Раздел I. Идентификационная часть — данные, идентифицирующие налогоплательщика, сведения об учетной политике, о руководителях, уставном капитале, лицензиях и сертификатах и др.
Раздел II. Данные о совершенных налогоплательщиком хозяйственных операциях или иных сделках, которые могут оказать влияние на формирование налоговой базы — по возмещению из бюджета НДС, о крупных расходах на благотворительные цели, о крупных финансовых вложениях, о краткосрочных и долгосрочных кредитах и др.
Раздел III. Косвенные данные о хозяйственной деятельности — информация от организаций МПС России, Минтранса России, ГИБДД МВД России о перевозимых крупных партиях товаров и др.
Раздел IV. Сигнальная информация, полученная в результате проведения контрольной работы, о нарушении взаимозависимыми лицами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и др.
Раздел V. Другие сведения.
2 и 3 этапы. Использование результатов камеральной налоговой проверки налоговой отчетности, а также результатов анализа налоговой и бухгалтерской отчетности при планировании выездных налоговых проверок.
Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговыми орга-
нами используется информация, полученная в рамках проведе, ния камеральной налоговой проверки, а также в результате анализа бухгалтерской и налоговой отчетности на основе Системы контрольных соотношении (СКС).
Система контрольных соотношений включает в себя:
— внутридокументные контрольные соотношения (контрольные соотношения показателей деклараций (расчетов) по налогам и сборам или бухгалтерской отчетности);
— междокументные контрольные соотношения показателей деклараций (расчетов) по налогам и сборам, бухгалтерской отчетности и информации, полученной из внешних источников.
На основании системы контрольных соотношений производится:
— проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями бухгалтерской и налоговой отчетности, необходимыми для исчисления налоговой базы;
— проверка сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего налогового (отчетного) периода;
— сопоставление отдельных показателей налоговой декларации между собой;
— соотнесение отдельных показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.
При применении системы контрольных соотношений следует иметь в виду, что по результатам проверки определяются только ориентировочные данные, которые служат основанием для отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки, но не для доначислений налогов и сборов и применения налоговых санкций.
При проведении финансово-экономического анализа бухгалтерской и налоговой отчетности налоговыми органами собирается информация о физических объемах потребленных энергетических (электро- и теплоэнергии) и иных материальных ресурсов. Такую информацию анализируют на предмет соответствия уровня и динамики указанных объемов показателям бухгалтерской отчетности, в которой отражены объемы производства и реализации продукции (работ, услуг). Могут быть использованы: косвенные данные о хозяйственной деятельности налогоплательщика; данные о совершенных налогоплательщиком хозяйственных операциях или иных сделках, оказывающих влияние на формирование налоговой базы, а также другая информация, содержащаяся в досье налогоплательщика.
124
Конкретные формы и методы анализа налоговой и бухгалтерс-0# отчетности, его объем определяются налоговыми органами исходя из информации, содержащейся в налоговой и бухгалтерской отчетности. Анализ конкретных форм бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщиков регламентируется методическими указаниями и рекомендациями ФНС России.
По результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности отделом, в функциональные обязанности которого входит проведение данного вида проверок и анализа, составляется заключение по установленной форме (Образец I), содержащее рекомендации об отборе соответствующих налогоплательщиков для выездных налоговых проверок с обоснованием причин, послуживших основанием для таких выводов.
4 этап. Анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу.
Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков налоговым органом осуществляется периодическое проведение анализа основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу на основе использования автоматизированной системы обработки данных АИС «Налог».
В процессе планирования выездных налоговых проверок должны обеспечиваться:
— анализ и оценка динамики изменений основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков;
— сравнительный анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков одной отрасли;
— отбор налогоплательщиков, анализ показателей деятельности которых позволяет сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений.
По результатам анализа основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков готовится заключение с рекомендациями об отборе соответствующих организаций для проведения выездных налоговых проверок с указанием причин, послуживших основанием для такого вывода. Затем это заключение передается в отдел, ответственный за подготовку планов выездных налоговых проверок налогоплательщиков. Оно является одним из оснований для включения соответствующих организаций в план проведения выездных налоговых проверок на предстоящий квартал.
