40. Фондовые инструменты привлечения займов
Альтернативной формой заемного финансирования инвестиций является использование механизмов и соответствующих инструментов фондового рынка. В отличие от отдельного кредитора (например, банка) или даже группы кредиторов (например, банковского синдиката) возможности открытого рынка заемного капитала практически ничем не ограничены. Прибегая к публичным заимствованиям, предприятие диверсифицирует риск зависимости от одного кредитора и становится известным широкому кругу инвесторов. И чем более успешной является его кредитная история, тем большие объемы средств оно может привлекать на выгодных для себя условиях.
К наиболее популярным инструментам привлечения посредством механизмов фондового рынка в инвестиционных целях в отечественной и мировой практике относятся различные виды локальных (обращающихся на внутреннем рынке ценных бумаг) и международных корпоративных облигаций, а также кредитных нот.
Основные различия между ними заключаются в степени законодательного регулирования выпуска и обращения, трудоемкости и длительности периода подготовки к размещению, стоимости, объемах мобилизуемых средств и сроках их привлечения.
Локальные корпоративные облигации
В переводе с латинского слово «облигация» буквально означает «обязательство». Российское законодательство определяет облигацию как «эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права»
Согласно законодательству РФ размещение облигаций могут Осуществлять только хозяйственные общества (ООО, ЗАО, ОАО) по решению совета директоров (наблюдательного совета), если иное не предусмотрено уставом. В решении о выпуске облигаций должны быть определены форма, сроки и иные условия их обращения и погашения.
Выпускаемые облигации должны иметь номинальную стоимость, которая в РФ установлена в размере 1000 руб. При этом номинальная стоимость всех выпущенных облигаций не может превышать размер уставного капитала общества либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для цели выпуска облигаций. Выпуск облигаций разрешается только после полной оплаты уставного капитала общества.
Выпуск облигаций без обеспечения допускается не ранее третьего года существования хозяйственного общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени его двух годовых балансов.
Согласно правительственной программе развития страны до 2020 г. объем корпоративных облигаций должен вырасти до 22—25% ВВП.
Можно выделить следующие преимущества облигационных займов:
- привлечение значительных объемов средств на длительный (от 3—5 лет) срок без залога или иных форм обеспечения, что позволяет финансировать проекты с длительным периодом окупаемости;
- формирование публичной кредитной истории эмитента, что позволяет в будущем снижать стоимость заемных ресурсов и увеличивать сроки их привлечения, а также выходить на международные рынки капитала;
- отсутствие строгой целевой направленности расходования привлеченных средств;
- диверсификация источников заимствования за счет существенного увеличения числа инвесторов, что обеспечивает снижение стоимости, так как снижаются риски и зависимость от одного конкретного кредитора;
- гибкое и оперативное управление структурой, объемом, стоимостью и сроком долга, в том числе за счет проведения операций на вторичном рынке;
- установление конкретных сроков и периодичности процентных выплат;
- срок обращения облигаций может значительно превышать срок реализации проекта;
- подготовка условий для публичного размещения акций предприятия и др.
Процесс эмиссии облигаций имеет множество финансовых и правовых нюансов, что обусловливает необходимость привлечения консультантов — профессиональных участников фондового рынка (банков, инвестиционных компаний и т.п.), которые имеют опыт, а также возможности организовать и осуществить размещение облигаций, осуществлять расчеты и платежи. Подобные консультанты обычно выступают в качестве организаторов (андеррайтеров) выпуска.
Эмиссия облигаций предполагает реализацию нескольких этапов.
На первом этапе предприятие должно определиться с выбором организатора выпуска. При необходимости в процессе подготовки к размещению организатор выпуска может создать синдикат андеррайтеров, который будет осуществлять непосредственное размещение ценных бумаг среди инвесторов. Как правило, в состав синдиката входят инвестиционные банки, которые осуществляют брокерскую деятельность.
На втором этапе организатор выпуска помогает компании определить основные параметры займа и его структуру, исходя из потребностей и реальной способности рынка, удовлетворить эти запросы.
Затем начинается подготовка и регистрация проспекта эмиссии. Информационной поддержкой выпуска, как правило, занимаются как сам эмитент, так и организатор.
