45. Понятие и структура государственных финансов
Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:
-это всегда денежные отношения;
-эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;
-эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.
Государственные финансы являются важным элементом любой финансовой системы. При любом государственном устройстве и системе экономических взаимоотношений государственные финансы являются необходимым звеном, поскольку обеспечивают взаимосвязь между финансами всех субъектов экономики. Кроме того, государство является уникальной структурой, обладающей возможностями контроля и перераспределения ресурсов, что ставит государственные финансы в особое положение и возлагает определенную ответственность на государственную систему финансирования.
Структуру государственных финансов можно определять с двух точек зрения. Государственные финансы могут быть рассмотрены с точки зрения преемственности к тем или иным органам государственной власти или с позиции разделения государственных финансов на бюджетные и не бюджетные фонды. Рассмотрим государственные финансы с точки зрения структуры государственной власти. Здесь можно выделить федеральные финансы, финансы субъектов РФ и финансы органов местного самоуправления. Данная структура полностью соответствует системе государственного управления страной и может видоизменяться в зависимости от системы государственного регулирования. Другими словами, в унитарных государствах отсутствуют региональные финансы, поскольку нет регионов, и все финансовые процессы происходят на общегосударственном и местном уровнях. Общегосударственными или федеральными финансами распоряжаются государственные органы федерального значения. Здесь определяется направление расходования государственных средств и производится контроль за использованием государственных ресурсов. Именно от точного и продуманного использования федеральных финансов зависит полноценность развития всей национальной экономики. Именно на данном уровне происходит формирование бюджета, в котором отражены все направления развития страны, объемы и источники финансирования данных программ. Кроме того, федеральные финансы являются важным звеном в структуре государственных финансов, поскольку именно на федеральном уровне производится воздействие на экономику с помощью кредитно-денежного, инфляционного, налогового и других рычагов.
К региональным финансам относят финансовые операции, осуществляемые на региональном уровне в целях выполнения государственных функций региона. Не имеет большого значения название субъекта, распоряжающегося данными финансовыми ресурсами. Это могут быть как финансы региона, так и финансы штата, федеральной земли, как в Германии, или финансы областей и республик. Вне зависимости от названия данные органы власти обладают относительной самостоятельностью и могут формировать собственные финансовые потоки. Финансы на данном уровне формируются как путем извлечения дохода из собственных источников, так и при использовании ресурсов, предоставляемых федеральным центром.
Местные органы власти формируют, соответственно, местный уровень финансов, или муниципальные финансы, как их часто называют. К местным органам власти относятся самостоятельные органы правления в городах и населенных пунктах. Местные органы власти формируют так называемые муниципалитеты, благодаря чему финансы, которыми обладают местные власти, получили название муниципальных финансов. Данные финансы формируются за счет специфических источников и направляются на обеспечение нормального развития и деятельности организаций, необходимых для жителей данного муниципалитета.
Отношения между федеральными, региональными и местными финансами определяются системой межбюджетных отношений. Таким образом, взаимодействие между федеральными и муниципальными финансами тесно связано с бюджетными и внебюджетными фондами, формируемыми как на федеральном, так и на местном уровне.
Рассматривая государственные финансы с точки зрения распределения средств по фондам различной направленности, следует отметить, что данные фонды одинаковы по своей сущности на любом уровне. Здесь можно выделить бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы унитарных предприятий. В зависимости от принадлежности к тому или иному уровню государственного управления можно выделить федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Таким образом, различаются и все остальные элементы структуры государственных финансов. Соответственно, можно различить финансы государственных казенных унитарных предприятий, финансы предприятий, принадлежащих субъектам РФ и финансы муниципальных унитарных предприятий. Все элементы являются взаимосвязанными и формируют общую структуру государственных финансов.
Бюджет является первым и основным элементом системы государственных финансов. Именно на бюджет ложится основная нагрузка финансирования проектов государственных структур управления. Исторически сложилась система, при которой социальные статьи первыми подвергались сокращению. Тем не менее современное общество невозможно представить без достаточного финансирования социальных программ. В результате средства на финансирование социальных программ необходимо аккумулировать вне бюджета. Именно поэтому широкое распространение получили внебюджетные фонды, формируемые на всех уровнях для эффективного распределения денежных ресурсов в целях финансирования социально значимых программ. Внебюджетные фонды могут включать в себя средства, формируемые самими государственными структурами, и добровольные отчисления граждан. Все внебюджетные фонды имеют четкое предназначение и являются независимыми по отношению к бюджету.