5 этап. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Приоритетными для включения в план проведения выездных налоговых проверок являются следующие категории налогоплательщиков:
1. Налогоплательщики, подлежащие обязательному включению в план проверки выездных налоговых проверок:
1) организации, являющиеся крупнейшими и основными налогоплательщиками. Проверку таких налогоплательщиков проводят не реже одного раза в 2 года;
2) налогоплательщики, проведение выездных налоговых проверок которых обусловлено поручениями правоохранительных органов в случаях, установленных законодательством Российской федерации, а также вышестоящих налоговых органов;
3) ликвидируемые организации;
4) организации, представляющие «нулевые балансы* или не представляющие налоговую отчетность в налоговый орган, в отношении которых у налогового органа имеется информация об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
5) налогоплательщики, необходимость проверки которых вытекает из мотивированных запросов других налоговых органов. В запросе указывается: полное наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя); адрес местонахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика; код причины постановки на учет; основание для проверки (чем вызвана необходимость проведения проверки); вопросы, подлежащие проверке; период деятельности, за который должна проводиться проверка.
2. Налогоплательщики, подлежащие первоочередному включению в план проведения выездных налоговых проверок при появлении соответствующих возможностей у инспекторского состава. Отбор указанных налогоплательщиков производится по результатам:
— камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности (контрольных соотнесений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности декларации (расчетов) по налогам и другим обязательным платежам в бюджет);
— анализа основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу;
— анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений.
6 и 7 этапы, как правило, реализуются при планировании выездных налоговых проверок параллельно с 5-м этапом (по отбору объектов проверки). Оба этапа предусматривают выполнение комплекса работ, связанных с:
— предварительной подготовкой предложений о предполагаемых затратах времени на проведение выездной налоговой проверки;
— определением количества специалистов, необходимых для проведения проверки;
— необходимостью привлечения к проверке правоохранительных органов;
— подготовкой и составлением перечня вопросов по видам проверяемых налогов и платежей;
— определением периодов деятельности налогоплательщика, по которым необходимо проведение проверки.
8 этап. Организация работы налогового органа по формированию планов проведения выездных налоговых проверок и по подготовке их проведения.
Работа налогового органа по проведению выездных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах организуется на основе ежеквартально составляемых планов проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков, утверждаемых руководителем налогового органа.
План проведения выездных налоговых проверок является конфиденциальным документом. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками.
Планы проведения выездных налоговых проверок утверждаются руководителем налогового органа не позднее чем за 15 дней до начала квартала, следующего за отчетным кварталом.
Корректировка плана проведения выездных налоговых проверок может проводиться на основании решения руководителя налогового органа при наличии следующих оснований:
— срочных заданий от вышестоящих налоговых органов;
— поручений правоохранительных органов;
- мотивированных запросов других налоговых органов о проведении проверок;
- отсутствии возможности для проведения выездной налоговой проверки в связи с временным отсутствием руководителя и(или) главного бухгалтера организации-налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) и их представителей (отпуска, болезни и т. д.).
Контроль за выполнением плана проведения выездных налоговых проверок осуществляется руководителем налогового органа.
В целях обеспечения максимальной эффективности и создания благоприятных условий предстоящей выездной налоговой проверки на стадии ее подготовки должны быть решены необходимые организационные вопросы, связанные с ее проведением.
Организация и проведение выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка проводится по местонахождению налогоплательщика, его филиала или представительства на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
Выездной налоговой проверкой, как и камеральной, могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, включая охват проверкой периодов текущего календарного года.
Выездная налоговая проверка может проводиться как по одному, так и по нескольким видам налогов, уплачиваемых одним налогоплательщиком. В качестве объектов проверки могут фигурировать как отдельные действия (например, «проверка правильности исчисления налога на добавленную стоимость» — в данном случае проверка будет тематической), так и соблюдение налогового законодательства в организации в целом - такая проверка будет комплексной.
При проведении тематической налоговой проверки налоговый орган имеет право, не дожидаясь истечения года со дня проведения текущей налоговой проверки, назначить выездную налоговую проверку по другим налогам. При проведении же комплексной выездной налоговой проверки право на проведение очередной проверки у налогового органа возникает только по истечений одного года с момента проведения указанной проверки.
Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним тем же налогам за один и тот же период. Исключением из этого правила являются случаи, когда такие проверки осуществляются в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, а также в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Выездные налоговые проверки филиалов могут проводиться налоговым органом, как в рамках проверки самого налогоплательщика, так и независимо от него, т. е. самостоятельно.
