В) показатели интенсивности использования ресурсов:
рентабельность чистых активов по чистой прибыли;
рентабельность реализованной продукции; г) показатели деловой активности:
коэффициент оборачиваемости оборотного капитала;
коэффициент оборачиваемости собственного капитала.
Содержание отдельных показателей, порядок их расчета и оптимальные значения, изложенные в Методических реко- мендациях по разработке финансовой политики предприятия, приводятся в табл. 4.1.
Разработка учетной политики как системы методов и
приемов ведения бухгалтерского учета на предприятии. Учет- ная политика для всех предприятий должна осуществляться всоответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 6 октября 2008 г. № 106н.
Таблица 4.1
Показатели, рекомендуемые для аналитической работы
Наименование показателя | Что показывает | Как рассчиты- вается | Комментарий |
1 | 2 | 3 | 4 |
Показатели ликвидности | |||
Общий ко- эффициент покрытия | Достаточность оборотных средств у пред- приятия, кото- рые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств | Отношение текущих акти- вов (оборотных средств) к текущим пас- сивам (кратко- срочным обя- зательствам) | От 1 до 2. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть достаточно, чтобы покрыть свои краткосрочные обя- зательства. Превы- шение оборотных активов над крат- косрочными обяза- тельствами более чем в два раза счита- ется также нежела- тельным, поскольку свидетельствует o нерациональном вложении предпри- ятием своих средств и неэффективном их использовании |
Коэффициент срочной лик- видности | Прогнозируе- мые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения рас- четов с дебито- рами | Отношение денежных средств и краткосрочных ценных бумаг плюс суммы мобилизован- ных средств в расчетах с дебиторами к краткосроч- ным обяза- тельствам | 1 и выше. Низкие значения указывают на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить система- тическую возмож- ность обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму для расчетов со своими поставщи- ками |
Продолжение табл. 4.1
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Коэффициент ликвидности при мобилиза- ции средств | Степень зави- симости плате- жеспособности от материально- производствен- ных запасов и затрат с точки зрения необхо- димости моби- лизации денеж- ных средств | Отношение материаль- но-произ- водственных запасов и затрат к сумме краткосрочных обязательств | 0,5–0,7 — наибо- лее приемлемые значения, свиде- тельствующие об удовлетворительном финансовом состоя- нии. При завышении значения показателя это следует тракто- вать как ухудшение финансового поло- жения | ||
Показатели финансовой устойчивости | |||||
Соотношение заемных и собственных средств | Сколько заем- ных средств привлекло предприятие на 1 рубль вложенных в активы собст- венных средств | Отношение всех обязательств предприятия (кредиты, займы и кредиторская задолженность) к собственным средствам (собст- венному капи- талу) | Значение соот- ношения должно быть меньше 0,7. Превышение указанной границы означает зависи- мость предприятия от внешних ис- точников средств, потерю финансовой устойчивости (ав- тономности) | ||
Коэффициент обеспеченно- сти собствен- ными средст- вами | Наличие собст- венных оборот- ных средств у предприятия, необходимых для его финан- совой устойчи- вости | Отношение собственных обо- ротных средств к общей величине всех оборотных средств предпри- ятия (собствен- ных и привлечен- ных) | Нижняя граница — 0,1. Чем выше показатель (около 0,5), тем лучше финансовое состоя- ние предприятия, тем больше у него возможностей в проведении неза- висимой финансо- вой политики |
Продолжение табл. 4.1
1 | 2 | 3 | 4 |
Коэффици- ент манев- ренности собственных оборотных средств | Способность предприятия поддерживать уровень собст- венного оборот- ного капитала и пополнять оборотные сред- ства в случае необходимости за счет собственных источников | Отношение собственных обо- ротных средств к общей величи- не собственных средств (собст- венного капита- ла) предприятия | 0,2–0,5. Чем ближе значение показате- ля к верхней реко- мендуемой гра- нице, тем больше возможностей фи- нансового маневра у предприятия |
Показатели интенсивности использования ресурсов | |||
Рентабель- ность чис- тых активов по чистой прибыли | Эффективность использования средств, при- надлежащих собственникам предприятия. Служит основ- ным критерием при оценке уров- ня котировки акций на бирже | Отношение чистой прибы- ли к средней за период величине чистых активов | Рентабельность чистых активов по чистой прибыли должна обеспечи- вать окупаемость средств акционе- ров, вложенных в предприятие |
