Бюджетные трансферты и их виды
Эк теория: трансферты – инструменты финансовых отношений между основными экономическими субъектами:
Между отдельными домохозяйствами
Между отдельными фирмами
Между домохозяйствами и фирмами
Домохозяйства и фирмы с одной стороны и государство с другой (межсекторальные трансферты)
Между субъектами сектора государственного управления (внутрисекторальный трансферт)
Последние два – междбюджетные, межструктурные
В западной практике:
Трансферты – передавальные платежи или односторонние переводы, характеризующиеся односторонним движением средств (на встречу не движется товаров, услуг, денег)
Однако некоторые считают, что не все трансферты являются односторонними и могут пониматься как компенсация ранее оказанных услуг (трансферты пенсионерам) или будущих выгод (трансферты на образование)
Как часть общегосударственных налогов, которые передаются центральными правительствами в порядке перераспределения местным
Классификация трансферт в западных теориях:
Условные (специальные) субсидии (они же субвенции) предусматривают целевое использование, предоставляются для финансирования государственных программ или проектов, делегированных полномочий
Безусловные (общие) субсидии (они же дотации) предоставляются местным бюджетам для их балансирования; механизм предоставления не требует целевого использования, не огранивают самостоятельность местной власти
Бюджетный грант – имеет единоразовый характер
Западные подходы к определению объёмов трансферт:
Дотации на основе результативности выполнения программ, например
Дотации медицинским учреждениям – с учётом лечебных процедур
Школам – по результатам экзаменов
Гражданскому транспорту – по пассажиро-километрам
Позволяет повысить качество услуг, но требует постоянного контроля
Трансферты в СССР:
1920-1931 – широкое использование дотаций
1930-1932 – система субвенций ликвидирована в пользу процентных отчислений от государственных налогов и доходов + дотации выравнивания
1932-сер.1980-ых – используются исключительно дотации
С конца 1980-ых – возврат к субсидиям и субвенциям в составе бюджета СССР отдельным республикам
Российские учёные о трансфертах:
Хомский (начало 20-ого века) относит к дотациям передачу части любого государственного налога в пользу местных союзов.
Твердохлебов (с 1919 и до 90-ых) – дотации вредны, ибо:
Распространение потребительских тенденций – незаинтересованность местных органов в полной мобилизации доходов и экономном использовании
Ослабление влияния местных финансовых органов на результаты работы местного хозяйствования (уменьшение возможностей для перевыполнения доходной части местных бюджетов)
Снижение эффективности финансового контроля
Зависимость выполнения местных бюджетов от выполнения бюджетов высших уровней
Независимая Украина:
Понятие возникает в 1996г. Официальные трансферты делили на:
Текущие
Денежные помощи (дотации)
Капитальные
Предполагали целевое использование (субвенции) и делегированные полномочия
Сегодня понятие, включает и трансферты из местных бюджетов в высшее
Межбюджетные трансферт – средств, которые безоплатно и безвозвратно перечисляются из одного бюджета в другой
4 вида:
Дотации выравнивания (в АРК, область, Киев или Севаст, республиканские и областные города из госбюджета, в районы городов, села, поселки, районные города – из Киева и Севаст, городов республиканского и областного значения)
Субвенции
На социальные программы – из госбюджета
На компенсацию утрат доходов местных бюджетов из-за предоставления государственных льгот – из госбюджета
На инвестпроекты – из госбюджета
На поддержание объектов совместного пользования или ликвидацию ущерба от их деятельности – из местных бюджетов
На выполнение собственных полномочий территориальных общин сёл, посёлков, городов – из местных бюджетов
Прочие субвенции – из государственного и местных
Из местных в государственные или другие местные
Дополнительные дотации (из госбюджета в местные)
В мире доля трансфертов в местных бюджетов возрастает, достигает 30% (Австрия) - 60% (Польша, Нидерланды). В Украине тоже растёт (особенно дотации выравнивания)
Группы трансферт:
Трансферты из госбюджета местным (ст97)
Дотация выравнивания (основной вес)
Дополнительная дотация выравнивания
Субвенция
Дотация на компенсацию вследствие предоставление государственных льгот
Субвенция на выполнении инвестиционных программ
Прочие дополнительные дотации и субвенции
Между местными бюджетами (ст101)
Субвенции на поддержание совместно используемых объектов
Субвенции на проведение расходов, учитываемых для определения трансферт
Субвенции на проведение расходов, не учитываемые
Субвенции на инвестпрограммы
Прочие дотации и субсидии
Алгоритм определения дотаций выравнивания из госбюджета:
Определяется БКУ
Формула учитывает параметры
Финансовые нормативы бюджетной обеспеченности и корригирующие коэффициенты
Население и количество потребителей
Индекс платёжеспособности бюджета
Расчётных объём корзины доходов местных бюджетов
Коэффициент выравнивания
Нормативы количества сотрудников органа местного самоуправления к количеству жителей
Дотации выравнивания:
Определяется только по общему фонду
Определяется как разница между расчётным объёмом расходов и доходов (корзина 1 – закреплённые) с использованием коэффициента выравнивания
Расчёт дотации выравнивания
Ti = ai (Vi – Dizak) = коэф. выравнивания * (расчётные расходы местного бюджета – расчётные доходы (корзина) закреплённые за местными бюджетами
Коэффициент выравнивания – от 0.6 до 1.
