Основные положения Бюджетного послания Президента рф на очередной финансовый год
Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2012–2014 годах, от 29 июня 2011 года
В ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.
Интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны.
Не позднее 2012 года необходимо утвердить долгосрочный экономический прогноз, стратегию долгосрочного развития России и увязанную с ней бюджетную стратегию. В них должны найти комплексное отражение долгосрочные цели социально-экономического развития страны, финансовое и нормативно-правовое обеспечение механизмов их достижения.
В бюджетной стратегии должны быть предусмотрены критерии и процедуры оценки рисков устойчивости бюджетной системы.
Закрепить начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.
При формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов необходимо обеспечить – в рамках переходного периода – создание предпосылок для введения указанных правил, предусмотрев стабилизацию и последующее снижение дефицита федерального бюджета.
Справочно:
Ненефтегазовые доходы – доходы федерального бюджета за минусом нефтегазовых доходов.
Нефтегазовые доходы - налог на добычу полезных ископаемых,
вывозные таможенные пошлины на нефть, нефтепродукты, газ.
Показатель | 2009 год (отчет) | 2010 год (отчет) | 2011 год (оценка) | проект | ||
2012 год | 2013 год | 2014 год | ||||
Доходы, всего | 7 337,8 | 8 305,4 | 11 068,6 | 11 779,9 | 12 705,9 | 14 091,8 |
%% к ВВП | 18,9 | 18,5 | 20,7 | 20,1 | 19,6 | 19,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы | 2 984,0 | 3 830,7 | 5 462,0 | 5 574,9 | 5 645,8 | 6 127,2 |
%% к ВВП | 7,7 | 8,5 | 10,2 | 9,5 | 8,7 | 8,4 |
Ненефтегазовые доходы | 4 353,8 | 4 474,7 | 5 606,6 | 6 205,0 | 7 060,1 | 7 964,6 |
%% к ВВП | 11,2 | 10,0 | 10,5 | 10,6 | 10,9 | 11,0 |
Расходы, всего | 9 660,1 | 10 117,5 | 11 098,5 | 12 656,4 | 13 730,6 | 14 582,9 |
%% к ВВП | 24,9 | 22,5 | 20,8 | 21,6 | 21,2 | 20,1 |
в том числе условно утверждаемые |
|
|
|
| 343,3 | 833,6 |
%% к общему объему расходов |
|
|
|
| 2,5 | 5,7 |
Дефицит/профицит | -2 322,3 | -1 812,0 | -29,9 | -876,6 | -1 024,7 | -491,1 |
%% к ВВП | -6,0 | -4,0 | -0,1 | -1,5 | -1,6 | -0,7 |
Ненефтегазовый дефицит | -5 306,3 | -5 642,7 | -5 491,9 | -6 451,4 | -6 670,6 | -6 618,3 |
%% к ВВП | -13,7 | -12,6 | -10,3 | -11,0 | -10,3 | -9,1 |
Проект федерального бюджета РФ на 2012 г. рассчитан исходя из цены на нефть марки Urals:
в 2012 г. в 100 долл./барр. , темпа роста ВВП - 3,7%, объема ВВП - 58,683 трлн рублей;
на 2013 г. эти показатели закладываются в 97 долл./барр. , 4% и 64,803 трлн рублей соответственно;
на 2014 г. - 101 долл./барр. , 4,6% и 72,493 трлн рублей соответственно.
Дефицит федерального бюджета РФ может составить:
5,4% ВВП, если среднегодовая цена на нефть снизится до 60 долл./барр.
2,5% ВВП при цене 90 долл./барр.
Справочно: баррель (американский нефтяной)— единица измерения объёма нефти, равная 42 галлонам, или 158,988 л.
Подготовить в 2012 году комплексные предложения по развитию пенсионной системы и системы обязательного социального страхования.
Система обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации призвана обеспечивать государственные гарантии по выплате пенсий, решать задачи повышения уровня пенсионного обеспечения, размеров пенсий и своевременной их выплаты. Эти меры, прежде всего, должны обеспечиваться за счет страховых взносов, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
С 1 января 2011 года был установлен единый для всех страхователей тариф страховых взносов - 34%, из которого – 26% направляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование.
На 2012 - 2013 годы будут снижены ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30%, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, – до 20 %.