Рентабель- ность реа- лизованной продукции | Эффектив- ность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции | Отношение прибыли от реализованной продукции к объему затрат на производство реализованной продукции | Динамика коэф- фициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью реализованной продукции |
Окончание табл. 4.1
1 | 2 | 3 | 4 | |
Показатели деловой активности | ||||
Коэффици- ент обора- чиваемости оборотного капитала | Скорость оборо- та материаль- ных и денеж- ных ресурсов предприятия за анализируе- мый период или сколько рублей оборота (выруч- ки) получено с каждого рубля данного вида активов | Отношение объе- ма чистой выруч- ки от реализации к средней за период величине стоимости мате- риальных оборот- ных средств, де- нежных средств и краткосрочных ценных бумаг | Нормативного зна- чения нет. Однако усилия руковод- ства предприятия во всех случаях должны быть направлены на ускорение обора- чиваемости. Если предприятие по- стоянно прибегает к дополнительному использованию заемных средств — значит, сложив- шаяся скорость оборота генериру- ет недостаточное количество денеж- ных средств для покрытия издер- жек и расширения деятельности | |
Коэффици- ент обора- чиваемости собственного капитала | Скорость оборо- та собственного капитала или активность де- нежных средств, которыми рис- куют акционеры | Отношение чистой выручки от реализации к среднему за период объему собственного капитала | Если показатель рентабельности собственного ка- питала не обеспе- чивает его окупае- мость, то данный коэффициент оборачиваемости означает бездейст- вие части собствен- ных средств, т. е. свидетельствует о нерациональности их структуры |
Опираясь на результаты анализа финансово-экономиче- ского состояния предприятия, рассчитывают варианты тех или иных положений учетной политики, поскольку от принятых вэтойчасти решенийнапрямую зависят количествои суммапере- числяемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, структура баланса, значение ряда ключевых финансово-экономических показателей. При определении учетной политики у предпри- ятия существует выбор методов списания сырья и материалов в производство, вариантов списания малоценных и быстроиз-нашивающихся предметов,методовоценкинезавершенного производства, применения ускоренной амортизации и др.
Разработка кредитной политики предприятия. В этих
целях проводится анализ структуры пассива баланса и рассчи-тываются доля собственных и заемных средств, их соотношение, определяется недостаток собственных средств. На основе рас-чета устанавливается потребность в заемных средствах. Иногда предприятию целесообразно брать кредиты и при достаточности собственных средств, если эффект от привлечения и исполь- зования заемных, кредитных средств может быть выше, чем процентная ставка. Кредитная политика предприятия преду-сматривает выбор кредитной организации, размера процентной ставки, сроков погашения кредита.
Управление оборотными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью. При разработке финансовой
политики считают, что это основная проблема управления финансами. От правильного решения этой проблемы зависит эффективность использования как собственных, так и заемныхсредств. Важнейшим фактором повышения эффективности использования оборотных средств, который учитывается при разработке финансовой политики предприятия, является обо- рачиваемость оборотных средств.
Управление издержками (затратами) и выбор амор- тизационной политики. Для разработки раздела финансовой
политики, посвященного управлению издержками (затратами)производства (на предприятиях промышленности) и издержками обращения (на предприятиях сферы обращения) используются данные финансового анализа об уровне издержек и рентабель-
ности. На основе анализа вырабатываются мероприятия по оп- тимизации издержек (переменных, постоянных и смешанных) и достижению безубыточной работы предприятия.
Выбор амортизационной политики имеет большое значение в финансовой политике предприятия. В соответствии с дейст-вующим законодательством предприятие вправе применять ускоренную амортизацию, т. е. ускоренно накапливать средства на замену оборудования, в то же время увеличивая издержки (себестоимость продукции). Предприятие имеет также право проводить переоценку основных фондов, определять способ расчета амортизационных отчислений.
Дивидендная политика предприятия разрабатывается
в акционерных обществах, производственных кооперативах, потребительских обществах. При ее выборе необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:
выплата дивидендов обеспечивает защиту интересов чле-
нов акционерных обществ и кооперативов;
высокая выплата дивидендов сокращает долю прибыли, направляемой на развитие организации.
При разработке финансовой политики следует оценить преимущества и недостатки дивидендов, найти оптимальныйвариант выплаты дивидендов, учесть затраты на перспективное развитие предприятия.
