2. Обоснованность расходов
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ: "Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме".
Под экономически оправданными затратами следует понимать затраты (расходы), обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.
Отметим, что экономическая оправданность затрат является оценочной категорией, а это означает, что само установление оправданности или неоправданности приводит к острым налоговым конфликтам между налогоплательщиками и налоговыми органами. Ведь может случиться так, что если по мнению налогоплательщика его расходы будут оправданными, то налоговый инспектор может посчитать обратное и исключить те или иные затраты из сформированных расходов (одновременно с соответствующим начислением недоимки, пени и штрафа).
Поэтому, все налогоплательщики должны быть готовы всегда четко и однозначно раскрыть и доказать обоснованность своих расходов. И особенно тех, которые способны вызвать интерес у представителей налогового контроля.
В последнее время позиция налогоплательщиков в вопросах экономической обоснованности значительно укрепилась. Связано это, прежде всего, с выходом Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 г. N 320-О-П, в котором указано, что "бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы". То есть, если ранее на практике сам налогоплательщик доказывал целесообразность понесенных им расходов, то в настоящий момент, Конституционный суд возложил обязанность доказывать экономическую необоснованность расходов в судебных инстанциях именно на налоговые органы
Аналогичные выводы содержат Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 г. N 366-О-П, Постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2007 г. N 2236/07 по делу N А40-11992/06-143-75.
Мнение о праве организаций самостоятельно определять эффективность своей деятельности, оценивать целесообразность расходов находит свое отражение также и в последних письмах Минфина РФ. Например, в письме от 02.04.2008 г. N 03-03-06/1/244 указано: В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Налоговым кодексом РФ.
Аналогичная точка зрения высказана в письме Минфина РФ от 21.12.2007 г. N 03-03-06/1/884.
Также необходимо отметить, что и ранее Конституционный суд выносил решение аналогичного содержания, приведенному выше. В постановлении от 24.02.2004 г. N 3-П говориться что, "судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности". Таким образом, принципиально позиция судебных органов по данному вопросу не изменилась.
Подчеркнем, что основные налоговые риски связаны, прежде всего, с ситуациями, которые можно назвать нестандартными. В случае, если налоговые органы увидят явное несоответствие действующему законодательству или элементарному здравому смыслу, то ни решение Конституционного суда, ни сложившаяся арбитражная практика не поможет налогоплательщику доказать свою правоту в суде. Особенно это касается управленческих расходов или затрат, не связанных напрямую с основной производственной деятельностью налогоплательщика.
Конкретные критерии экономической обоснованности и экономической оправданности расходов вырабатываются в практике применения различных норм (причем огромное значение имеет судебная практика). Однако, по нашему мнению, можно выделить два основных аспекта - оправданность размера расходов и оправданность содержания расходов.
1) Расходы, признаваемые экономически необоснованными по причине существенного превышения рыночных цен, завышенного размера
Необходимо отметить, что положения абз. 3 п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ имеют непосредственное отношение к применению положений ст. 40 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой налоговые органы при определенных условиях могут пересчитать цену сделки для целей налогообложения "в сторону повышения или в сторону понижения".
Причем, необходимо учитывать, что вышеуказанная корректировка затрат по ст. 40 и п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ имеет принципиальные отличия, в том числе, если при перерасчете по ст. 40 Налогового кодекса РФ происходит доначисление налога и пени, то при перерасчете по ст. 252 Налогового кодекса РФ будет применен штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, повлекшее занижение налоговой базы (согласно п. 3 ст. 120 Налогового кодекса РФ).
Экономическая оправданность затрат взаимосвязана с количественной оценкой произведенных расходов. То есть она характеризует, насколько разумным и необходимым с точки зрения рыночных цен был размер последних. Из этого, в частности, исходит ФАС Поволжского округа в постановлении от 17.07.2007 г. N А57-18629/04. Суд указал, что "При возникших правоотношениях, когда налогоплательщик получает от продажи своего имущества минимальную прибыль, отдавая большую часть прибыли своему посреднику, такие расходы экономически необоснованны и не доказывают, что налогоплательщик действует добросовестно и разумно в предпринимательских целях".