Расчёт объёма доходов, учитываемых для дотаций выравнвания:
Используется индекс относительной платежеспособности админ-терр единицы
Индекс определяется на основе данных за три последние года
Учитываются потери закрепленных доходов вследствие льгот плательщикам налогов, определённых ВР АРК и местными советами
Индексы определяются не реже раза в год
Индекс относительной платежеспособности = Среднедушевой объём фактических доходов соответствующей территории : Среднедушевой объёма фактических доходов в среднем по Украине
Формирование корзины доходов 1 (БКУ ст.98) для определения индекса собственной платёжеспособности:
НДФЛ в части согласно ст.65
2-5 – определяются отдельно по каждому виду доходов
6. Плата за лицензии на определённые виды хозяйственной деятельности
7-11 – определяются отдельно по каждому виду доходов
12 – регистрационный сбор за проведение государственной регистрации СПД местными советами
13 - отдельное
14 – за лицензии с розничной торговли
15 – госпошлина
Расчёт корзины прогнозируемых доходов закреплённых за соответствующими местными бюджетами:
Объём прогнозируемых закреплённых доходов = Прогнозируемый среднедушевой объём закрепленных доходов по Украине * индекс относительной платёжеспособности * среднегодовая численность населения территории
- Тема 1. Местные финансы, суть, состав и роль в развитии экономической и социальной инфраструктуры
- 1Местные финансы – составляющая общегосударственных финансов
- 2Сущность и причины возникновения мф Начальные идейные основы
- Теории местного самоуправления
- Формирование теории местных финансов
- Современное представление о мф
- Система мф
- Функции мф
- Основы финансовой автономии органов местного самоуправления
- Тема 2. Местные бюджеты как определяющая ветвь мф
- Эволюция местный бюджетов Украины
- Местные бюджеты в составе бюджетной системы
- Формирование доходов мб
- Местные налоги и сбора, их роль в доходах мб
- Состав расходов мб
- Тема 3. Финансовые ресурсы местного самоуправления
- Сущность финансовых ресурсов и органов местного самоуправления, их состав, структура и особенности формирования
- Трансферты (хотя не факт) Коммунальный кредит, виды и пути развития
- Местные ссуды и займы в Украине
- Финансы коммунальных предприятий и их роль в формировании доходов местных бюджетов
- Организационно-правовые основы деятельности коммунальных предприятий
- Финансовые основы функционирования коммунальных предприятий
- Финансовые ресурсы жкх
- Квартплата
- Финансовые ресурсы транспортных коммунальных предприятий
- Особенности современной практики создания целевых фондов органов местного самоуправления Нетрадиционные источники доходов местных бюджетов
- Тема 4. Планирование и порядок финансирования расходов местных бюджетов
- Теоретические основы формирования расходной части мб
- Применение нормативных подходов к бюджетному планированию
- Сметное планирование расходов учреждений, поддерживаемых из местных бюджетов
- Программно-целевой метод бюджетного планирования
- Выполнение мб по расходам
- Суть межбюджетных отношений и особенности их организации
- Концепции бюджетного унитаризма и бюджетного федерализма
- Бюджетное регулирование, его цели и методы
- Инструменты межбюджетных отношений
- Бюджетные трансферты и их виды