В соответствии с законодательством РФ облигации относятся к так называемым эмиссионным ценным бумагам. Порядок их выпуска и обращения регулируется ФСФР. Процедура эмиссии акций, облигаций и опционов эмитента включает следующие этапы:
- принятие решения, являющегося основанием для размещения ценных бумаг;
- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
- государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
- размещение ценных бумаг;
- государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Оно содержит информацию о сроках и способах размещения облигаций, цене размещения и других параметрах выпуска. Принятое решение должно быть утверждено не позднее 6 месяцев с момента его принятия советом директоров или общим собранием акционеров.
Наиболее ответственным и трудоемким шагом является подготовка проспекта эмиссии. Проспект утверждается советом директоров или общим собранием акционеров (участников) эмитента и содержит:
- данные об эмитенте (полное наименование эмитента и дата его государственной регистрации; сведения об учредителях, дочерних и зависимых структурах; перечень руководителей; основной вид деятельности, позиция предприятия на рынке, анализ отрасли и конкурентов и др.);
- данные о финансовом положении эмитента (годовая финансовая отчетность компании за последние три года);
- сведения о предыдущих выпусках ценных бумаг (описание всех предыдущих выпусков, их условий, способов размещения и т. п.);
- сведения о размещаемых ценных бумагах (полная информация об облигациях, включая объем эмиссии по номиналу и информацию об андеррайтере);
- дополнительную информацию (ограничения в обращении облигаций, прочие особенности и условия выпуска и др.).
Как правило, подготовка проспекта эмиссии и других необходимых документов занимает 1—2 месяца, после чего их комплект направляется на регистрацию в ФСФР.
Документы на государственную регистрацию эмиссии ценных бумаг должны быть представлены не позднее 3 месяцев с даты утверждения решения об их выпуске (дополнительном выпуске), а если государственная регистрация выпуска сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг — не позднее 1 месяца с даты утверждения проспекта ценных бумаг, если иное не установлено законодательством.
В случае если ФСФР принимает положительное решение относительно регистрации выпуска облигаций, эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии. Он должен опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодическом печатном издании тиражом не менее 50 тыс. экземпляров.
Третий этап — маркетинговое исследование и поиск потенциальных инвесторов. После реализации вышеперечисленных щагов начинается четвертый этап — выпуск и техническая процедура размещения облигаций. Как правило, размещение проводится в виде открытой подписки, либо аукциона
На заключительном этапе осуществляется утверждение и регистрация отчета о выпуске облигаций. В течение 30 дней после размещения совет директоров эмитента должен утвердить отчет об итогах выпуска облигаций, который также направляется на регистрацию в ФСФР.
Уведомление подписывается генеральным директором и главным бухгалтером эмитента, а также брокером, участвующим в размещении. При этом полномасштабная торговля ценными бумагами эмитента на бирже может начаться непосредственно после направления уведомления в ФСФР.
После завершения процедуры выпуска облигаций начинается их обращение на вторичном рынке.
Длительность, жесткий регламент, высокая трудоемкость и стоимость (по сравнению с банковским кредитом) процедуры выпуска, которая может зани-
мать от 3 до 6 месяцев, а также значительный объем необходимых документов для ее осуществления являются основными недостатками облигаций как инструмента финансирования инвестиций в РФ. К числу других недостатков следует отнести:
- необходимость публичного раскрытия информации о хозяйственной деятельности и финансовом состоянии эмитента;
- практика публичных оферт (оговоренная в проспекте эмиссии возможность досрочного выкупа бумаг у инвесторов по их желанию)1;
- затраты на поддержку вторичного обращения облигаций;
- недоступность для вновь создаваемых предприятий;
- финансовый риск и др.
Международные корпоративные облигации (еврообяигации)
Еврооблигации — это необеспеченные долговые инструменты, номинированные в иностранной валюте, выпускаемые на предъявителя и обращающиеся за пределами страны эмитента.