Выездная налоговая проверка начинается с предъявления лицу служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки.
Налогоплательщик должен ознакомиться с решением о проведении выездной налоговой проверки и подписать его с указанием соответствующей даты. Это будет дата начала проведения выездной налоговой проверки и в то же время дата начала отсчета двухмесячного (или трехмесячного) срока проведения проверки.
Длительностьпроведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. Не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
После окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка свидетельствует об окончании выездной налоговой проверки.
По результатам выездной проверки не позднее двух месяцев (п. 1 ст. 100 Н К. РФ) после составления справки должен быть составлен акт проверки по форме, установленной инструкцией МНС России от 10.04.2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах».
Акт подписывают должностные лица, проводившие проверку, а также руководитель проверенного предприятия либо его представитель. В акте указываются документально подтвержденные факты нарушения налогового законодатель, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушении и применению конкретных мер ответственности (п. 2 ст. 100 Н К РФ). Указанные в акте проверки вопросы, должны соответствовать вопросам проверки, отраженным в решении о проведении выездной налоговой проверки. При этом все доказательственная база по фактам нарушений законодательства о налогах и сборах должна быть собрана в ходе проведения проверки. После проведения проверки и составления справки о проведенной проверке должностные липа, проводившие проверку, не могут истребовать у налогоплательщика какие-либо документы, связанные с данными обстоятельствами, а также производить их выемку.
Акт проверки вручается руководителю (представителю) проверяемого предприятия под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, например заказным письмом с уведомлением. В новой редакции заказной почтой можно только в случае уклонения налогоплательщика от его получения.
Процедуры, применяемыепри проведении налоговых проверок
В ходе налоговых проверок для получения свидетельств о произведенных правонарушениях налоговый орган вправе также осуществлять следующие действия:
— проводить осмотр помещений, документов и предметов;
— проводить экспертизу с привлечением экспертов и специалистов;
— проводить инвентаризацию имущества налогоплательщиков.
Дадим характеристику перечисленных процедур.
Осмотр помещений. Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода помещения и территории.
В соответствии со ст. 92 НК РФ осмотр помещения в обязательном порядке должен производиться в присутствии не менее чем двух понятых, в качестве которых могут выступать только физические лица, не заинтересованные в исходе дела. Работники налоговых органов не могут участвовать в осмотре в качестве понятых. При проведении осмотра могут присутствовать лицо, в отношении которого производятся данные действия (его представитель), и специалисты. Специалист в отличие от эксперта припекается для определенных действий, например для оценки изымаемого имущества. Со специалистом заключается договор.
В качестве представителей могут выступать лица, которые со, ответствуют требованиям, изложенным в гл. 4 НК РФ. Общие требования к протоколу, составляемому при производстве действий по осуществлению налогового контроля, установлены в ст. 99 НК РФ. Данная статья содержит следующие требования: протокол должен быть составлен только на русском языке и содержать необходимую информацию. К такой информации относятся:
— место и дата производства конкретного действия;
— время начала и окончания действия;
— должность, фамилия, имя, отчество липа, составившего протокол;
— фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении;
— адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли лицо, участвовавшее в действии, русским языком;
— содержание действия, последовательность его проведения;
— выявленные при производстве действия существенные факты и обстоятельства.
Протокол подписывают все лица, участвующие в осмотре. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы.
В случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру отдельных помещений (кроме жилых помещений) и территорий ими составляется акт, в котором фиксируется факт воспрепятствования доступу. На основании этого акта налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиком в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у него информации о налогоплательщике или данных об иных аналогичных налогоплательщиках.
Выемка документов. В подп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ указано, что должностное лицо налогового органа в ходе проверки вправе изымать у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, которые могут свидетельствовать о совершении налоговых правонарушений, но только при условии, что эти документы могут быть заменены или уничтожены.
Документы у налогоплательщика изымаются только на основании письменного мотивированного постановления должностного лица налогового органа, которое проводит проверку, с обязательным утверждением руководителем (его заместителем) налогового органа. Решение об изъятии должно быть мотивированным, т. е. в своем решении налоговый инспектор долженобосновать, почему он считает, что тот или иной документ будетсохраннее именно в налоговом органе, а не у налогоплательщика.