Управление финансами предприятия. Современная сис-
тема управления финансами предприятия базируется на теории планирования, нормирования и регулирования.
Важнейшим элементом обеспечения устойчивой производ- ственной деятельности является система финансового планиро- вания, которая состоит из:
бюджетного планирования деятельности структурных
подразделений предприятия;
сводного (комплексного) бюджетного планирования де- ятельности предприятия1.
1 См.: Реформа предприятий (организаций): Методические рекомен- дации. С. 64.
Эти процессы включают: формирование бюджетов и их структуры; ответственность за формирование и исполнение бюджетов; согласование, утверждение и контроль за исполне- нием бюджетов.
Бюджетное планирование деятельности структурных под-разделений предприятия необходимо в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расхо- дов, а также повышения точности плановых показателей (дляцелей налогового и финансового планирования), большей гибко- сти в управлении и контроле за себестоимостью продукции.
Преимущества бюджетного планирования следующие:
помесячное планирование бюджетов структурных под- разделений дает более точные показатели размеров и структу- ры затрат и соответственно прибыли, что важно для налогового планирования (включая платежи в государственные целевые фонды);
в рамках месячных бюджетов структурным подразде-лениям предоставляется большая самостоятельность в рас- ходовании фонда оплаты труда, что повышает материальную заинтересованность работников;
минимизация количества контрольных параметров бюд-жетов позволяет сократить непроизводственные расходы рабо- чего времени работников экономических служб предприятия;
возможность осуществлять режим экономии финансо- вых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового кризиса.
На предприятиях целесообразно создать следующую сквоз- ную систему бюджетов:
фонда оплаты труда;
материальных затрат;
потребления энергии;
амортизации;
прочих расходов;
погашения кредитов и займов;
налоговый.
С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи в госу- дарственные целевые фонды и часть налоговых отчислений.
Бюджет амортизации в значительной степени определяетинвестиционную политику предприятия. Кроме того, фактически амортизационные отчисления, накопленные в амортизационном фонде, до момента их расходования по назначению могут исполь- зоваться в качестве оборотных средств предприятия.
Бюджет прочих расходов позволяет экономить на наименее важных финансовых расходах.
Бюджет погашения кредитов и займов дает возможность выполнять операции по погашению кредитов и займов в соот- ветствии с планом-графиком платежей.
Налоговый бюджет включает налоги и обязательные плате- жи в федеральный, региональный и местные бюджеты, а также в государственные целевые фонды. Он планируется в целом по предприятию.
Примерная система бюджетов предприятия приведена в табл. 4.2.
Данная система бюджетов охватывает всю базу финансо-вых расчетов предприятия. Бюджеты разрабатываются в целом по предприятию и для структурных подразделений. При этом рекомендуется руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня — это детализация бюджета более высокого уровня.
Сводный бюджет составляется на основе данных функцио- нальных бюджетов и состоит из доходной и расходной частей. При формировании бюджета определяются приоритетные на-правления расходов, среди которых можно назвать: заработную плату; затраты на покупку материалов, комплектующих и т. п., необходимых для выполнения производственной программы; платежи в государственные целевые фонды, налоги.
Составление сводного бюджета предприятия, а также про- гнозирование ставки банковского процента и платежеспособно- сти клиентов позволяют определить объем прибыли, необходи- мый для обеспечения платежеспособности предприятия.
Примерная система бюджетов предприятия
104
Таблица 4.2
Бюджеты | Бюджеты структурных подразделений, руб. | ИТОГО сводный бюджет, руб. | |||||||||
Производственные подразделения (цеха) | Функциональные службы | Непромышленная группа |
| ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| ||
Бюджет фонда оплаты труда (ФОТ) | ФОТ1 | ФОТ2 | ФОТ3 | ФОТ4 | ФОТ5 | ФОТ6 | ФОТ7 | ФОТ8 | ФОТ9 | МФОТ | |
Бюджет материальных затрат (МЗ) | МЗ1 | МЗ2 | МЗ3 | МЗ4 | МЗ5 | МЗ6 | МЗ7 | МЗ8 | МЗ9 | ММЗ | |
Бюджет энергопотребления (ЭП) | ЭП1 | ЭП2 | ЭП3 | ЭП4 | ЭП5 | ЭП6 | ЭП7 | ЭП8 | ЭП9 | МЭП | |
Бюджет амортизации (А) | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | МА | |
Бюджет прочих расходов (ПР) | ПР1 | ПР2 | ПР3 | ПР4 | ПР5 | ПР6 | ПР7 | ПР8 | ПР9 | МПР | |
ИТОГО, руб. | М1 | М2 | М3 | М4 | М5 | М6 | М7 | М8 | М9 | МБП | |
Бюджет подразделений | Бюджеты цехов | Бюджеты функ- циональных служб | Бюджеты непро- мышленной группы |
| |||||||
Кредитный бюджет |
|
|
| МКБ | |||||||
Налоговый бюджет |
|
|
| МНБ | |||||||
Итого сводный бюджет, руб. |
| МСБ |
Примечание. Сводный бюджет по составу затрат равен сводному бюджету (стр. “Итого”) плюс кре- дитный и налоговый бюджеты.