Выпуск еврооблигаций связан с проведением определенной подготовительной работы и значительными издержками, однако он окупается возможностью привлечь значительные объемы финансирования (от 100 млн долл.) на длительные сроки под сравнительно невысокий процент. Средний срок обращения данных инструментов составляет около 5 лет. При этом ведущие отечественные предприятия размещают выпуски на суммы свыше 1 млрд долл. США, а максимальный срок займов для них составляет от 15 до 30 лет.
Выход на рынок еврооблигаций сопряжен со значительными издержками, связанными с подготовкой и проведением эмиссии, привлечением зарубежных финансовых консультантов и андеррайтеров, организацией презентаций для международных инвесторов {road-show), оплатой услуг юристов и т.п.
Эмитенту, который принимает решение о размещении еврооблигаций, необходимо иметь прочную репутацию публичного заемщика внутри страны, отчетность по МСФО за 3 года, прозрачную структуру управления, включая наличие независимых директоров и комитета по аудиту, кредитный рейтинг от ведущих международных рейтинговых агентств (желательно двух). Поскольку заем обычно предоставляется в иностранной валюте, эмитент должен быть способен генерировать существенный объем валютных поступлений в течение срока обращения евроблигаций и проводить грамотную политику по управлению валютными рисками.
Еврооблигации, выпускаемые российскими компаниями на международных рынках, предусматривают ковенанты, при наступлении которых инвесторы вправе потребовать досрочного предъявления их к погашению. Ковенанты могут включать ограничения по соотношению долга и EBITDA (D/EBITDA), отношению EBITDA к процентным расходам, ограничения на залог активов, на сделки с аффилированными лицами, на выдачу кредитов или гарантий и поручительств за третьих лиц, а также ограничения на продажу и вывод активов.
Еврооблигации торгуются в основном на Лондонской или Люксембургской бирже. Однако значительная часть их оборота приходится на внебиржевые рынки. Расчеты по евробондам осуществляют две глобальные депозитарноклиринговые системы — Euroclearw Clearstream.
Основными преимуществами еврооблигаций как источника финансирования являются:
- значительные объемы привлекаемых средств (средний объем выпуска — от 300 млн долл.);
- длительные сроки обращения (от 5 до 30 лет);
- более низкие процентные ставки;
- отсутствие требований к обеспечению и залогу;
- формирование публичной международной кредитной истории и др.
К недостаткам данного инструмента привлечения займов следует отнести:
- жесткие требования к заемщику по раскрытию информации;
- сравнительно высокие затраты на привлечение;
- необходимость получения кредитного рейтинга от ведущих мировых агентств;
- длительные сроки на подготовку и размещение займа;
- возникновение валютного риска и др.
Кредитные ноты
Еще одним популярным способом привлечения заемных ресурсов для развития бизнеса являются кредитные ноты (<credit linked notes — CLN) и ноты участия в кредите (loan participation notes — LPN).
Кредитная нота (CLN) представляет собой ценную бумагу, закрепляющую право ее владельца на получение от эмитента в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости и фиксированного процента, в случае если не наступило ни одно из кредитных событий, предусмотренных в решении о выпуске.
В качестве кредитного события могут выступать несостоятельность, начало процедуры банкротства, неисполнение обязательств, снижение стоимости долговых обязательств и ценных бумаг, иные обстоятельства, касающиеся финансового положения эмитента или третьего лица.
Нота участия в кредите (LPN) — это ценная бумага, позволяющая инвесторам приобрести доли в выданном заемщику кредите или кредитном портфеле.
В отличие от связанных кредитных нот кредитное событие или случай дефолта по LPN привязаны к конкретной ссуде, а не к кредитным событиям самого заемщика. Держатели LPN участвуют на пропорциональной основе в получении процентов и основных платежей по кредиту. В РФ данный инструмент широко используется предприятиями как форма выпуска еврооблигаций.
С точки зрения заемщика, CLN представляет собой обычный валютный кредит. Основное отличие заключается в том, что банк реструктурирует задол-
женность в ценные бумаги и осуществляет их продажу сторонним инвесторам. При этом, если получившее кредит предприятие не сможет вовремя и в полном объеме вернуть кредит, риск возможных потерь будут нести владельцы (покупатели) кредитных нот, а не банк-эмитент.
