logo search
084324_2668D_shpory_po_finansovomu_menedzhmentu

Инфляция, ее определение, виды. Механизмы, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Однако в XX в. после Первой Мировой войны инфляция получила широкое распространение и стала общей проблемой для большинства стран мира. Изучение данной темы представляет большое практическое значение и позволит лучше ориентироваться в сложных явлениях экономической жизни общества.

Инфляция — это обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота. Инфляция находит свое выражение, прежде всего, в росте товарных цен.

Ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, называется стагфляция. В экономике может происходить и снижение общего уровня цен. Снижение общего уровня цен, которое не носит сезонного характера, называется дефляцией.

Виды инфляции многообразны. В зависимости от критерия инфляции, их можно выделить следующим образом (табл. 24.1):

Таблица 24.1

Виды инфляции в зависимости от ее критериев

Критерии инфляции

Виды инфляции

Среднегодовой прирост цен

Нормальная ( «ползучая») — 5% в год Умеренная — 10 % в год

Галопирующая — 20-200% в год

Гиперинфляция — 50% в месяц

Степень сбалансированности роста цен

Сбалансированная — умеренный рост цен и одновременный на большинство товаров

Несбалансированная — различные темпы роста цен на различные товары.

Характер прогнозируемости

Ожидаемая

Неожидаемая

Характер инфляционного процесса

Открытая — сопровождается постоянным повышением цен

Подавленная — сопровождается всеобщим государственным контролем

24.2.

Причины и механизм инфляции

В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:

Все эти три причины взаимосвязаны и каждая по-своему может влиять на процесс инфляции.

Для того, чтобы рассмотреть механизм инфляции, необходимо обратиться к ее двум типам:

Инфляция спроса, т.е. равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса (резко возрастает совокупный спрос, а совокупное предложение не меняется; совокупное предложение снижается при постоянном совокупном спросе; расширение совокупного спроса превышает рост совокупного предложения).

Основными источниками инфляции спроса являются:

Вследствие этого, в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены.

Инфляция предложения (издержек производства) означает, что рост цен происходит вследствие увеличения издержек производства.

Основными источниками инфляции предложения являются:

На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, они тесно взаимодействуют. Но для реализации антиинфляционных мер очень важно разобраться, какой тип инфляции является генератором роста цен.

Показатели измерения инфляции.

Уровень инфляции:

Индекс цен:

Потребительская корзина — набор чаще всего употребляемых, типичных товаров и услуг.

Дефлятор ВВП:

Дефлятор ВВП используется для измерения общего уровня цен валового внутреннего продукта. Корзина дефлятора включает в себя все товары и услуги, производимые в обществе.

«Правило величины 70»:

Дает возможность подсчитать количество лет, необходимое для удвоения уровня цен: для этого величина 70 делится на ежегодный уровень инфляции, в результате получается количество лет, необходимое для удвоения уровня цен.

24.3.

Социально-экономические последствия инфляции

Инфляция оказывает значительное влияние на экономику и последствия этого воздействия сложны и многообразны.

Небольшие темпы инфляции («ползучая инфляция») современная экономическая теория рассматривает как благо для экономического развития, т.к. это содействует росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры.

Галопирующая и гиперинфляция приводят к серьезным социально-экономическим последствиям. Такой вид инфляции:

24.4.

Антиинфляционная политика государства

Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: первый заключается в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции. Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию — прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В этом случае предполагается минимальное вмешательство государства в экономику.

Второй вариант заключается в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами. Эти меры связаны с вмешательством государства в экономику и предполагают: контроль за соотношением цен и доходов, рекомендации по уровню заработной платы и уровню цен и т.д.

Задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не дать ей достичь разрушительных масштабов.