Документы изымаются только в присутствии понятых и представителей налогоплательщика. Налогоплательщик может сделать соответствующие замечания, которые должны быть обязательно занесены в протокол. До начала выемки проводящий ее налоговый инспектор предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим их права и обязанности. Прежде всего, налоговый инспектор предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, выдать их добровольно. При отказе это сделать налоговый инспектор вправе вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы. Должностное лицо налогового органа может сделать это самостоятельно, избегая не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
НК РФ налагает следующие ограничения на процедуру выемки документов:
— не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время;
— не подлежат изъятию документы и предметы, не относящиеся к предмету налоговой проверки.
Все указанные действия фиксируются в протоколе.
Привлечение экспертов.Подпункт 12 п.1 ст. 31 НК РФ предусмотрено привлечение экспертов в ходе проведения налогового контроля. Назначение экспертизы и привлечение лица в качестве эксперта производится в соответствии с установленным порядком.
Эксперт— это лицо, имеющее специальные познания в сфере деятельности, специфику которой следует определить в целях налогообложения. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего налоговую проверку. Проверяющий должен ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить ему права, предусмотренные ст. 95 НК рф. о совершении указанных действий в обязательном порядке составляется протокол.
Согласно п. 7 ст. 95 Н К РФ проверяемое лицо вправе:
- заявить отвод эксперту;
— просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
— представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
— присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту.
— знакомиться с заключением эксперта.
Заключение эксперта является источником доказательства противоправных действий налогоплательщикаили налогового агента. Закон предоставляет право проверяемому лицу требовать проведения дополнительной экспертизы (в случае недостаточной ясности или полноты заключения) или повторной экспертизы (в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности).
В соответствии со ст. 129 НК РФ отказ эксперта от участия в проведении налоговой проверки, а также дача экспертом заведомо ложного заключения влекут за собой взыскание штрафов.
Инвентаризация имущества налогоплательщика.
Статьей 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право на проведение инвентаризации имущества, принадлежащего налогоплательщику.
Согласно ст. 89 Н К РФ инвентаризация может быть назначена в том случае, когда это необходимо для проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, и выяснения других существенных обстоятельств в ходе проведения выездной налоговой проверки.
Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговых проверках регламентируется нормативными документами Минфина России и ФНС России.
Основной целью инвентаризации является выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению.
Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика (организации и индивидуального предпринимателя, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы), порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель налоговой инспекции (его заместитель) по местонахождению налогоплательщика, а также по местонахождению принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств.
К имуществу налогоплательщика относятся: основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы независимо от их местонахождения.
Необходимо отметить, что проверка фактического наличия имущества должна производиться с обязательным участием должностных и материально ответственных лиц, а также работников бухгалтерии налогоплательщика. При этом материально ответственного лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации вседокументы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, а все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки: обеспечить рабочей силой для взвешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.
Качество материалов и товаров, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается на основании обмеров и технических расчетов.
До начала инвентаризации комиссия получает последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации (дата)», что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, заполняемые не менее чем в двух экземплярах. Причем инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использован нем средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой, четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных Ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненныестороны; на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица, причем последние в конце описи дают расписку о том, что проверка имущества произведена в их присутствии и у них нет претензий к членам комиссии.
По результатам проведения инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость, в которой указываются выявленные недостачи и излишки имущества. Ведомость подписывается председателем инвентаризационной комиссии. Результату инвентаризации отражаются в акте выездной налоговой проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки.
НАЛОГОВЫЙАУДИТ
Структура и задачи подразделений налогового аудита.
Для решения вышеуказанных проблем Центральным аппаратом ФНС России в сентябре 2006 года была разработана и утверждена Концепция развития налогового аудита в системе налоговых органов Российской Федерации (далее – Концепция). Она определила основные цели задачи и направления развития налогового аудита в системе налоговых органов.
Согласно Концепции было принято решение о структурном выделении в системе налоговых органов специальных подразделений, в компетенцию которых входит исключительно внутриведомственное досудебное разбирательство.
В подразделения налогового аудита вошли:
- Управление налогового аудита Федеральной налоговой службы (в настоящее время административное управление);
- отделы налогового аудита управлений ФНС по субъектам Российской Федерации;
- отделы налогового аудита межрегиональных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам;
- отделы налогового аудита или группы налогового аудита (специалисты налогового аудита в составе иных отделов) инспекций ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС межрайонного уровня.