Как и еврооблигации, кредитные ноты могут обращаться на внебиржевых рынках (торговля ведется через системы Euroclear/Clearstream). Однако они обладают низкой ликвидностью и обычно не имеют кредитного рейтинга. В этой связи риски и ставки по кредитным нотам выше, чем по еврооблигациям. В период финансового кризиса 2008—2009 гг. многие российские предприятия допустили дефолты по CLN и были вынуждены реструктурировать свои долги на более жестких условиях.
Существует два основных способа размещения CLN: через банк (как правило, зарубежный) и специально созданную заемщиком компанию (SPV).
В первом случае в качестве эмитента выступает банк, выдавший кредит. Преимуществом такого подхода является возможность использования бренда, деловых связей и клиентуры банка в процессе размещения кредитных нот.
Во втором случае выпуск CLN осуществляется от имени SPV.
К основным преимуществам CLNможно отнести следующие:
- возможность организации выпуска в сравнительно короткие сроки (до 2 месяцев);
- более низкие затраты на выпуск по сравнению с еврооблигациями;
- необязательность наличия отчетности, составленной по международным стандартам и подтвержденной аудитом;
- отсутствие жестких требований к раскрытию информации (в отличие от размещения еврооблигаций заемщик может сам согласовывать с организатором перечень и объем раскрываемой информации);
- необязательность получения кредитного рейтинга от ведущих агентств и прохождения процедуры листинга;
- привлечение широкого круга инвесторов, формирование публичной кредитной истории на международном рынке;
- возможность в дальнейшем проведения эмиссии еврооблигаций или размещения акций в форме депозитарных расписок.
Основными недостатками CLNявляются узость рынка, более высокий риск для инвесторов и невысокая ликвидность. Не последним фактором при принятии решения об использовании CLN выступает стоимость организации привлечения.
Однако у кредитных нот существует большой потенциал, и российские компании будут все чаще прибегать к этому виду заимствований для финансирования инвестиций.
i
ii
iii
iv
v
- 2. Инвестиционные решения и инвестиционная деятельность
- 3. Классы инвесторов
- 5.Инвестиционная среда и инвестиционный климат
- 6. Роль государства в активизации инвестиционной деятельности
- 7. Инвестиционная среда в рф
- 8. Финансовые активы как объект инвестиций
- 9.Виды и характеристика ценных бумаг в рф
- 10. Формы и особенности реального инвестирования
- 11. Виды инвестиционных проектов, этапы их разработки
- 13.Концепция временной стоимости денег
- 12.Управление процессом реального инвестирования
- 15. Метод чистой приведенной стоимости
- 16. Метод оценки инвестиционного проекта по индексу рентабельности инвестиций
- 17. Метод оценки инвестиционного проекта по внутренней ставке дисконта
- 30. Деревья решений
- 18. Проблема ранжирования инвестиционных проектов
- 19.Оценка финансовой состоятельности инвестиционного проекта
- 20.Принципы разработки бюджета капитальных вложений
- 21. Прогноз денежных потоков инвестиционного проекта
- 31. Метод скорректированной приведенной стоимости
- 22. Определение ставки дисконтирования
- 23. Учет инфляции при оценке денежных потоков
- 24. Характеристика и классификация рисков инвестиционных проектов
- 25. Методы управления инвестиционными рисками
- 26. Качественные методы оценки инвестиционных рисков
- 27. Характеристика количественного анализа рисков инвестиционных проектов. Метод корректировки ставки дисконтирования. Метод достоверных эквивалентов
- 28. Анализ точки безубыточности
- 29. Анализ чувствительности критериев эффективности, Метод сценариев
- 32. Модель денежной добавленной стоимости
- 41. Финансовая аренда ( лизинг)
- 33. Модель экономической добавленной стоимости
- 31. Метод скорректированной приведенной стоимости
- 34. Модель денежной добавленной стоимости
- 35. Система финансирования инвестиционной деятельности
- 14. Метод оценки инвестиционного проекта по периоду окупаемости
- 36. Бюджетное финансирование инвестиций в рф
- 42. Венчурное финансирование
- 37. Внутренние источники финансирования предприятий
- 38. Инструменты привлечения собственного капитала
- 39. Формы заемного финансирования инвестиций
- 40. Фондовые инструменты привлечения займов