Также в качестве примеров признания судебными органами расходов экономически необоснованными вследствие их несоразмерности приводим следующие примеры постановлений федеральных арбитражных судов:
- Постановление ФАС Поволжского округа от 22.11.2006 г. по делу N А12-8962/06
Суд признал расходы на транспортные услуги экономически необоснованными: "учитывая доход от сделки (торговую наценку), стоимость автоуслуг превышает его в 65 раз, что свидетельствует об экономической неоправданности осуществления таких расходов";
- Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2007 г. по делу N А56-2666/2006
Суд занял позицию налоговой инспекции, которая признала расходы налогоплательщика экономически необоснованными по той причине, что в соответствии с отчетами агента агентское вознаграждение более чем в 11 раз превышает плату принципалу - владельцу земельных участков. Условия агентского договора о размере вознаграждения заведомо свидетельствуют об экономической нецелесообразности такой сделки для принципала.
Анализируя приведенные примеры можно говорить о необходимости соблюдения принципа экономической обоснованности в части соразмерности понесенных расходов полученным финансовым результатам от сделки.
2) Расходы по однородным договорам
На практике возможно возникновение конфликтных ситуаций с налоговыми органами в случае, когда налогоплательщик несет затраты по однородным договорам. К таким ситуациям можно отнести:
1) у организации, есть несколько договоров со сторонними организациями по одному и тому же предмету;
2) имеются договоры со сторонними организациями, когда у налогоплательщика есть аналогичные службы и подразделения.
Например, если компания располагает собственной юридической службой, то услуги сторонних юридических фирм будут учитываться в целях налогообложения прибыли при условии, что оказываемые сторонней организацией юридические услуги не дублируют обязанностей, которые установлены для собственных юристов компании. Данный вывод сделан в Письме Минфина РФ от 05.04.2007 г. N 03-03-06/1/222: "затраты организации на услуги по предоставлению персонала по договору аутсорсинга могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, если в штате организации отсутствуют такие специалисты". Аналогичные выводы содержит Письмо Минфина РФ от 06.12.2006 г. N 03-03-04/2/257, в котором разъяснено, что услуги сторонних юридических фирм будут учитываться в целях налогообложения прибыли при условии, что оказываемые сторонней организацией юридические услуги не дублируют обязанностей, установленных для собственной юридической или налоговой службы.
Арбитражная практика по данному вопросу достаточно противоречива. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2007 г. по делу N А42-5065/2006 суд признал необоснованным включение в состав расходов по налогу на прибыль, стоимости оказанных налогоплательщику консультационных услуг по организации бухгалтерского и налогового учета, указав на экономическую необоснованность названных расходов, поскольку эти же услуги в проверяемом периоде оказывались налогоплательщику аудиторской компанией, следовательно, имеет место дублирование одних и тех же услуг. Аналогичное мнение высказано в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2007 г. N Ф04-3725/2005(39893-А67-26), в котором признаны расходы по договору аутсорсинга экономически необоснованными, одной из причин послужило также дублирование функции работников: Учитывая в совокупности факт взаимозависимости для целей налогообложения, а также того, что в отношении налогоплательщика и его контрагента четко прослеживается дублирование функций работников, суд пришел к обоснованному выводу, что оказанные услуги аутсорсинга являются экономически неоправданными.
Такой же позиции придерживается ФАС Уральского округа в постановлении от 14.08.2007 N Ф09-6372/07-С3: экономическая оправданность расходов на оплату юридических сторонних услуг во многом зависит от того, есть ли у организации собственные юристы, а именно от схожести функций работников организации и привлекаемых специалистов. Поскольку в данном случае штатные юристы организации выполняли работу, аналогичную работе, оказанной сторонними специалистами, суд признал затраты на оплату их услуг экономически необоснованными.
Вместе с тем, имеются также решения, вынесенные в пользу налогоплательщика. К таким решениям относятся Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.01.2008 г. N Ф04-231/2008(681-А27-40), в котором указано, что налоговое законодательство не устанавливает безусловной связи между признанием расходов экономически оправданными и отсутствием структурных подразделений, должностных лиц, решающих аналогичные задачи. Также к положительной для налогоплательщика судебной практике можно отнести Постановление ФАС Уральского округа от 13.12.2006 г. N Ф09-11058/06-С7. В данном постановлении сделан следующий вывод: "налоговое законодательство не ставит право налогоплательщика на включение в состав расходов оплату услуг в зависимость от наличия в его штатном расписании той или иной службы, в сфере деятельности которой оказаны соответствующие услуги по управлению проектами, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о реальности данных услуг на основе представленных доказательств.
Учитывая, что взаимозависимость участников сделки сама по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, а также отсутствие доказательств того, что указанное обстоятельство повлекло неисполнение обществом и его контрагентом каких-либо налоговых обязанностей, оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции нет".