Основной целью создания подразделений налогового аудита является совершенствование административных процедур по рассмотрению налоговых споров, утверждение начал законности в правоприменительной деятельности налоговых органов.
Основные задачи:
1) создание условий для реализации прав налогоплательщиков на рассмотрение их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб на действия или бездействие налоговых органов, а также на акты ненормативного характера, связанные с применением законодательства РФ о налогах и сборах;
2) обеспечение условий для реализации прав налогоплательщиков на рассмотрение их возражений (разногласий) по актам осуществленных мероприятий налогового контроля;
3) информирование налогоплательщиков по результатам рассмотрения их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб на действия или бездействие налоговых органов, а также на акты ненормативного характера, связанные с применением законодательства РФ о налогах и сборах;
4) анализ причин возникновения налоговых споров и принятие мер по их дальнейшему исключению в случаях, когда в основе возникновения налоговых споров лежат не противоправные действия налогоплательщиков;
5) создание условий для укрепления законности в деятельности налоговых органов, путем совершенствования их правоприменительной деятельности.
В результате работ подразделения налогового аудита Концепцией был запланирован ряд позитивных изменений в сфере налогового администрирования:
1) возрастание ответственности налоговых органов за принятие решений, соответствующих закону;
2) повышение прозрачности деятельности налоговых органов;
3) обеспечение качества правосудия;
4) доступность правосудия, так как досудебная процедура является, для налогоплательщика бесплатной;
5) повышение уровня защиты интересов граждан как налогоплательщиков;
6) устранение в короткие сроки нарушения прав, которые могут быть допущены незаконным актом.
Концепция предполагает тесную связь подразделений налогового аудита с другими подразделениями налоговых органов, осуществляющими налоговый контроль и контроль за работой нижестоящих налоговых органов. Эта взаимосвязь основана на следующем.
1. Налоговые аудиторы призваны обеспечить важную итоговую стадию осуществленных контрольных мероприятий – вынесение законного и обоснованного решения по материалам осуществленных контрольных мероприятий.
При этом не имеет значение, какие формы налогового контроля проведены (выездная налоговая проверка, камеральная, осуществлен контроль платежной дисциплины, своевременности представления налоговой декларации и т.п.), важен сам факт наличия производства по делу о налоговом правонарушении и наличие несогласия лица, привлекаемого к налоговой ответственности. По действующему законодательству такими лицами могут быть как налогоплательщики, так и лица, не являющиеся налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами.
Несогласие налогоплательщика по вопросу привлечения его к налоговой ответственности, доводы, изложенные им в свою защиту, представленные возражения (объяснения) плательщика являются исходным условием начала работы и предметом исследования налогового аудитора. По итогам работы подготавливается экспертное заключение об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика.
Заключение предназначено для внутреннего использования и является документом, призванным обеспечить руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, рассматривающего материалы проверки, независимым мнением для вынесения законного и обоснованного решения.
Таким образом, выделенные в отдельный функциональный блок подразделения налогового аудита призваны повысить качественный уровень контрольной работы.
2. Подразделения налогового аудита призваны осуществлять контроль качества работы налоговых органов через сообщения и заявления налогоплательщиков.
В настоящее время в названии подразделений налоговых органов, занимающихся досудебным урегулированием, присутствует слово «аудит». Известно, что аналогичное слово есть и в названии подразделений, осуществляющих непосредственный контроль за работой налоговых органов, таких как подразделения внутреннего аудита.
Это два направления решения одних и тех же задач – повышения качества работы налоговых органов, устранение внутриведомственных ошибок, установления законности в деятельности налоговых органов. Только в случае проведения внутреннего аудита недочеты выявляются в ходе проведения ревизионных мероприятий, а в случае осуществления налогового аудита информация о недостатках работы налоговых органов поступает от физических и юридических лиц.
Подразделение налогового аудита, осуществляя процедуру по рассмотрению заявлений или сообщений налогоплательщика, оценивают на предмет законности и обоснованности обжалуемые действия (бездействия) должностных лиц или акты налоговых органов ненормативного характера. При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствует законодательству Российской Федерации, подготавливают решение руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа об отмене акта нижестоящего налогового органа и назначении дополнительной проверки или отмене решения и прекращении производства по делу о налоговом правонарушении; об изменении решения или вынесении нового решение, то есть принимают меры для восстановления законности и обоснованности.
