logo
shpora_investitsii

36. Бюджетное финансирование инвестиций в рф

Получателями бюджетных средств могут быть предприятия всех форм собствен­ности, как участвующие в реализации целевых государственных программ, так и осуществляющие собственные проекты, если они удовлетворяют предъявля­емым государством требованиям и прошли конкурсный отбор по размещению централизованных инвестиционных ресурсов. Условия и порядок конкурсного отбора подобных проектов определяются законодательными актами РФ.

Бюджетному финансированию присущ ряд принципов, наиболее важными из которых являются:

- получение максимального экономического и социального эффекта при

минимуме затрат;

- конкурсный отбор инвестиционных проектов для финансирования с уче­том их экономической эффективности и приоритетности;

- целевой характер использования бюджетных ресурсов;

- выделение средств на возвратной и, как правило, возмездной основе и др.

Инвестор, победивший в конкурсе, имеет право выбора формы государ­ственной поддержки, которая может осуществляться путем предоставления бюджетных инвестиций, бюджетного кредита, государственных гарантий, ин­вестиционного налогового кредита.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются бюджетом соответствующего уровня при условии включения их в федераль­ную (региональную) целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти РФ, ее субъекта или органа местного само­управления.

Предоставление бюджетных инвестиций влечет возникновение права госу­дарственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть ус­тавных (складочных) капиталов и имущества объектов.

Подобные инвестиции включаются в проект бюджета только при наличии надлежащего технико-экономического обоснования, соответствующей про- ектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также подготовленного договора между Правительством РФ, органом исполнитель­ной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии РФ, ее субъекта или муниципального образо­вания в собственности получателя инвестиций.

Бюджетный кредит может быть предоставлен на условиях возмездности, возвратности и наличия у заемщика соответствующего обеспечения. В качестве обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут выступать банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том чис­ле в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предостав­ляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высо­кую степень ликвидности, а его оценка осуществляется в соответствии с зако­нодательством.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является про­ведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюд­жетного кредита уполномоченным органом.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юри­дических лиц — также по обязательным платежам в бюджетную систему Рос­сийской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Проверка целевого использования бюджетного кредита осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, обладающими соответствующими полномочиями.

При выявлении недостаточности имеющегося обеспечения исполнения обязательств или существенного ухудшения финансового состояния гаранта либо поручителя обеспечение исполнения обязательств заемщика подлежит полной или частичной замене в целях приведения его в соответствие установ­ленным требованиям. При неспособности заемщика представить иное или дополнительное обеспечение исполнения своих обязательств, а также в случае нецелевого использования средств бюджетного кредита он подлежит досроч­ному возврату.

При невыполнении заемщиком, гарантом или поручителем своих обяза­тельств по возврату бюджетного кредита, уплате процентов и (или) иных пла­тежей, предусмотренных заключенным с ними договором, уполномоченные органы или уполномоченное лицо по их поручению принимают меры по при­нудительному взысканию просроченной задолженности, в том числе по обра­щению взыскания на предмет залога.

Государственные, или муниципальные, гарантии предоставляются в объеме не более 50% от общей суммы заемных средств, необходимых для осуществле­ния проекта, на срок от 6 месяцев до 5 лет. Их конкретная величина зависит от категории проекта. Инвестор в свою очередь должен представить встречные гарантийные обязательства, включая залоговые.

Предоставление государственных или муниципальных гарантий осуще­ствляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления на основании закона о бюджете на очередной финансовый год, решений Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации муниципального образования, а также дого­вора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии.

Обязательным условием предоставления гарантии является проведение анализа финансового состояния получателя, предоставление им надлежащего обеспечения (до 100% от суммы) и отсутствие у него просроченной задолжен­ности по денежным обязательствам перед государством или муниципальным образованием, по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, а также неурегулированных обязательств по государственным или муниципальным гарантиям, предоставленным ранее.

Анализ финансового состояния заемщика в целях предоставления государ­ственной или муниципальной гарантии осуществляется соответственно Ми­нистерством финансов Российской Федерации или финансовым органом му­ниципального образования.

Правительство РФ вправе принимать решения о предоставлении государ­ственных гарантий в соответствии с законом о федеральном бюджете на соот­ветствующий год и плановый период. Министерство финансов РФ вправе принимать решения о предоставлении государственных гарантий в размере и в случаях, установленных законом о федеральном бюджете на соответству­ющий год и плановый период и принятыми в соответствии с ним актами Пра­вительства РФ.