В постановлении от 18.06.2008 N Ф09-4346/08-С3 ФАС Уральского округа пришел к выводу, что наличие собственного штата работников не исключает необходимости оказания услуг аналогичного характера другими организациями.
Таким образом, организации при заключении "параллельных" договоров или договоров, которые "дублируют" деятельность собственных служб (или деятельность иных партнеров предприятия), должны во избежание конфликта с налоговыми органами обосновать различие в предметах деятельности (или оказании услуг), чтобы подтвердить экономическую оправданность соответствующих расходов.
3) Расходы, не имеющие реальной деловой цели
В последнее время в судебной практике достаточно широкое применение начинает приобретать такое понятие как "деловая цель". Иными словами, сделка заключенная исключительно для достижения, например, экономии на налогах считается не имеющей деловой цели. Сходство деловой цели и обоснованности расходов очевидно, и, по нашему мнению данное обстоятельство следует учитывать налогоплательщику при формировании расходов.
Из этого же исходит и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, указавший в Постановлении от 12.10.2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. Вместе с тем обоснованность получения налоговой выгоды, как отмечается в том же Постановлении, не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала. Иными словами, в случае если налоговые органы не смогут доказать того факта, что организация умышлено вела убыточную деятельность, заранее зная о финансовом результате, то говорить о получении необоснованной налоговой выгоды не правомерно.
Вместе с тем, судебные органы могут занимать и сторону налоговой инспекции. Так, в Постановление ФАС Поволжского округа от 04.04.2007 г. по делу N А49-1461/06-119А/17 налоговым органом было доказано, что сделка купли-продажи векселей была экономически бессмысленной. Суд, расценив уменьшение налогоплательщиком налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму переданных им собственных векселей как получение необоснованной налоговой выгоды, признал правомерным доначисление налога на прибыль, начисление пеней и штрафа. По данному делу также имеется Определение ВАС РФ от 16.07.2007 г. N 8437/07, в котором налогоплательщику отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда для пересмотра в порядке надзора.
Таким образом, можно говорить о презумпции невиновности налогоплательщика, которая фактически подтверждается с практической точки зрения в решениях судебных органов. Однако, в случае представления налоговыми органами достаточных доказательств отсутствия у организации реальной деловой цели при осуществлении расходов, суд неизбежно займет сторону налоговой инспекции.
- 1.2. Налогоплательщики и иные лица, имеющие обязательства по налогу на прибыль
- Глава 25 Налогового кодекса рф выделяет следующие группы организаций:
- Российские организации
- Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в рф через постоянные представительства и получающие доходы от источников в рф
- Постановка на налоговый учет иностранных организаций
- Иностранные организации, получающие доходы от источников в рф
- 1.3. Налоговые агенты
- 1.4. Освобождение от исполнения обязанности по уплате налога
- Глава 2. Объект налогообложения
- Критерий по налогоплательщикам
- Критерий по ставкам налога
- Критерий по отдельным операциям
- Глава 3. Доходы организации
- 1. Что признается доходом
- 1.1. Что не является доходом
- 1.2. Определение величины доходов
- Определение величины дохода в иностранной валюте
- 2. Классификация доходов
- 2.1. Доходы от реализации
- Величина выручки
- Формирование доходов от реализации
- 2.2. Внереализационные доходы
- 1. Доходы от долевого участия в других организациях
- Увеличение стоимости доли в уставном капитале
- 2. Доходы от операций купли-продажи иностранной валюты
- 4. Доходы сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду)
- Налогообложение доходов от сдачи в аренду государственного, муниципального имущества
- Учет компенсируемых сумм коммунальных платежей у арендодателя
- 6. Доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам
- 8. Доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 Налогового кодекса рф
- 9. Доходы в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе (совместной деятельности)
- 10. Доходы в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде
- 13. Доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств
- 18. Доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям
- 19. Доходы в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок с учетом положений ст.Ст. 301-305 Налогового кодекса рф
- 20. Доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации
- 2.3. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
