logo
фин менеджмент (гос, прошлый год)

30. Управление заемным капиталом.

Использование заемных средств экономически оправдано тогда, когда оно повышает рентабельность всей деятельности капиталов, т.е. доходность основной деятельности должна быть выше процентов по займам и кредитам. Привлечение заемных средств должно быть обоснованным и отвечать принятой фин. стратегии предприятия.

Управление привлечением заемных средств представляет собой процесс их формирования из различных источников и в разных формах, в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его фин. обязательств.

Процесс управления привлечением заемных средств строится по следующим этапам:

  1. Анализ сложившейся практики привлечения и использования заемных средств, в результате которого принимается решение о целесообразности привлечения заемных средств, в сложившихся объемах и формах.

  2. Определение целей привлечения заемных средств в будущем периоде. При этом такими целями могут быть:

  • Определение предельного объема заимствования, который определяется такими факторами как:

    • Эффект фин. рычага

    • Фин. устойчивость предприятия в долгосрочной перспективе

    1. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Проводится в разрезе различных форм заемного капитала.

    2. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на краткосрочной и долгосрочной основе. Расчет потребностей в объемах краткосрочных и долгосрочных заемных средствах основывается на целях их использования в предстоящем периоде.

    3. Определение форм привлечения заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе фин. кредита, товарного кредита и прочих форм.

    4. Определение состава основных кредиторов.

    5. Формирование эффективных условий привлечения кредита. К числу таких условий относятся:

    • Срок предоставления кредита;

    • Ставка процента за кредит;

    • Условия выплаты суммы процента;