Система обязательного пенсионного страхования не может полностью обеспечить собственными ресурсами реализацию мероприятий в области обязательного пенсионного страхования. Рост объема межбюджетных трансфертов, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, привел к удвоению их доли в ВВП по сравнению с 2006 годом.
2011 год, млн рублей | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |||
млн рублей | изменения к предыдуще-му году, % | млн рублей | изменения к предыдуще-му году, % | млн рублей | изменения к предыдуще-му году, % | |
2 434 780,3 |
3 122 675,7 |
128,3 |
3 369 330,2 |
107,9 |
3 302 600,9 |
98,0 |
На 2012 г. трансферт составит 25% расходов федерального бюджета, что существенно сокращает возможности правительства
в решении иных задач социально-экономического развития.
Российская налоговая система должна отвечать современным вызовам в условиях глобализации экономики, обеспечивать справедливое налогообложение доходов экономических агентов и способствовать устойчивому развитию России как федеративного государства.
Введение в действие новых правил регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях с 2012 года .
Введение местного налога на недвижимость с 2013 года.
Инвентаризация установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам и оценке их эффективности.
Систематизация действующих льгот и их оценке на предмет согласованности и проблем администрирования, а с другой – в выявлении тех налоговых льгот, которые наиболее актуальны в целях модернизации производства и внедрения инноваций. Необходимо последовательно устранять те элементы налоговой системы, которые препятствуют инновационному развитию. Для этого надо завершить уже начатую работу по мерам поддержки инновационного предпринимательства, реализация которых невозможна ввиду отсутствия соответствующих законодательно закрепленных механизмов.
Должно быть обеспечено совершенствование механизмов налогообложения нефтяной и газовой отрасли, табачной и алкогольной продукции.
Требуется в ближайшее время определиться с параметрами перехода от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности к патентной системе налогообложения.
Трансфертное (трансферное) ценообразование (англ. Funds Transfer Pricing, FTP) — реализация товаров или услуг взаимозависимым лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. Они позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространенная схема международного налогового планирования, имеющего целью минимизацию уплачиваемых налогов. Трансфертные цены являются объектом контроля фискальных органов государства.
Бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны.
С 2012 г. будет проведена реформа денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц.
С 2012 г. финансовое обеспечение полиции будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета. Одновременно будет проведена реформа денежного довольствия и социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел.
В 2012 г. средний размер пенсий возрастет более чем на 11 % (декабрь 2012 г. к декабрю 2011 г.), социальных пособий – на 6 %.
Не позднее 2012 г. должна быть решена проблема обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с принятыми обязательствами.
Будет продолжена реализация программ модернизации здравоохранения и образования, поддержка культуры, физической культуры и спорта.
Заслуживают особого внимания вопросы экологии, в том числе механизмы и правила финансирования природоохранных мероприятий.
В 2012 г. будет проведена индексация фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений и стипендиального фонда.
Необходимо обеспечить повышение заработной платы медицинского персонала бюджетных учреждений дошкольного и общего образования, предусмотрев повышение заработной платы среднего медицинского персонала этих учреждений не менее, чем на 50 %.
В целях модернизации региональных систем общего образования субъектам Российской Федерации в 2011 – 2013 гг. будут выделены масштабные субсидии из федерального бюджета.
Сформировать рациональную сеть государственных учреждений.
Ориентация бюджетных расходов не на содержание сети учреждений, а на обеспечение результативности их деятельности в высокой степени способствует конкуренция учреждений с негосударственными, прежде всего социально ориентированными некоммерческими организациями.
Поддержка подобной деятельности должна вестись как посредством государственных и муниципальных закупок оказываемых ими услуг, которые должны рационально сочетаться с государственными (муниципальными) заданиями для государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, так и с помощью грантовых механизмов, позволяющих поощрять разнообразные инициативы.
Развитие института целевого капитала (эндаумент).
Эндаумент (англ. endowment) — целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организаций образования, медицины, культуры. Эндаумент наполняется преимущественно за счет благотворительных пожертвований. Эндаумент может инвестировать свои средства с целью извлечения дохода, однако обязан направлять весь полученный доход в пользу тех организаций, для поддержки которых он был создан. Отличием эндаумента от обычной благотворительной организации является строго целевой характер деятельности (как правило, эндаумент создаётся для поддержки какой-либо одной организации, например, определённого университета) и нацеленность на получение дохода за счёт инвестирования средств
Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г.