- Глава 4. Расходы организации
- 1. Группировка расходов Общие положения
- Основные принципы формирования расходов для целей налогообложения
- 1. Произведение (осуществление) расходов
- 2. Обоснованность расходов
- 3. Документальное подтверждение расходов
- 4. Уменьшение дохода на сумму любых расходов
- 5. Корректировка расходов в целях налогообложения
- 6. Перенос убытков на будущее
- 2. Расходы, связанные с производством и реализацией
- 3. Материальные расходы Общие положения
- Группировка материальных расходов
- Стоимостная оценка материальных расходов
- 1. Изготовление материально производственных запасов собственными силами
- 2. Приобретение мпз
- 3. Материалы и прочее имущество в виде выявленных в ходе инвентаризации излишков
- 4. Материалы, полученные в ходе ремонта основных средств
- 5. Стоимость возвратной тары
- 6. Товарно-материальные ценности, работы и услуги собственного производства
- 7. Суммовые разницы, возникающие при приобретении материально-производственных запасов
- 8. Расходы на транспортировку
- 9. Расходы, исключаемые из состава материальных расходов
- Возвратные отходы
- Расходы, приравненные к материальным расходам
- 1. Расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено ст.261 Налогового кодекса рф
- 2. Потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством рф
- 3. Технологические потери при производстве и (или) транспортировке
- Методы оценки материальных ресурсов при списании в производство
- 1. Метод оценки по стоимости единицы запасов
- 2. Метод оценки по средней стоимости
- 3. Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (фифо)
- 4. Метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (лифо)
- 4. Расходы на оплату труда
- Премии, предусмотренные системой оплаты труда
- Производственная направленность премиальной выплаты
- Премии непроизводственного характера
- Выплаты работникам при выходе на пенсию
- Выплаты за работу в сверхурочное время
- Выплаты за работу в вечернее и ночное время
- Доплата работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда
- Доплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет
- Выдача молока и других равноценных пищевых продуктов, профилактического питания в установленных законодательством рф случаях
- Доплата работникам в возрасте до восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы
- Дополнительные перерывы для отдыха и питания работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет
- Сохранение среднего заработка на время прохождения медицинского осмотра (обследования)
- Выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск без увольнения работника
- Компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая за дополнительные дни отпуска, предусмотренные только в коллективном договоре
- Районный коэффициент на вознаграждение по договорам подряда
- Размер районного коэффициента
- Расходы по оплате стоимости проезда и стоимости провоза багажа работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам его семьи
- Оплата труда работников за время вынужденного прогула
- Оплата труда за время выполнения нижеоплачиваемой работы
- Расходы на выплату авторских вознаграждений собственным работникам
- Расходы по договорам подряда со штатными работниками
- 5. Амортизируемое имущество Объекты, подлежащие амортизации
- Объекты, не подлежащие амортизации
- 1. Расходы на благоустройство территории
- 2. Расходы на приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства
- 3. Амортизационные отчисления при реконструкции и модернизации основных средств, продолжительностью более 12 месяцев
- 6. Порядок определения стоимости амортизируемого имущества Общие положения
- Изменение первоначальной стоимости амортизируемого имущества
- Разграничение расходов на текущие и расходы, увеличивающие первоначальную стоимость
- Нематериальные активы и порядок определения первоначальной стоимости нематериальных активов
- 1. Расходы на приобретение (создание) программных продуктов или баз данных
- 2. Адаптация лицензионного программного обеспечения
- 3. Модернизация программного продукта и базы данных
- 7. Амортизационные группы. Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп Срок полезного использования
- Амортизационные группы
- Принятие на учет амортизируемого имущества
- Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации
- 8. Методы и порядок расчета сумм амортизации Общие положения
- Амортизационная премия
- 1. Понятие амортизационной премии.
- 2. О размере амортизационной премии.
- 3. О применении амортизационной премии в отношении имущества, переданного в лизинг.
- 4. О дате признания амортизационной премии в расходах.
- 5. О закреплении права на применение амортизационной премии в учетной политике организации.
- 6. Восстановление амортизационной премии.
