.

Суверенные фонды не всегда открыто заявляют о своих намерениях и политике распоряжения имеющимися средствами. И ни одно государство не имеет права потребовать от другого раскрыть свои карты. На заседании Большой восьмерки в Вашингтоне было принято обращение к Международному Валютному Фонду, чтобы тот повлиял как-то на суверенные фонды в плане их открытости для общественности. Но даже МВФ мало что может сделать. Остается надеяться, что суверенные фонды сами по своей доброй воле станут более прозрачными.

Положительный момент заключается в том, что суверенные фонды работают на перспективу. Их интересуют долговременные результаты, а не спекулятивная прибыль на коротких сделках. Они не должны делать регулярные выплаты, в отличие например от пенсионных фондов. У них нет пайщиков, которые в случае неблагоприятной рыночной ситуации начнут паниковать и забирать из фонда свои средства. Суверенные фонды, приобретая какую-то компанию, не устраивают ее реструктуризацию и не перетряхивают управленческий состав.

Поэтому экономисты благосклонно относятся к суверенным фондам. Они являются фактором стабильности на рынке акций и облигаций.

Фонд Национального благосостояния - первый российский суверенный фонд( с 1 февраля 2008г.).

Российский фонд национального благосостояния стал самым новым суверенным фондом в мире. Несмотря на то, что его первоначальный размер в 32 млрд. долларов является сравнительно небольшим, в ближайшие пять лет он может увеличиться до 320 млрд. долларов при условии сохранения цен на нефть на прежнем уровне.