Программно-целевой метод бюджетного планирования
Применялся с 1960-ых в США, в Минобороны. Пришёл из частного сектора. Активно практикуется в ЕС, Канаде, США, и, особенно, Австралии и Новой Зеландии.
В Украине его применение было предусмотрено с 2002 года. С 2003 начались его испытания на уровне местных бюджетов. Сегодня реализуется в рамках «Реформы местных бюджетов в Украине» (финансируется USAID). На 2011 год 87 городов имеют опыт применения этого метода. В Киеве планируется полный переход бюджета на ПМЦ. Наиболее часто применяется в образовании и здравоохранении.
Этапы ПЦМ:
Стратегическое планирование – определение долго и среднесрочных целей, определение первоочередных задач и принятия программных документов органами власти
Формирование программ – разработка распорядителями бюджетных средств кратко- и среднесрочных программ и задач, которые требуется реализовать
Составление бюджета – определение анализ ресурсов, оценка ожидаемых результатов, мониторинг ресурсной базы, подача бюджетных запросов и т.д.
Цель ПЦМ – установление связи между выделяемыми средствами и результатами.
Ст. 20 п2, в ПЦМ относят:
Бюджетная программа
Ответственные исполнители бюджетных программ
Паспорта бюджетных программ
Результативные показатели бюджетных программ
Бюджетная программа (по БКУ) - совокупность мероприятий, направленных на достижение единой цели и задач, ожидаемого результата, определение и реализация которых осуществляет распорядитель бюджетных средств согласно возложенным на него согласно его функциям
Программа присваивается код из 7 цифр.
Составляющие бюджетной программы:
Цель – законодательно определённые цели
Задача – конкретные цели
Направления деятельности – соответствую задачам и функциям главного распорядителя
Результативные показатели – чётко определённые количественные и качественные показатели, характеризующие результата выполнения программ и дают возможность оценить эффективность их использования
Ответственные исполнитель программы:
Юрлицо, ответственно за выполнение программы
Требования согласно ст.20п2 БКУ:
Определяется главным распорядителем бюджетных средств по согласованию с Минфином Украины (или местным финорганом). Может быть сам главный распорядитель Обеспечивает целевое и эффективное использование денежных средств
Паспорт бюджетной программы:
Определяется сумма средств, утверждённая в бюджете на программу
Цель, задача, направления деятельности, ответственные исполнители, результативные показатели и прочие характеристики
Требования к программе:
Паспорт формируется на основе бюджетных запросов
Паспорта составляются ежегодного по каждом программе
Ст.20п8 БКУ: главный распорядитель разрабатывает и в 45 дней с вступления в действие местного бюджета утверждается местным фин органом паспорт бюджетной программы
Результативные показатели
Количественные и качественные показатели, характеризующие результаты выполнении бюджетной программы, подтверждённые статистической, бухгалтерской и прочей отчётностью, дающие возможность оценить использование средств на выполнение программы
Разработана классификация таких показателей:
Показатели затрат – определяю объёмы и структуру ресурсов, обеспечивающих выполнение бюджетных программ
Государственное управление – количество подведомственных учреждений, штатные единицы, полученные письма, обращения граждан
Образование: количество учеников, персонал, количество учреждений
Охрана здоровья: персонал по категориям, количество учреждений
ЖКХ
Показатели продукта – используются для оценки достигнутых целей (количество потребителей услуг)
Государственное управление: количество проверок, количество принятых решений, количество выданных разрешений, решенных вопросов
Образование: количество выпускников
Охрана здоровья: количество вылеченных, посетителей
ЖКХ: площадь отремонтированного жилфонда
Показатели эффективности – отношение объёмы предоставленных услуг к их стоимости в денежном или ином выражении
Госуправление – количество предоставленных услуг, решений на одного сотрудника, расходы на командировку на сотрудника
Образование: расход на ученика, на учреждение
Здравоохранение: пациентов на врача, стоимость койко-дня, загруженность коей
ЖКХ – расходы на капремонт на метр
Показатели качества – характеризуют качество услуг, продуктов, работ
Госуправление: отношение вовремя выполненных заданий и ких количеству, изменение объёма налоговой задолженности
Образование: количество выпускников с отличием
Охрана здоровья: выздоравливаемость
Преимущества:
Прозрачность бюджетного процесса
Обеспечение оценки результативности
Упорядочивание организации деятельности главного распорядителя бюджетных средств
Усиление ответственности главного распорядителя
Повышение качества разработанной бюджетной политики
- Тема 1. Местные финансы, суть, состав и роль в развитии экономической и социальной инфраструктуры
- 1Местные финансы – составляющая общегосударственных финансов
- 2Сущность и причины возникновения мф Начальные идейные основы
- Теории местного самоуправления
- Формирование теории местных финансов
- Современное представление о мф
- Система мф
- Функции мф
- Основы финансовой автономии органов местного самоуправления
- Тема 2. Местные бюджеты как определяющая ветвь мф
- Эволюция местный бюджетов Украины
- Местные бюджеты в составе бюджетной системы
- Формирование доходов мб
- Местные налоги и сбора, их роль в доходах мб
- Состав расходов мб
- Тема 3. Финансовые ресурсы местного самоуправления
- Сущность финансовых ресурсов и органов местного самоуправления, их состав, структура и особенности формирования
- Трансферты (хотя не факт) Коммунальный кредит, виды и пути развития
- Местные ссуды и займы в Украине
- Финансы коммунальных предприятий и их роль в формировании доходов местных бюджетов
- Организационно-правовые основы деятельности коммунальных предприятий
- Финансовые основы функционирования коммунальных предприятий
- Финансовые ресурсы жкх
- Квартплата
- Финансовые ресурсы транспортных коммунальных предприятий
- Особенности современной практики создания целевых фондов органов местного самоуправления Нетрадиционные источники доходов местных бюджетов
- Тема 4. Планирование и порядок финансирования расходов местных бюджетов
- Теоретические основы формирования расходной части мб
- Применение нормативных подходов к бюджетному планированию
- Сметное планирование расходов учреждений, поддерживаемых из местных бюджетов
- Программно-целевой метод бюджетного планирования
- Выполнение мб по расходам
- Суть межбюджетных отношений и особенности их организации
- Концепции бюджетного унитаризма и бюджетного федерализма
- Бюджетное регулирование, его цели и методы
- Инструменты межбюджетных отношений
- Бюджетные трансферты и их виды