25. Управление государственным долгом
-(англ. national debt management) - 1) совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; 2) механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика или гаранта.
К мероприятиям, способствующим погашению долга государственного, относятся: выплаты кредиторам; погашение внешних и внутренних займов; предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов; определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др. Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели.
Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием.
Основные относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления государственным долгом, включают: процентное соотношение суммы долга и ВВП; долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета. Для оценки государственного внешнего долга также применяются показатели процентного соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики.
Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа: привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств. На 1-м этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов. 3-й этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.
Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.
Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые.
Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом.
Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.
Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов.
Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Сущность и фyнкции финансов
- 2. Налоговая система рф и принципы ее построения. Основные налоги
- 3. Роль финансов в общественном производстве
- 4.Экономическая сущность ссудного процента
- 5.Структура и источники формирования финансовых ресурсов
- 6. Система банков второго уровня, формы их деятельности и основные функции в рамках кредитных отношений
- 7. Понятие финансовой системы и ее структура
- 8. Центральный банк России, его функции, задачи и место в денежно-кредитной системе
- 9. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса, его виды и принципы
- 10. Кредитная система и ее структура. Структура банковской системы
- 11. Воздействие финансов на экономику
- 12. Международный кредит и государственный долг
- 13. Роль финансов в решении социальных проблем
- 14. Потребительский кредит: виды, тенденции развития
- 15. Роль финансов в развитии международных экономических отношений
- 16. Коммерческий кредит: Сущность, формы и преимущества
- 17. Понятие финансовой политики государства и ее содержание
- 18. Государственный кредит: сущность, назначение, виды
- 19. Основные цели и задачи финансовой политики государства
- 20. Финансовый рынок и его субъекты
- 21. Ссудный капитал и его характеристика. Роль ссудных капиталов
- 22. Фондовые биржи. Их виды и функции
- 23. Сущность, функции и роль кредита в рыночной экономике России
- 24. Понятие, структура и роль финансового механизма в экономике
- 25. Управление государственным долгом
- 26. Общее понятие об управлении финансами
- 27. Государственный кредит и займы
- 28. Объекты и субъекты управления финансами
- 29. Налоговая система: виды прямых и косвенных налогов
- 30. Особенности стратегического и оперативного управления финансами
- 31. Муниципальные финансы и их особенности
- 32. Финансовое планирование: сущность и содержание
- 33. Отраслевые государственные внебюджетные фонды
- 34. Финансовые аспекты составления бизнес-плана
- 35. Государственный фонд занятости населения: сущность и функции фонда. Порядок распределения средств и бюджета фонда
- 36. Характеристика и методики расчета основных показателей финансового состояния предприятия
- 37. Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
- 38. Финансовый контроль: задачи. Виды и элементы
- 39. Федеральный фонд социального страхования
- 40. Формы и методы финансового контроля
- 41. Реформирование пенсионной системы
- 42. Содержание финансов предприятий и особенности их формирования
- 43. Индивидуально-персонифицированный учет в пенсионном страховании
- 44. Воспроизводственный процесс и денежные фонды
- 45. Понятие и структура государственных финансов
- 46. Роль финансов в кругообороте основных производственных фондов
- 47. Государственные внебюджетные фонды: сущность, функции. Роль и задачи
- 48. Финансовый аспект формирования и использования оборотных средств предприятия
- 49. Роль личного страхования в экономике рыночного типа
- 50. Особенности финансов предприятий, формирующих на принципах коммерческого расчета
- 51. Бюджетная система России и принципы ее построения
- 52. Некоммерческие предприятия, организации и учреждения и их финансы
- 53. Имущественное страхование в условиях рыночной экономики
- 54. Финансы общественных объединений: особенности их формирования и использования
- 55. Формирование пенсионного фонд рф
- 56. Особенности финансовой деятельности при различных организационно правовых формах хозяйствования
- 57. Страхование и перестрахование ответственности
- 58. Общая характеристика страховой сферы финансовых отношений
- 59. Понятие бюджетного процесса и его содержание
- 60. Социальное страхование: сущность и значение, формы использования средств социального страхования
- 61. Государственный бюджет и его основные функции
- 62. Финансы хозяйствующих субъектов и их место в общей системе финансов
- 63. Негосударственное пенсионное обеспечение.
- 64. Принципы организации кредитных отношений. Виды кредитных отношений и их общая характеристика