В акте Правительства РФ о предоставлении государственной гарантии должны быть указаны: лицо, в обеспечение исполнения обязательств которо­го предоставляется государственная гарантия; предел обязательств по государ­ственной гарантии; основные условия государственной гарантии.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором предприятию при наличии оснований, указанных в НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с по­следующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Таким образом, в его основе лежат принципы срочности, платности и воз­вратности.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от 1 года до 5 лет. Его получатель вправе уменьшать свои платежи по соответству­ющему налогу в течение срока действия кредитного договора. Проценты на сумму кредита определяются по ставке не менее 1/2 и не превышающей 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В соответствии с НК РФ основанием для получения такого кредита явля­ются:

- проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

- осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, со­здание новых видов сырья или материалов;

- выполнение особо важного заказа по социально-экономическому раз­витию региона или предоставление особо важных услуг населению.

По первому основанию инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на сумму кредита, составляющую 30% стоимости Приобретенно­го заинтересованной организацией оборудования, используемого исключи­тельно для перечисленных целей. По второму и третьему основаниям — на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным орга­ном и заинтересованной организацией.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвести­ционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются налоговые платежи, не могут превышать 50% от соответствующих платежей по данному налогу, определенных по обычным правилам. При этом накопленная в тече­ние налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы на­лога, подлежащего уплате за этот налоговый период. Если накопленная сум­ма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается умень­шение налога для данного отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный пе­риод.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый от­четный период, до тех пор пока сумма, не уплаченная организацией в резуль­тате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется кредитным договором.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) предприятия в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, принимается финансовым органом субъекта РФ.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуще­стве, которое является предметом залога, либо поручительство, ответствен­ность сторон.

Форма договора устанавливается органом исполнительной власти, прини­мающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита. Для его получения предприятие должно представить в соответствующий орган сле­дующие документы:

- заявление налогоплательщика;

- бизнес-план инвестиционного проекта;

- данные о предполагаемых сроках и источниках погашения инвестицион­ного налогового кредита;

- расчет налога, по которому возможно предоставление инвестиционного налогового кредита, заверенный налоговой инспекцией;

- баланс и отчет о прибылях и убытках за предыдущий отчетный период и по итогам предшествующего получению инвестиционного налогового кредита года;

- документы об имуществе, которое является предметом залога, или пору­чительство;

- справка налоговой инспекции об отсутствии задолженности по текущим платежам в бюджет города;

- копии учредительных документов налогоплательщика, заверенные нота­риально либо органом, осуществившим регистрацию организации (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации, протокол о назна­чении директора);

- расчет бюджетной эффективности при реализации инвестиционного про­екта.

При этом необходимо отметить, что одному налогоплательщику может быть предоставлено несколько инвестиционных налоговых кредитов, но при этом по каждому бизнес-плану может быть выдан только один кредит, хотя и по нескольким налогам одновременно.

Несмотря на привлекательность данного инструмента бюджетного финан­сирования, за прошедшее десятилетие он не получил должного развития в РФ. Жесткие условия получения, многочисленные бюрократические препятствия, а также высокий уровень риска (в случае невыплаты наступает уголовная от­ветственность) и коррумпированность принимающих решение чиновников стали серьезным барьером для предприятий, желающих воспользоваться ин­вестиционным налоговым кредитом. Кроме того, применение этого инстру­мента ведет к повышенному вниманию налоговых органов к заемщику и уве­личению числа налоговых проверок его деятельности.

Поэтому и при составлении бизнес-плана, и при расчете экономической эффективности привлечения инвестиционного налогового кредита следует проанализировать целесообразность его использования по сравнению с аль­тернативными вариантами финансирования, а также оценить степень прозрач­ности бизнеса заемщика и соблюдения им требований законодательства о на­логах и сборах РФ.

С 1 января 2006 г. для российских предприятий открылась возможность получения государственного финансирования из специального инвестицион­ного фонда.

Согласно БК РФ «инвестиционный фонд РФ — часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализа­ции инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государствен- но-частного партнерства» (ст. 179.2).

Порядок формирования и использования средств инвестиционного фонда устанавливается Правительством РФ.

На средства инвестиционного фонда могут претендовать проекты, реали­зация которых соответствует приоритетам социально-экономического разви­тия РФ и невозможна без участия государства. Их минимальная стоимость должна быть не менее 5 млрд руб., при этом максимальный срок государствен­ной поддержки — не более 5 лет. Предусматривается три формы государствен­ной поддержки инвестиционных проектов: софинансирование (при этом доля частного инвестора — не менее 25%), предоставление гарантий по кредитам (не более 60% суммы займа) и участие в капитале (не менее 25%).

Бюджетное финансирование в любых его формах приводит к снижению стоимости капитала предприятия и является одним из наиболее дешевых и выгодных способов привлечения средств. К его недостаткам следует отнести ограниченность по срокам и объемам, а также сложность получения.