№ 83-ФЗ.
Цель: повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения) темпов роста бюджетных расходов на их предоставление.
Задачи:
Создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения внебюджетных средств.
Создание условий и стимулов для органов власти по оптимизации сети учреждений.
Уменьшить роль государства в непосредственном управлении экономическими активами.
Правительству Российской Федерации необходимо определить график приватизации крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях, предусмотрев снижение доли участия до уровня ниже контрольного пакета акций или отказ от такого участия, за исключением ряда организаций, работающих в инфраструктурных секторах или непосредственно связанных с обеспечением безопасности государства.
Цель этой работы заключается прежде всего в создании условий для притока инвестиций и справедливой конкуренции в тех сферах, где такая конкуренция может способствовать активизации инвестиционной, предпринимательской и инновационной деятельности частных компаний, в том числе малых и средних.
Надо исключить преимущества для деятельности организаций, которые полностью или частично находятся в государственной или муниципальной собственности, если это прямо не связано с обеспечением безопасности государства.
В 2012-2014 годах предполагается осуществить отчуждение из федеральной собственности акций таких акционерных обществ, как ОАО "Банк ВТБ", ОАО "НК Роснефть", ОАО "Россельхозбанк", ОАО "Росагролизинг", ОАО "Русгидро", ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "АК Транснефть", ОАО "Зарубежнефть", ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС", ОАО "Совкомфлот", ОАО "РЖД", ОАО "Объединенная зерновая компания", ОАО "АК АЛРОСА", ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", ОАО "Уралвагонзавод", ОАО "Роснано". Реализация данных мероприятий позволит обеспечить поступление в федеральный бюджет средств в 2012 году в объеме 300 000,0 млн. рублей, в 2013 году - 380 000,0 млн. рублей, в 2014 году - 475 000,0 млн. рублей
Требует кардинальной перестройки система государственных закупок.
Федеральная контрактная система,
Расширение практики заключения государственных (муниципальных) контрактов, выходящих за пределы финансового года.
Закупки для всего государственного сектора экономики.
Целесообразно установить требования, обеспечивающие информационную открытость конкурсов, которые готовятся проводить указанные заказчики, недопустимость необоснованных ограничений конкуренции участников (товаров), а также публичность результатов этих конкурсов.
Расширить применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций.
Осуществлять формирование и финансирование крупных научно-технологических проектов, поддерживаемых на принципах государственно-частного партнерства и направленных не только на решение конкретной научно-технологической задачи, но и на содействие улучшению общего инновационного климата в стране, развитию массовых современных производств.
При осуществлении государственных инвестиций целесообразно в большинстве случаев оформлять участие государства в капитале компаний в форме привилегированных акций. Надо продолжить поддержку (в том числе безвозмездную) инновационного предпринимательства, особенно в части, касающейся содействия патентованию, стандартизации и коммерциализации разработок. Должно быть завершено создание специализированного агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.
Следует обеспечить практическое начало работы российского фонда прямых инвестиций, создаваемого в целях снижения рисков долгосрочных стратегических инвестиций в высокотехнологичные отрасли российской экономики, в том числе в инновационные проекты в энергетике, телекоммуникационном секторе, фармацевтике и других приоритетных отраслях.
В СПб
«Западный скоростной диаметр»
«Орловский тоннель»?
Модернизация аэропорта «Пулково»
Надземный экспресс ?
Мусороперерабатывающий завод в пос. Янино
Северная водопроводная станция
В 2011 году необходимо завершить разработку поправок и внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, а также применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
В указанном законопроекте также необходимо предусмотреть совершенствование порядка применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
Необходимо учесть особенности рисковых проектов с неопределенными результатами исследований или разработок. Контроль за использованием бюджетных средств и иного имущества государства в таких случаях должен быть направлен на обеспечение целевого характера их использования и законности действий соответствующих организаций.
Обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Переход с 2012 года к осуществлению финансового обеспечения полиции за счет средств федерального бюджета сопровождается предложением о передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных учреждений в сферах образования, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства.
Создание Федерального фонда развития налогового потенциала как меры, стимулирующей регионы привлекать инвестиции и увеличивать собственный налоговый потенциал (в федеральном бюджете будет предусмотрена дотация в размере не менее 10 млрд рублей ежегодно).