Третьим элементом системы государственных финансов является кредит на всех уровнях его предоставления. Потребность в кредите проистекает все из того же постоянного недостатка финансовых ресурсов. Дефицит средств может быть покрыт при помощи использования займов двух типов: внутреннего и внешнего. Причем следует учитывать, что внешний кредит подразумевает не только международные займы, но и кредит, предоставленный другим уровнем финансовой структуры. Например, для муниципального образования внешним будет являться кредит, предоставленный федеральными органами власти.
Следующим звеном в структуре государственных финансов являются финансы государственных предприятий. Финансы предприятий, принадлежащих государственным органам, представляют собой не просто периодически пополняемый источник денежных средств, но и возможность увеличения доходности за счет эффективной работы предприятия. Следует заметить, что в основном государству принадлежат заведомо экономически неэффективные, но имеющие большое общественное значение, предприятия. Тем не менее финансы государственных предприятий необходимо учитывать и четко понимать их возможности по представлению дополнительных средств в распоряжение государственных органов власти.
Следует отметить, что рассмотренная нами вертикальная структура государственных финансов присуща всем формам государственного устройства.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1.Сущность и фyнкции финансов
- 2. Налоговая система рф и принципы ее построения. Основные налоги
- 3. Роль финансов в общественном производстве
- 4.Экономическая сущность ссудного процента
- 5.Структура и источники формирования финансовых ресурсов
- 6. Система банков второго уровня, формы их деятельности и основные функции в рамках кредитных отношений
- 7. Понятие финансовой системы и ее структура
- 8. Центральный банк России, его функции, задачи и место в денежно-кредитной системе
- 9. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса, его виды и принципы
- 10. Кредитная система и ее структура. Структура банковской системы
- 11. Воздействие финансов на экономику
- 12. Международный кредит и государственный долг
- 13. Роль финансов в решении социальных проблем
- 14. Потребительский кредит: виды, тенденции развития
- 15. Роль финансов в развитии международных экономических отношений
- 16. Коммерческий кредит: Сущность, формы и преимущества
- 17. Понятие финансовой политики государства и ее содержание
- 18. Государственный кредит: сущность, назначение, виды
- 19. Основные цели и задачи финансовой политики государства
- 20. Финансовый рынок и его субъекты
- 21. Ссудный капитал и его характеристика. Роль ссудных капиталов
- 22. Фондовые биржи. Их виды и функции
- 23. Сущность, функции и роль кредита в рыночной экономике России
- 24. Понятие, структура и роль финансового механизма в экономике
- 25. Управление государственным долгом
- 26. Общее понятие об управлении финансами
- 27. Государственный кредит и займы
- 28. Объекты и субъекты управления финансами
- 29. Налоговая система: виды прямых и косвенных налогов
- 30. Особенности стратегического и оперативного управления финансами
- 31. Муниципальные финансы и их особенности
- 32. Финансовое планирование: сущность и содержание
- 33. Отраслевые государственные внебюджетные фонды
- 34. Финансовые аспекты составления бизнес-плана
- 35. Государственный фонд занятости населения: сущность и функции фонда. Порядок распределения средств и бюджета фонда
- 36. Характеристика и методики расчета основных показателей финансового состояния предприятия
- 37. Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
- 38. Финансовый контроль: задачи. Виды и элементы
- 39. Федеральный фонд социального страхования
- 40. Формы и методы финансового контроля
- 41. Реформирование пенсионной системы
- 42. Содержание финансов предприятий и особенности их формирования
- 43. Индивидуально-персонифицированный учет в пенсионном страховании
- 44. Воспроизводственный процесс и денежные фонды
- 45. Понятие и структура государственных финансов
- 46. Роль финансов в кругообороте основных производственных фондов
- 47. Государственные внебюджетные фонды: сущность, функции. Роль и задачи
- 48. Финансовый аспект формирования и использования оборотных средств предприятия
- 49. Роль личного страхования в экономике рыночного типа
- 50. Особенности финансов предприятий, формирующих на принципах коммерческого расчета
- 51. Бюджетная система России и принципы ее построения
- 52. Некоммерческие предприятия, организации и учреждения и их финансы
- 53. Имущественное страхование в условиях рыночной экономики
- 54. Финансы общественных объединений: особенности их формирования и использования
- 55. Формирование пенсионного фонд рф
- 56. Особенности финансовой деятельности при различных организационно правовых формах хозяйствования
- 57. Страхование и перестрахование ответственности
- 58. Общая характеристика страховой сферы финансовых отношений
- 59. Понятие бюджетного процесса и его содержание
- 60. Социальное страхование: сущность и значение, формы использования средств социального страхования
- 61. Государственный бюджет и его основные функции
- 62. Финансы хозяйствующих субъектов и их место в общей системе финансов
- 63. Негосударственное пенсионное обеспечение.
- 64. Принципы организации кредитных отношений. Виды кредитных отношений и их общая характеристика