Кроме этого, анализ сообщений и заявлений налогоплательщиков о трудностях, с которыми они сталкиваются в налоговых правоотношениях, обобщение результатов разбирательства по заявленным фактам нарушения их прав, позволяют своевременно информировать руководящий состав налоговых органов о наличии проблем в практике применения законодательства о налогах и сборах, вырабатывать превентивные меры, направленные на снижение случаев нарушения прав налогоплательщиков.
Таким образом, деятельность подразделений налогового аудита создает предпосылки к утверждению законности в деятельности налоговых органов, к формированию новых подходов к результатам контрольной работы, к налоговому администрированию, реализации стандартов обслуживания, которые позволят налоговым органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с практикой и требованиями общества и государства.
Функции подразделений налогового аудита.
Согласно Концепции подразделения налогового аудита в соответствии с возложенными на них задачами и в зависимости от территориального налогового органа, в состав которого они входят, осуществляют нижеследующие функции.
В межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциях ФНС России межрайонного уровня:
1. Рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам, составленным по результатам осуществленных мероприятий налогового контроля.
2. Подготовка экспертных заключений по результатам рассмотрения возражений по актам налогового контроля.
3. Организация подготовки заключений по жалобам в соответствии с запросами вышестоящего налогового органа.
4. Рассмотрение заявлений и жалоб на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа, за исключением руководителя инспекции и его заместителей, по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, контроль за исполнением которых возложен на налоговый орган.
5. Обобщение практики рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке в инспекции и внесение предложений по ее совершенствованию руководству инспекции и в подразделение налогового аудита вышестоящего налогового органа.
6. Анализ причин возникновения налоговых споров, рассмотренных в инспекции в досудебном порядке, представление руководству налогового органа по результатам анализа обзоров, содержащих рекомендации в целях совершенствования правоприменительной практики.
7. Изучение актов, по результатам осуществленных инспекцией мероприятий налогового контроля, возражения (разногласия) налогоплательщика (налоговых агентов, плательщиков сборов) по которым в инспекцию не поступили, в целях прогнозирования возникновения спорной ситуации на иных стадиях досудебного и судебного урегулирования.
В случае установления возможности наступления спорной ситуации на иных стадиях досудебного и судебного урегулирования по результатам анализа акта налогового контроля и отсутствии на установленную дату возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) на этот акт, подготавливается докладная руководству инспекции.
8. Осуществление сбора, систематизации, обработки и анализа информации, имеющей непосредственное отношение к деятельности инспекции и образующейся на следующих стадиях:
- составление акта по результатам проведенных мероприятий налогового контроля;
- рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам налогового контроля;
- вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки;
- обжалование вынесенного налоговым органом решения по результатам налогового контроля в административном порядке (в вышестоящих налоговых органах в досудебном порядке);
- обжалование вынесенного налоговым органом решения по результатам налогового контроля в судебном порядке.
Представление вышеуказанной информации в подразделение налогового аудита вышестоящего налогового органа. Подготовка отчетности по форме и в порядке, утвержденным Федеральной налоговой службой.
9. Принятие участия в выработке мер по устранению типичных причин, возникающих налоговых споров по результатам деятельности инспекции, в том числе путем:
- участия в работе по устранению нестыковок различных ведомственных разъяснений;
- участия в работе по корректировке ранее изданных разъяснений уполномоченных ведомств в целях выработки единой правоприменительной практики,
- участия (совместно с юридическими подразделениями) в формировании с; Учебной практики в целях выработки единой правоприменительной практики.
10. Взаимодействие с иными подразделениями налогового органа мл и/и Правоохранительными органами для принятия мер реагирования в целях пресечения должностных нарушений, выявленных по результатам рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке в инспекции.
11. В соответствии с поручением вышестоящего налогового органа принимают участие в разработке проектов нормативно-правовых актов, методических рекомендаций, регламентов, писем и иных актов по вопросам досудебного урегулирования налоговых споров, контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы.
12. Осуществление мониторинга судебной практики по налоговым спорам в целях учета позиции судебных органов при осуществлении в последующем процедур досудебного урегулирования налоговых споров в инспекции.
