Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа в отрасль и выхода из нее, доступностью информации. Понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыкновенной трактовке. Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способность фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок. Представленная характеристика типов рыночных структур (табл.1) при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия, фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков.
Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.
Признаки совершенной конкуренции:
бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
однородность и делимость продаваемой продукции
отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
высокая мобильность факторов производства
равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.В России одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является использование административного ресурса. Этим эвфемизмом именуют получение администрацией, различными представителями государства взяток в явном и неявном виде в обмен на различного рода преференции.Давид Рикардо выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению.В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого может лишь благодаря внешнему вмешательству.
Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров.
Монополистическая конкуренция — распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительная.
Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм.
Рынки с монополистической конкуренцией имеют следующие отличительные характеристики: большое количество производителей и потребителей на представленном рыночном сегменте; потребители ориентируются на не-ценовые различия между продуктами конкурентов; малое количество барьеров для входа и выхода из рынка; малая возможность у производителей влиять на цены.
Характеристики рынка монополистической конкуренции практически совпадают с рынком совершенной конкуренции, за исключением наличия разнородных (не идентичных) продуктов на рынке и большого влияние не ценовой конкуренции (основанной на тонких различиях между продуктами)
Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров.
Монополистическая конкуренция — распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительная.
Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм.
Рынки с монополистической конкуренцией имеют следующие отличительные характеристики: большое количество производителей и потребителей на представленном рыночном сегменте; потребители ориентируются на не-ценовые различия между продуктами конкурентов; малое количество барьеров для входа и выхода из рынка; малая возможность у производителей влиять на цены.
Характеристики рынка монополистической конкуренции практически совпадают с рынком совершенной конкуренции, за исключением наличия разнородных (не идентичных) продуктов на рынке и большого влияние не ценовой конкуренции (основанной на тонких различиях между продуктами).
[править] Виды монополий
Естественная монополия - вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии - это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (напр. системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).
Конгломерат (Концерн) (в юридической практике - группа лиц) - несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО "Газметалл").
[править] Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке
Монопсония - единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель
Олигополия - контроль над рынком осуществляется несколькими крупными независимыми субъектами, обеспечивающими высокий порог входа на рынок и ориентирующимися на ценовую политику друг друга (напр. в России в первой половине 2000-х годов - ситуация на рынке штрипса).
Картель - договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.
Синдикат - предприятия, объединенные единой сбытовой организацией (напр. в России "Единая торговая компания" на рынке каустической соды).
[править] Польза и вред монополий
В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Однако полностью обойтись без монополий нельзя - естественные монополии практически незаменимы, т.к. особенности используемых ими факторов производства не позволяют наличия более одного владельца, либо ограниченность ресурсов ведёт к объединению их владельцев. Но даже в этом случае отсутствие конкуренции душит развитие на длинном промежутке времени. Хотя и конкурентный, и монополистический рынок обладают недостатками, как правило, конкурентный рынок добивается более высоких результатов в развитии соответствующей отрасли в долгосрочной перспективе.
Монополия приводит к неэффективности, когда вместо производства на минимально возможном уровне предельных издержек, из-за отсутствия стимулов монополия начинает действовать хуже, чем могла бы действовать конкурентная фирма.
Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополистов). Слово образовано от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный,и πωλέω— продаю, торгую. Так как на рынке находится небольшое количество участников, каждый олигополист должен принимать во внимание действия других участников. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм. Принимая решение, фирма-олигополист всегда учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине, на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора. Доля каждого участника олигополистического рынка более 10 %
Олигополия - это стандартная рыночная форма. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии. В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение - доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40%. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000.
Олигополистическая конкуренция может вызвать сговор, в целях которого - повышение цены продукции и ограничение выпуска, как в монополии. Если в этом сговоре существует официальное соглашение, то это будет называться - картель.
Часто, фирмы устраивают сговор с целью стабилизировать неустойчивый рынок, или чтобы "уменьшить рискованность инвестиций, присущих для этого рынка". В большинстве стран существуют законные ограничения на подобные сговоры. Официальное соглашение не обязательно для сговора (хотя, для того, чтобы этот сговор был нелегальным, между фирмами должны быть тесные связи) - для примера, в некоторых отраслях, может существовать определенный рыночный лидер, который неофициально устанавливает цену, и другие участники рынка ей следуют. Такая ситуация называется ценовым лидерством.
В других случаях, конкуренция среди продавцов в олигополии может быть очень активной, вызывая низкие цены и высокий выпуск. Это может привести рынок к состоянию, похожему на совершенную конкуренцию. Конкуренция в олигополии может быть выше, если в отрасли существует достаточно большое количество фирм, или, к примеру, эти фирмы привязаны регионально и не конкурируют между собой напрямую.
- Производство и его основные факторы. Производственная функция.
- Кривая производственных возможностей (кпв). Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество.
- Система показателей эластичности и их практическое применение.
- 4. Понятие и виды издержек. Графическая интерпретация издержек производства.
- Теория потребительского поведения. Предельная полезность. Кривые безразличия
- Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
- Показатели национального производства. Валовой внутренний продукт, валовой национальный доход и чистый национальный доход. Номинальный и реальный ввп.