- Линейный метод начисления амортизации
- Нелинейный метод начисления амортизации
- Особенности начисления амортизации
- 1. По основным средствам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2002 года
- 2. При учреждении, ликвидации, реорганизации организации
- 3. По основным средствам III-VII амортизационных групп
- 4. Применение повышающих коэффициентов
- 5. Применение понижающих коэффициентов
- 6. Амортизация по объектам основных средств, бывших в употреблении
- 7. Амортизация электронно-вычислительной техники в организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий
- 8. Амортизация неотделимых улучшений имущества, сданного в аренду
- 9. Расходы на ремонт основных средств
- 10. Расходы на освоение природных ресурсов Общие положения
- Порядок учета расходов
- 1. Общие расходы по осваиваемому участку (месторождению) в целом
- 2. Расходы, относящиеся к отдельным частям территории разрабатываемого участка
- 3. Расходы, относящиеся к конкретному объекту, создаваемому в процессе освоения участка
- Общий порядок признания расходов
- Специальный порядок признания безрезультатных работ
- Специальное исключение из порядка признания расходов
- Специальный порядок признания расходов по разведочным скважинам
- 11. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки Общие положения
- Порядок признания и учета расходов
- 12. Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества Общие положения
- Обязательное страхование имущества и ответственности за причинение вреда
- Добровольное страхование имущества, расходы на которое учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль
- 13. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией Общие положения
- Состав и характеристика "Прочих расходов" по элементам
- Общие положения
- Командировочное удостоверение при однодневных командировках
- Командировочное удостоверение при зарубежных командировках
- 14.Расходы на приобретение земельных участков
- 15. Внереализационные расходы Понятие внереализационных расходов
- Состав внереализационных расходов
- Убытки, приравниваемые к внереализационным расходам
- 16. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам Общие положения
- Порядок создания резерва
- Порядок учета резерва в расходах
- 17. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
- Порядок создания резерва
- Порядок учета резерва в расходах
- 18. Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав
- 1. Расходы при реализации амортизируемого имущества
- 2. Расходы при реализации имущественных прав
- 3. Расходы при реализации прочего имущества
- 4. Расходы при реализации покупных товаров
- 19. Особенности признания доходов и расходов при приобретении предприятия как имущественного комплекса
- 20. Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам
- 1. Понятие долгового обязательства
- 2. Сопоставимость условий при начислении процентов
- 3. Предельный уровень процентов, относимых к расходам отчетного (налогового) периода
- 4. Предельный уровень отклонений по заемным средствам, предоставленным иностранной организацией
- 21. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения
- Глава 5. Порядок признания доходов и расходов для целей исчисления налогооблагаемой прибыли
- 1. Метод начисления
- 1.1. Порядок признания доходов при методе начисления
- Особое правило по доходам, относящимся к нескольким периодам
- Доходы от реализации Общие правила признания дохода от реализации (работ, услуг)
- Специальные правила признания дохода от реализации (работ, услуг)
- Внереализационные доходы Общие правила признания внереализационных доходов
- Общее правило по доходам от заемных операций
- Общее правило по доходам в виде суммовой разницы
- Особенности учета доходов в иностранной валюте
- 1.2. Порядок признания расходов при методе начисления
- 1. По расходам, относящимся к нескольким периодам
- 2. По материальным расходам
- 3. По расходам на приобретение изданий
- 4. По амортизации
- 5. По расходам на оплату труда
- 6. По расходам на ремонт
- 7. По расходам на страхование
- 8. По расходам на освоение природных ресурсов
- 9. По расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
- 10. По налогам и сборам
- 11. По отчислениям в резервы
- 12. По отдельным видам расходов
- 13. По отдельным видам расходов
- 14. По отдельным видам расходов
- 15. По расходам от операций с иностранной валютой и драгоценными металлами
- 16. По ценным бумагам
- 17. По штрафным санкциям (возмещаемым убыткам)
- 18. По расходам от заемных операций
- 19. По расходам в виде суммовых разниц
- 20. По расходам в виде стоимости приобретения долей, паев
- Особенности учета расходов в иностранной валюте
- 2. Кассовый метод
- 2.1. Порядок признания доходов при кассовом методе
- 2.2. Порядок признания расходов при кассовом методе
- 2.3. Обязательства, выраженные в условных единицах
- 2.4. Авансы при кассовом методе
- Глава 6. Определение налоговой базы
- 1. Общий порядок исчисления налоговой базы
- 1.1. Правила исчисления налоговой базы
- 1.2. Перенос убытков на будущее
- 2. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях
- 2.1. Порядок исчисления налога с дивидендов, выплачиваемых иностранной организацией
- 2.2. Порядок исчисления налога с дивидендов, выплачиваемых российской организацией
- 3. Особенности определения налоговой базы при использовании объектов обслуживающих производств и хозяйств