13. Участие в судебных заседаниях по проблемным вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, одной из сторон которых является соответствующий налоговый орган.
14. Участие в обучении работников налоговых органов, проведение совещаний, семинаров, оказание практической помощи подразделениям контрольного блока.
15. Ведение в установленном порядке делопроизводства и хранение документов подразделения налогового аудита, передача их на архивное хранение.
В управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации:
1. Рассмотрение заявлений и жалоб на акты ненормативного характера, действия (бездействие) нижестоящих территориальных налоговых органов, а также их должностных лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы.
2. Рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации.
3. Подготовка экспертных заключений об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика по результатам рассмотрения возражений (разногласий) по актам повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации.
4. Подготовка заключений по жалобам в соответствии с запросами ФНС России.
5. Обобщение, анализ практики рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке в нижестоящих налоговых органах и внесение в ФНС России предложений по ее совершенствованию, а также предложений по изменению методических указаний Службы и рекомендаций управлений ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации по данному вопросу.
6. Осуществление сбора, систематизации, обработки и анализа информации, образующейся по итогам проведенного внутриведомственного налогового аудита в управлении ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, нижестоящих налоговых органах.
Представление вышеуказанной информации в Управление налогового аудита ФНС России. Подготовка отчетности по форме и в порядке, утвержденным Федеральной налоговой службой.
7. Выявление типичных причин возникновения налоговых споров, рассматриваемых в досудебном порядке на уровне управления ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, и участие в принятии мер по их устранению, в том числе путем:
- реагирования на должностные нарушения,
- участия в работе по устранению нестыковок различных ведомственных разъяснений,
- участия в работе по корректировке ранее изданных разъяснений уполномоченных в сфере налогов и сборов ведомств в целях выработки единой правоприменительной практики,
- участия в формировании судебной практики (взаимодействие с арбитражными судами) в целях выработки единой правоприменительной практики.
8. Взаимодействие с иными подразделениями территориального налогового органа или/и правоохранительными органами для принятия мер реагирования в целях пресечения должностных нарушений, выявленных по результатам рассмотрения обращений (жалоб).
9. Координация работы нижестоящих налоговых органов по рассмотрению налоговых споров в досудебном порядке.
10. Рассмотрение запросов нижестоящих налоговых органов по процедуре рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке.
11. Принятие участия в разработке законодательных и иных нормативных актов, проекты которых находятся на рассмотрении управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.
12. Разработка рекомендаций и указаний для нижестоящих налоговых органов в части вопросов, относящихся к их компетенции.
13. Осуществление мониторинга судебной практики по налоговым спорам в целях учета позиции судебных органов при осуществлении в последующем процедур досудебного урегулирования налоговых споров в управлении ФНС России по субъекту Российской Федерации.
14. Участие в судебных заседаниях по проблемным вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, одной из сторон которых является управление ФНС России по субъекту Российской Федерации или нижестоящий налоговый орган.
15. Участие в обучении работников управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, нижестоящих налоговых органов, проведение совещаний, семинаров, оказание практической помощи подразделениям контрольного блока.
16. Ведение в установленном порядке делопроизводства и хранения документов подразделения, осуществление их передачи на архивное хранение.
Концепцией предусмотрены не только цели, задачи, функции, и принципы построения системы налогового аудита, но и разработаны критерии оценки эффективности ее функционирования. Работа подразделений налогового аудита, согласно Концепции, оценивается по результатам деятельности за соответствующий отчетный период, с использованием следующих показателей:
1. Количество представленных в подразделение налогового аудита возражений (разногласий) по акту налогового контроля, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов; заявлений и жалоб физических и юридических лиц акты ненормативного характера налоговых органов, связанные с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы, и качество их рассмотрения.
2. Количество обращений в арбитражный суд после отрицательного рассмотрения (неудовлетворения, частичного неудовлетворения) жалоб в административном порядке.
3. Количество обращений в арбитражный суд по обжалованию актов ненормативного характера налоговых органов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых, возложен на налоговые органы, минуя административный порядок обжалования.
4. Количество устраненных нарушений применения законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, по результатам проведенного внутриведомственного налогового аудита.
5. Качество подготовки установленной отчетности.
