logo
Вопросы 2-ая половина

Интернет–инвестиции

Каждый год в сети появляются миллионы новых инвесторов, оценивших простоту и доступность инвестирования с помощью Интернета. Однако их знаний и опыта часто бывает недостаточно для того, чтобы обезопасить себя и свои деньги.

Анонимность, которую предоставляет своим пользователям Интернет, возможность охвата большой аудитории, высокая скорость и гораздо б'олее низкая стоимость распространения информации по сравнению с традиционными средствами ее передачи делают Интернет очень удобным инструментом различных авантюр.

Онлайновое инвестирование как способ вложения денег получило самое широкое распространение за рубежом, особенно в США. Инвестиционная привлекательность и открытость фондового рынка США привели к значительному росту интереса к нему со стороны иностранных, в том числе и российских, инвесторов.

Данная информация может быть полезна как для инвесторов, уже работающих или только рассматривающих возможность работы на американском рынке, так и для участников российского фондового рынка. Ведь наряду с положительными заимствованиями из практики развитых стран российский рынок неизбежно столкнется и с приобретением отрицательного опыта.

Недостоверная информация моЖет распространяться среди широкого круга пользователей сети самыми разнообразными способами.

Инвестиционные новостные рассылки. В настоящее время сетевым инвесторам предлагают сотни новостных рассылок (online newsletters) с бесплатной и на первый взгляд беспристрастной информацией о тех или иных компаниях, а также акциях, рекомендуемых в качестве наиболее удачных объектов для вложения средств.

Конечно, большинство онлайновых информационных бюллетеней действительно помогают инвесторам собрать ценную и достоверную информацию, но новостные рассылки могут служить и инструментом жульничества.

Некоторые компании платят составителям или авторам новостных рассылок вознаграждение в виде денежных сумм или собственных акций за то, чтобы они в благоприятном тоне упомянули и рекомендовали к покупке их акции. Хотя эта практика не является противозаконной, федеральное законодательство по ценным бумагам требует, чтобы в рассылках указывалось, кто выступает их «спонсором» и какое вознаграждение получают их авторы. Естественно, аферисты эту информацию не раскрывают, но высокопарно заявляют о своей независимости и неподкупности, говорят о выборе акций, который стал результатом долгих рыночных исследований, приводят свой длинный послужной список. На самом деле очевидно, что «независимые» консультанты получат хорошие деньги, если убедят инвесторов покупать или продавать указанные заказчиком ценные бумаги.

Доски объявлений. Онлайновые доски объявлений (bulletin boards) — будь то сетевые конференции или пользовательские сети (системы электронных досок объявлений, упорядоченные по группам новостей) — стали для инвесторов очень популярным способом обмена информацией. Но среди достоверных сообщений встречаются и такие, авторы которых преследуют цель неправедного обогащения за счет обмана или введения в заблуждение других инвесторов. Мошенники часто используют этот механизм общения для манипулирования настроениями инвесторов. Ведь последним трудно проверить источник информации и его надежность, так как многие доски объявлений позволяют пользователям скрывать свое истинное имя под различными псевдонимами (никами). Поэтому в роли «беспристрастного» рыночного обозревателя может выступать заинтересованное лицо, будь то крупный акционер, руководитель компании или оплаченный «промоутер».

Всего один человек может легко создать иллюзию всеобщего интереса к малоликвидным акциям какой-нибудь неизвестной компании, разместив серию сообщений под различными именами.

Рассылка мусорных сообщений по электронной почте.

Наладить рассылку мусорных сообщений (e-mail spam) достаточно легко и дешево. Поэтому мошенники широко используют этот прием для распространения ложной информации и в поиске жертв своих инвестиционных махинаций. Рассылка спама позволяет злоумышленникам охватить существенно больший круг потенциальных инвесторов по сравнению с телефонным обзвоном или рассылкой традиционных почтовых сообщений. Используя программу массовой отправки электронной почты, спаммеры могут направлять персональные сообщения одновременно тысячам и даже миллионам пользователей. В США был случай, когда аферист для манипулирования курсом акций перехватил посланное по электронной почте официальное сообщение должностного лица некоей корпорации, изменил его, добавив заведомо ложную информацию, а затем мгновенно разослал его миллионам людей.

Аналитические обзоры. Необходимо упомянуть и об осторожности в следовании рекомендациям рыночных аналитиков, обладающих известным влиянием на формирование умонастроений инвесторов. Аналитики — это чаще всего служащие инвестиционных и брокерских компаний, банков и прочих финансовых учреждений, занимающиеся рыночными исследованиями, оценивающие и отбирающие инструменты для инвестиционных операций. Большинство аналитиков специализируются на бумагах определенного сектора или отрасли экономики и выносят свои рекомендации в отношении .целесообразности их покупки или продажи. Отчеты аналитиков, содержащие результаты их исследований, могут существенно повлиять на цену акций, особенно когда их рекомендации распространяются через электронные или традиционные средства массовой информации. И если известный аналитик даже вскользь упомянет о какой-либо компании, это может на какой-то период вызвать рост или падение ее акций, несмотря на то, что за последнее время не произошло никаких изменений ни в фундаментальных показателях компании, ни в прогнозах ее будущего развития. Основная роль аналитиков заключатся в том, чтобы повышать эффективность работы рынка. Их задача — выявлять скрытые от глаз большинства инвесторов факты и закономерности, давать свою оценку развитию отраслей экономики и отдельных компаний. Аналитики предоставляют инвесторам важную и ценную информацию, снабжают их инвестиционными идеями.

Однако инвесторы всегда должны помнить о существовании потенциального конфликта интересов.

Некоторые аналитики работают на компании, выступающие андеррайтерами (подписчиками и распространителями новых выпусков акций) или акционерами корпораций, которые эти аналитики отслеживают.

Иногда сами аналитики напрямую или косвенно (например, через план покупки акций служащими, employee stock-purchase plan) являются акционерами изучаемых ими компаний. У работодателя могут возникнуть обстоятельства, оказывающие давление на объективность и независимость аналитика. И хотя существование подобных обстоятельств необязательно означает, что аналитик ангажирован или подкуплен, инвесторам при принятии решений следует иметь это в виду и не полагаться безоглядно на рекомендации рыночных «гуру».