Сводный бюджет предприятия состоит из доходной и рас- ходной частей, основные статьи сводного бюджета показаны в табл. 4.3.
Сводный бюджет предприятия (основные статьи доходов и расходов)
Таблица 4.3
Доходная часть | Расходная часть |
1. Выручка от реализации продук- ции и прочей реализации | 1. Налоги в бюджет |
2. Доходы от внереализационных операций | 2. Заработная плата |
3. Остаток средств на банковских счетах на начало планового перио- да | 3. Платежи в государственные целе- вые фонды |
4. Кредиты и займы | 4. Закупки сырья и материалов |
5. Оплата энергоресурсов | |
6. Выплата по кредитам (с учетом процентов) | |
7. Прочие расходы | |
Дефицит бюджета (в случае пре- вышения расходов над доходами) | Профицит бюджета (в случае превы- шения доходов над расходами) |
Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, учитываются остатки средств на счетах предприятия.
Расходная часть сводного бюджета планируется на основе:плана-графика налоговых выплат; бюджета фонда оплаты тру- да; плана-графика платежей в государственные целевые фон- ды; бюджета материальных затрат; плана-графика погашения кредитов и других бюджетных расходов.
В современных условиях рекомендуется внедрять локаль- ные автоматизированные системы бюджетного планирования на предприятиях (на базе компьютерной сети). Это позволит оперативно получать информацию об исполнении бюджета исвоевременно при необходимости вносить коррективы в бюдже-
ты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами.
- А. С. Нешитой,
- Удк 336
- Глава 4. Финансовая политика 82
- Глава 10. Региональные и местные бюджеты 251
- Глава 11. Государственные социальные внебюджетные фонды 283
- Глава 12. Государственный кредит 333
- Раздел III
- Глава 13. Теоретические основы финансов коммерческих предприятий (организаций) 356
- Глава 14. Финансы некоммерческих организаций 392
- Введение
- Раздел I Понятие о финансах, управление финансами
- Глава 1. Сущность и функции финансов
- Экономическая сущность финансов
- Функции финансов
- Необходимость финансов в рыночном хозяйстве
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Финансовая система Российской Федерации
- Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации
- Страхование;
- Система государственных финансовых органов.
- Характеристика сфер и звеньев финансовой системы рф
- Структура зарегистрированных предприятий и организаций по организационно-правовым формам (по данным Единого государственного реестра предприятий и организаций)1
- Характеристика кредитно-банковской системы и ее роль в финансовой системе рф
- К специализированным кредитно-финансовым учреждени-
- Система государственных финансовых органов и их роль в финансовой системе рф
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Финансовые ресурсы
- Понятие государственных финансовых ресурсов
- Формирование финансовых ресурсов предприятий (организаций)
- Амортизационный фонд как источник финансовых ресурсов
- Основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве
- Распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса
- Использование финансов
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовая политика
- Понятие и принципы финансовой политики
- Финансовая политика государства
- Разработка финансовой политики предприятий (организаций)
- А) показатели ликвидности:
- В) показатели интенсивности использования ресурсов:
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Управление финансами
- Сущность и методы управления финансами
- Система государственных органов управления финансами и их функции
- Министерство финансов рф выполняет следующие ос- новные функции:
- Налоговые инспекции обязаны:
- Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики
- Автоматизированные системы управления финансами
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Финансовый контроль
- Содержание финансового контроля
- Виды, формы и методы финансового контроля
- Система органов государственного финансового контроля и их функции
- Аудиторский контроль
- Контрольные вопросы
- Функции государственного бюджета
- Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Бюджетное устройство и бюджетный процесс
- Бюджетное устройство Российской Федерации
- Бюджетный процесс в Российской Федерации
- Бюджетная классификация
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Доходы и расходы федерального бюджета
- Экономическое содержание доходов федерального бюджета, налогов и сборов.