6. Состояние сбора, систематизации, обработки, анализа и передачи информации, имеющей непосредственное отношение к деятельности соответствующего территориального налогового органа и образующейся на следующих стадиях:
- составление акта по результатам проведенных мероприятий налогового контроля;
- рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам налогового контроля;
- вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки;
- обжалование вынесенного налоговым органом решения по результатам налогового контроля в административном порядке (в вышестоящих налоговых органах в досудебном порядке);
- обжалование вынесенного налоговым органом решения по результатам налогового контроля в судебном порядке.
7. Состояние работы по выявлению типичных причин налоговых споров и принятие мер по их устранению.
6. Данные социального опроса о качестве проведенного внутриведомственного налогового аудита.
7. Количество принятых во взаимодействие со структурными подразделениями решений в целях выработки единой правоприменительной практики.
8. Соблюдение порядка рассмотрения материалов проверки, жалоб, установленного нормативно-правовыми актами.
9. Отсутствие повторных обращений налогоплательщиков по аналогичному предмету ранее рассмотренной жалобы в вышестоящий налоговый орган или иные государственные органы.
10. Качество рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке на всех уровнях налоговых органов.
11. Качество подготовленных экспертных заключений на возражения налогоплательщиков, представленных в письменном виде на акт налогового контроля и заявленных в ходе рассмотрения материалов проверок.
12. Участие в разработке законодательных и иных нормативных актов, проекты которых находятся на рассмотрении ФНС России или соответствующего территориального налогового органа.
13. Количество переданных материалов в иные подразделения налоговых органов или в правоохранительные органы для принятия мер реагирования в целях пресечения должностных нарушений, выявленных по результатам рассмотрения материалов проверки или жалоб налогоплательщиков.
14. Результаты взаимодействия с иными подразделениями налоговых органов или правоохранительными органами при принятии мер реагирования в целях пресечения должностных нарушений, выявленных по результатам рассмотрения материалов проверки или жалоб налогоплательщиков.1
Таким образом, Концепцией четко сформулированы функции подразделений налогового аудита согласно структурным особенностям Федеральной налоговой службы. Кроме того, разработанные критерии эффективности работы подразделений налогового аудита будут способствовать оперативному контролю и внесению необходимых изменений в процесс их деятельности с целью совершенствования данного механизма.
Реализация этих функций позволит налоговым органам выработать действенный и эффективный механизм досудебного урегулирования налоговых споров.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
- Рабочая программа
- Рабочая программа дисциплины (модуля)
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Налоговое администрирование»
- 4. Структура и содержание дисциплины «Налоговое администрирование»
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
- 4.1.1. Объем и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
- 4.1.1.1 Очная форма обучения
- 4.1.1.2 Заочная форма обучения 4,5 года /3 года
- 4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
- 4.1.2.1 Очная форма обучения
- 4.1.2.2. Заочная форма обучения 4,5 года / 3 года
- 4.2. Содержание дисциплины
- 4.2.1. Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
- 4.2.2. Содержание семинарских и практических занятий разделов базового обязательного модуля дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- 6.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Примерные вопросы к зачету
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература
- Б) дополнительная литература
- В) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 2. Методические указания для преподавателей
- 3. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
- 4. Учебно-методические материалы
- 4.1. Лекции
- Методы налогового администрирования
- Принципы налогового админситрирования
- Задачи налогового администрирования на современном этапе
- Объект налогового администрирования
- 1). Планирование в системе налогового администрирования
- 2) Учет в системе налогового администрирования
- 3) Контроль в системе налогового администрирования
- 4) Регулирование в системе налогового администрирования
- 6) Развитие системы обслуживания налогоплательщиков.
- 1. Планирование и подготовкавыездных налоговых проверок
- Раздел I. Идентификационная часть — данные, идентифицирующие налогоплательщика, сведения об учетной политике, о руководителях, уставном капитале, лицензиях и сертификатах и др.
- 4.2. Методические материалы для проведения практических занятий
- Семинарских занятий
- Тема 1. Состав, структура и функции налоговых органов.
- Тема 2. Система налогового администрирования.
- Тема 3. Организация работы налоговых органов с налогоплательщиками.
- Тема 4. Формы и методы контрольной работы.
- Тема 5. Формирование учетно-аналитической информации в системе налогового администрирования.
- 4.2.1. Методические указания по подготовке семинарских занятий
- 5.Контрольно-измерительные материалы
- 6. Словарь терминов и персоналий