Применение механизма консолидированной субсидии (включение отдельных узкоцелевых федеральных субсидий в состав консолидированной субсидии, характеризующейся качественным расширением самостоятельности ее получателей в использовании консолидированных бюджетных средств.
Последовательное сокращение поддержки региональных бюджетов за счет бюджетных кредитов и перехода к преимущественному использованию рыночных механизмов финансирования дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Утвердить Концепцию создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет).
Повышение доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах;
создание инструментов для взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения результатов реализации государственных программ и результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг (выполнение государственных функций);
обеспечение публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления в сфере управления общественными финансами;
обеспечение интеграции процессов составления и исполнения бюджетов, ведения бухгалтерского учета, а также подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований;
усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их поставку и выполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
обеспечение взаимосвязи реестров расходных обязательств с закрепленными в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями публично-правовых образований.
- Бюджет, его функции
- Основные положения Бюджетного послания Президента рф на очередной финансовый год
- Законодательное регулирование бюджетной системы в рф
- Структура бюджетной системы рф
- Консолидированный бюджет и его применение в бюджетном процессе
- Бюджетное устройство на уровне муниципальных образований
- Принципы построения бюджетной системы рф
- Принципы организации бюджетного процесса
- Бюджетная классификация рф: назначение, структура, бюджетные полномочия публично-правовых образований
- Классификация операций сектора государственного управления
- Бюджетная классификация доходов бюджетов
- III. Подвид доходов
- IV. Классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов
- Бюджетная классификация расходов бюджетов
- 5050000 Социальная помощь
- Бюджетная классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
- 2. Код главного администратора
- 3. Код группы, подгруппы, статьи и вида источников
- 3.1. Код группы, подгруппы
- Состав доходов бюджетов. Собственные доходы бюджетов
- Состав и формирование налоговых доходов бюджета
- Состав и формирование неналоговых доходов бюджета
- Бюджетные полномочия публично-правовых образований по формированию доходов бюджетов
- Расходные обязательства, их деление на действующие и принимаемые
- Реестр расходных обязательств публично-правового образования
- Бюджетные ассигнования, их виды
- Государственное (муниципальное) задание: порядок формирования
- Бюджетные инвестиции. Инвестиционный фонд рф
- Резервные фонды в составе расходов бюджета
- Дефицит бюджета, источники его финансирования по уровням бюджетной системы рф
- Ограничения по размеру дефицита бюджета, государственного (муниципального) долга и расходам на его обслуживание
- Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета
- Государственный (муниципальный) долг. Виды и структура долга
- Государственные (муниципальные) гарантии
- Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм
- Формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета
- Федеральный фонд финансовой поддержки бюджетов субъектов рф
- Федеральный фонд компенсаций
- Федеральный фонд софинансирования расходов
- Фонды межбюджетных трансфертов в составе бюджета субъекта рф, местных бюджетов
- Порядок замены дотации местным бюджетам дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц
- Субсидии («отрицательные трансферты») из местных бюджетов
- Основные направления развития межбюджетных отношений в рф
- Этапы и участники бюджетного процесса
- Бюджетные полномочия органов законодательной (представительной) власти
- Бюджетные полномочия органов исполнительной власти
- Бюджетные полномочия Министерства финансов рф
- Бюджетные полномочия главных распорядителей бюджетных средств
- Совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений (?)
- Составление проектов бюджетов
- Среднесрочный финансовый план субъекта рф (муниципального) образования
- Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета в Федеральном Собрании рф
- Временное управление бюджетом
- Организация исполнения бюджетов. Структура и бюджетные полномочия Федерального казначейства
- Исполнение бюджета по доходам
- Этапы исполнения бюджета по расходам, основные документы
- Варианты кассового обслуживания региональных и местных бюджетов
- Подготовка, внешняя проверка и утверждение отчетности об исполнении бюджета
- 55 Органы государственного (муниципального) финансового контроля
- Перспективы развития государственного (муниципального) финансового контроля (?)
- Бюджетные правонарушения и меры ответственности за них
- Концепция бюджетирования, ориентированного на результат
- Основные инструменты бюджетирования, ориентированного на результат
- Электронный бюджет, его цель и архитектура. Официальные общероссийские сайты в бюджетном процессе. (?)
- Программный бюджет и перспективы его внедрения в России