- Роль налогов в формировании доходов федерального бюджета Российской Федерации.
- Состав и структура расходов федерального бюджета
- Бюджетный дефицит и его финансирование
- Федеральный бюджет на 2008–2010 гг. И на 2009–2011 гг.
- Приоритетами бюджетной политики на 2009–2011 гг. Яв- ляются национальная экономика и социальная политика.
- Главная ставка в социальной политике сделана на улуч- шение качества жизни населения.
- Контрольные вопросы
- Глава 10. Региональные и местные бюджеты
- Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов
- Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по формированию бюджетов
- Формирование доходов бюджетов субъектов Российской Федерации
- Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации
- Формирование доходов местных бюджетов
- Расходы местных бюджетов
- Регулирование доходов региональных и местных бюджетов
- Контрольные вопросы
- Глава 11. Государственные социальные внебюджетные фонды
- Государственные социальные внебюджетные фонды и правовые основы их образования
- Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование
- Фонд социального страхования Российской Федерации, его функции, формирование и использование
- Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование
- Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 гг., млрд руб.1
- Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 г. И на плановый период 2010–2011 гг. (млрд руб.)1
- Страховые взносы, зачисляемые в государственные внебюджетные фонды
- Плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам уплачивают соот-
- Тарифы страховых взносов на финансирование трудовой пенсии в соответствии с законодательством рф об обязательном пенсионном страховании
- Внебюджетные фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок
- Контрольные вопросы
- Глава 12. Государственный кредит
- Правовые основы государственного кредита
- Формы государственного кредита и классификация государственных займов
- Государственный внутренний
- Управление государственным кредитом
- Контрольные вопросы
- Раздел III Основы функционирования финансов предприятий (организаций)
- Глава 13. Теоретические основы финансов коммерческих предприятий (организаций)
- Экономическое содержание
- Принципы организации финансов коммерческих предприятий (организаций)
- Денежные доходы и расходы коммерческих организаций
- Прибыль и рентабельность коммерческих организаций
- Финансы государственных
- Особенности финансов производственных кооперативов
- Финансово-промышленные группы
- Контрольные вопросы
- Глава 14. Финансы некоммерческих организаций
- Финансы потребительских кооперативов
- Финансы общественных некоммерческих организаций, фондов, учреждений
- Финансы профессиональных союзов
- Контрольные вопросы
- Раздел IV Страховые отношения
- Глава15. Экономическая сущность и формы страхования
- Экономическая сущность и роль страхования
- Формы и виды страхования
- Глава 16. Организация страхования и государственный надзор за страховой деятельностью
- Организация страхования в Российской Федерации
- Обеспечение финансовой устойчивости страховой организации
- Государственный надзор за страховой деятельностью
- Контрольные вопросы
- Раздел V
- Сотрудничества
- Глава 17. Роль финансов в регулировании развития экономики России
- Оценка состояния экономики Российской Федерации
- Производство основных продуктов питания и важнейших видов непродовольственных товаров1
- Воздействие финансов
- Использование финансов для решения социальных проблем
- Контрольные вопросы
- Глава 18. Финансы в системе международных экономических отношений
- Тенденцииразвития мирового хозяйства
- Роль финансов в развитии международной торговли
- Вывоз капитала за рубеж
- Международные валютные отношения
- Официальные курсы иностранных валют по отношению к российскому рублю (на начало 2009 г., руб. За единицу национальной валюты)1
- Динамика курса доллара сша и евро по отношению к российскому рублю (по данным Центрального банка рф)1
- Международные кредитно-финансовые организации
- Европейский фонд валютного сотрудничества (ефвс)
- Платежный баланс Российской Федерации
- Признаки кризиса финансовой системы России в условиях реформирования экономики и меры по преодолению финансовых трудностей
- Консолидированный бюджет Российской Федерации в 1990–2005 гг. (в фактических действовавших ценах, млрд руб.)1
- Распределение кредиторской и дебиторской задолженностей предприятий и организаций по видам экономической деятельности на конец 2008 г. (в %)1
- Контрольные вопросы
- I'JiaBiIhlli pe,n;aKTop -a. E. U.11./1,apuouoea