- 3.1. Условия отнесения объектов к обслуживающим производствам и хозяйствам
- 3.2. Порядок признания убытка
- 3.3. Применение ст. 275.1 нк рф градообразующими организациями
- 4. Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом
- 4.1. Налоговая позиция учредителя
- 4.2. Налоговая позиция доверительного управляющего
- 4.3. Налоговая позиция выгодоприобретателя
- 5. Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда)
- 5.1. Налоговая позиция организации-эмитента
- 5.2. Налоговая позиция организации-акционера
- 5.3. Определение налоговой стоимости акций (долей, паев) при реорганизации
- 6. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества
- 7. Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования
- 7.1. Особенности налогообложения кредитора
- 1. До наступления срока
- 2. После наступления срока
- 7.2. Особенности налогообложения нового кредитора
- 8. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами
- 1. Общий порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами
- 1.1. Доходы от операций с ценными бумагами
- 1.2. Расходы от операций с ценными бумагами
- 1.3. Правила определения цены
- Ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг
- Ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг
- Акции, полученные при увеличении уставного капитала
- 1.4. Правила формирования налоговой базы
- 2. Перенос убытков по операциям с ценными бумагами на будущее
- 3. Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами
- 4. Особенности определения налоговой базы по сделкам репо с ценными бумагами
- 9. Особенности налогообложения при осуществлении операций займа ценными бумагами
- 10. Особенности определения налоговой базы по банкам
- 10.1. Специфические доходы
- 10.2. Специфические расходы
- 10.3. Доходы и расходы, не учитываемые при налогообложении
- 10.4. Расходы на формирование резервов банков
- 11. Особенности определения налоговой базы страховых организаций
- 11.1. Специфические доходы
- 11.2. Специфические расходы
- 11.3. Доходы и расходы страховых организаций, осуществляющих обязательное страхование
- 12. Особенности определения налоговой базы негосударственных пенсионных фондов
- 12.1. Доходы (расходы) от размещения пенсионных резервов
- 12.2. Расходы от инвестирования средств пенсионных накоплений
- 12.3. Доходы (расходы) от уставной деятельности
- 13. Особенности определения налоговой базы по профессиональным участникам рынка ценных бумаг
- 13.1. Специфические доходы
- 13.2. Специфические расходы
- 13.3. Формирование резервов под обесценение ценных бумаг
- 14. Особенности определения налоговой базы клиринговыми организациями
- 14.1. Специфические доходы
- 14.2. Специфические расходы
- 15. Особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
- 15.1. Основные понятия
- 15.2. Особенности формирования доходов и расходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке
- 15.3. Особенности формирования доходов и расходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке
- 15.4. Особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
- 15.5. Особенности оценки для целей налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок
- 15.6. Переходные положения по срочным сделкам, заключенным до 1 июля 2009 года и после 1 июля 2009 года
- Глава 7. Налоговые ставки
- 1. Общая налоговая ставка
- Пониженная налоговая ставка
- 2. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в рф через постоянное представительство
- 3. Налоговые ставки по доходам в виде дивидендов
- 4. Налоговые ставки по доходам, получаемым по операциям с отдельными видами долговых обязательств
- 5. Налоговая ставка по прибыли Центрального Банка
- Глава 8. Порядок исчисления и уплаты налога
- 1. Налоговый (отчетный) период
- 2. Порядок исчисления налога и авансовых платежей
- 2.1. Исчисление ежемесячных авансовых платежей
- Общий порядок исчисления
- Специальный порядок исчисления
- 2.2. Исчисление квартальных авансовых платежей
- 2.3. Исчисление суммы налога у источника выплаты
- 3. Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей
- 3.1. Сроки уплаты налога налогоплательщиками
- 3.2. Ответственность организаций в случае несвоевременной уплаты авансовых платежей
- 3.3. Сроки уплаты налога налоговыми агентами
- 4. Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения
- 4.1. Исчисление и уплата сумм налога и квартальных авансовых платежей
- 5. Налоговая декларация
- Глава 9. Особенности налогообложения в международной сфере
- 1. Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность через постоянное представительство в рф
- 1.1. Постоянное представительство
- 1.2. Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в рф
- Объект налогообложения
- Налоговая база
- 1. Общие правила определения налоговой базы
- 2. Расчетный способ определения налоговой базы
- 3. Определение налоговой базы при наличии двух и более обособленных подразделений
- Налоговые ставки
- Порядок уплаты налога
- Налоговая декларация
- 1.3. Особенности налогообложения иностранных организаций при осуществлении деятельности на строительной площадке
- 2. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в рф и получающих доходы от источников в рф
- 3. Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в рф, удерживаемого налоговым агентом
- 4. Устранение двойного налогообложения
- 5. Специальные положения