logo
Вопросы 2-ая половина

Перекрестное владение акциями

ОНЯТИЕ ПЕРЕКРЕСТНОГО ВЛАДЕНИЯ АКЦИЯМИ

Понятие перекрестного владения акциями определяется п.3. ст.106 Гражданского кодекса РФ (далее – «ГК РФ») как взаимное участие хозяйственных обществ в уставных капиталах друг друга.

В основе перекрестного владения лежит акция. Цели, преследуемые при использовании данного правового механизма, - это защита от корпоративных захватов и создание закрытой от государства и миноритарных акционеров структуры контроля над акционерным обществом.

Таким образом, перекрестное владение акциями можно определить как совокупность корпоративных правоотношений, в результате которых два акционерных общества владеют акциями друг друга и, таким образом, через взаимное владение участвуют в собственном акционерном капитале.

Одной из особенностей применения перекрестного владения является то, что в данных правоотношениях одно из обществ, как правило, является головным (ГО), а другое – дочерним (ДО).

Согласно ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (п.1, ст. 105 ГК РФ).

Пример классического варианта перекрестного владения: АО 1 создает АО 2, акции которого оплачивает своими собственными. В итоге АО 2 получает право собственности на акции АО 1. АО 1 получает в собственность акции АО 2 по итогам регистрации эмиссии вновь создаваемого общества (АО 2). Уставный капитал АО 1 может быть как равным, так и большим по сравнению с уставным капиталом АО 2.

ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРЕКРЕСТНОГО ВЛАДЕНИЯ АКЦИЯМИ

  1. Защита от корпоративных захватов путем обеспечения контроля за акциями акционерного общества. Мажоритарные акционеры предпочитают заранее продумать превентивные меры защиты от возможных корпоративных захватов.

  2. Снижение прозрачности структуры собственности акционерного общества

Данная цель достигается за счет того, что дочерняя компания голосует по акциям головной, основываясь на решении общего собрания акционеров дочерней компании. При этом мажоритарным акционером, обычно владеющим 51% акций дочерней компании, является головная компания.

Применение перекрестного владения в данном случае позволяет обойти ограничения, предусмотренные ст.ст. 72, 73 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». То есть по таким акциям предоставляется право голоса. Они учитываются при подсчете голосов. По ним начисляются дивиденды.

  1. Понятие и сущность акций

  2. Понятие и сущность инвестиций

  3. Понятие и сущность инвестиционного климата

  4. Понятие и сущность инвестиционного процесса

  5. Понятие и сущность инвестиционной политики

  6. Понятие и сущность инвестиционной среды

  7. Понятие и сущность облигаций

  8. Понятие и сущность паевых инвестиционных фондов

  9. Рейтинги облигаций

  10. Риски инвестирования в облигации

  11. Роль свободных экономических зон в стимулировании инвестиционного процесса

Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны.

Выделяют четыре основные группы льгот:

1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций.

2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.

3. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.

4. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые свободным экономическим зонам, не всегда являются главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем, при таких равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной льготы.

Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития. Функционирование свободных экономических зон в промышленно развитых странах свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, а с другой - гибкость управления зонами. Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве (научно-техническая революция, конкуренция между международными корпорациями, изменения в курсах валют, в системе международного обмена и др.), влияет на развитие свободных экономических зон и, соответственно, требует адекватного реагирования на эти изменения.

Социально-экономические выгоды от создания зон (внешнеторговых в США, "Шеннон" в Ирландии и др.) достаточно весомы. Эти зоны создали значительное число рабочих мест, оживили международный торговый обмен, повысили внешнеторговую результативность, научно-производственный потенциал этих стран и др. Важным аспектом деятельности СЭЗ в про-мышленно развитых странах является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок.

Свободные экономические зоны, функционирующие в развивающихся странах, имеют ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в этих странах получили, во-первых, экспортно-производственные зоны. Как было сказано выше, целесообразность создания экспортно-производственных зон определяется рядом экономических причин и, прежде всего: потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной технической информации.

Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭЗ развивающихся стран становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной конкуренции между зонами и, соответственно, попытками продемонстрировать ее сравнительные преимущества перед другими подобными свободными экономическими зонами.

В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная научно-техническая революция на первый план выдвигает такие экономические зоны, в которых сосредоточиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработками новой и высокой технологий.

Среди развивающихся стран весьма заметное развитие и резонанс получили свободные экономические зоны Китая. Начав с небольших территорий, объединенных специальными зонами в начале 80-х годов, китайское руководство к середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных километров. Помимо наиболее известных в стране и за рубежом свободных экономических зон - "Шэньчжень", "Чжухай", "Сямэнь", "Шаньтоу", имеющих многолетнюю историю, а также зоны "Хайнань", существующей с 1988 г., в стране заметное развитие получили зоны технико-экономического развития (более двух десятков) и зоны развития новой и высокой технологии - технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического развития "Пудун". Значение проекта, рассчитанного на несколько десятилетий, определяется не только тем, что зона "Пудун" должна стать в перспективе крупным центром промышленного производства Китая, но и призвана способствовать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона.

Создание специальных экономических зон (СЭЗ) стало важной составной частью проведения открытой внешнеэкономической политики, провозглашенной китайским руководством в конце 70-х годов. При выборе модели развития СЭЗ китайское руководство исходило из текущих потребностей страны и опыта функционирования таких зон в других странах. Наиболее детально изучался опыт Сингапура, Тайваня, США. В ходе подготовки организации специальных экономических зон было предложено несколько вариантов режима их функционирования и в результате был избран путь создания в их рамках структуры хозяйства, ориентированного на экспорт, всемерное привлечение иностранного капитала, а также существенное улучшение технологии производства. Специальные экономические зоны стали играть связующую (буферную) роль с другими районами страны, реализуя политику "открытых дверей".

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4