- Основные макроэкономические показатели Потоковые величины.
- Показатели запасов и показатели экономической конъюнктуры.
- Методы расчета ввп как важнейшего показателя для измерения объема национального производства.
- Расчет внп.
- Номинальный и реальный ввп.
- Показатели общего уровня цен (индексы цен).
- Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- Инфляция, ее определение, виды. Механизмы, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.
- 11. Характеристика рынка труда. Понятия и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл
- 2. Занятость и безработица: понятия и показатели
- 3. Социально-экономическая сущность безработицы и ее виды
- 12. Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста
- Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
- Понятие «Финансы». Социально-экономическая сущность и функции финансов.
- Содержание и принципы финансовой политики государства.
- Финансовая система государства.
- Государственный бюджет российской федерации и его функции.
- Доходы бюджета, и их характеристика
- 19. Бюджетный дефицит и методы его покрытия
- Федеральные налоги рф.
- 21. Региональные налоги рф
- Местные налоги и сборы.
- 23. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов
- Государственный долг. Внутренние и внешние займы.
- 1.1. Государственный внутренний долг: понятие, структура и основные тенденции
- 1.2. Государственный внешний долг: понятие, структура и основные тенденции
- 25. Классификация бюджетных расходов рф
- Бюджетный процесс в рф.
- 1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов
- Финансовый контроль.
- Затраты предприятия на производство продукции и выручка.
- 31. Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли
- Планирование прибыли
- Распределение и использование прибыли предприятия
- Основные фонды и другие внеоборотные активы. Источники их формирования и финансирования воспроизводства.
- Оборотные средства предприятия, их назначение и источники формирования.
- 2. Источники формирования оборотных средств.
- Организация финансовой работы на предприятии.
- 35. Основные элементы налога на доходы физических лиц, налог на прибыль, добавленную стоимость и единого социального налога
- Методический инструментарий оценки стоимости денег во времени.
- Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
- 2. Источники информации для финансового анализа
- Анализ ликвидности (платежеспособности) предприятия.
- 39. Анализ кредитоспособности предприятия
- 40. Анализ финансовой устойчивости предприятия Анализ финансовой устойчивости организации Что такое финансовая устойчивость
- Как рассчитывается показатель финансовой устойчивости
- Анализ финансовой устойчивости по данным отчетности российских компаний
- 41. Оценка стоимости собственного капитала. Взвешивание по балансовой и рыночной стоимости
- 43. Эффект финансового рычага, финансовый риск.
- 1 Эффект финансового рычага, финансовый риск
- 44. Определение порога рентабельности (безубыточности производства
- 45. Эффект операционного рычага, предпринимательский риск
- Управление оборотными денежными фондами.
- 47. Управление товарно-материальными запасами
- Управление дебиторской задолженностью.
- Проблемы управления дебиторской задолженностью:
- Построение системы учета и контроля дебиторской задолженности строится на получении следующей информации:
- Эффективное управление дебиторской задолженностью достигается за счет:
- 49. Краткосрочное финансовое планирование
- 50. Долгосрочное финансовое планирование
- 6.1. Прогноз продаж.
- 6.2. Методы прогноза продаж.
- 6.3. Метод процента от продаж и его применение в финансовом планировании.
- 6.4. Определение потребности во внешнем финансировании.
- 5.6.5. Метод "издержки - объем - прибыль". Гибкость финансового планирования.
- Принципы и процесс управления денежными потоками предприятия.
- 52. Методы анализа денежных потоков
- 53. Планирование денежных потоков
- Диагностика банкротства предприятия.
- 57. Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций.
- 58. Анализ эффективности инвестиционных проектов.
- Метод чистой текущей стоимости
- Метод внутренней нормы доходности
- Метод индекса прибыльности
- Виды и особенности прямых иностранных инвестиций в России.
- 3.Прямые иностранные инвестиции в России
- Портфельные иностранные инвестиции в России.
- 62. Риск и доходность: теория портфеля
- 63. Альтернатива «риск-доходность» в финансовом менеджменте
- 64. Методы управления финансовым риском.
- 65. Методы исследования риска бизнеса
- Основными инструментами хеджирования являются фьючерс, форвард, опцион и своп, каждый из них используется в зависимости от целей хеджирования. Хеджирование фьючерсными контрактами
- Хеджирование форвардными контрактами
- Хеджирование свопом
- 68. Имущественное страхование
- 69. Медицинское страхование
- 71. Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства
- 73. Облигации как инструмент заемного финансирования
- 1 Общая характеристика облигации
- 2 Классификация облигаций
- 3 Элементы стоимостной оценки облигации
- 4 Государственные ценные бумаги
- 75. Принципы функционирования фондовых бирж.
- 76. Обыкновенные акции как инструмент собственного финансирования.
- 77. Производные ценные бумаги
- 78. Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка
- Понятие денежной массы и денежной базы.
- Понятие «денежный оборот», его содержание и структура.
- 82. Принципы организации и формы безналичных расчетов
- 8. Принцип документарного оформления расчетных операций.
- Формы безналичных расчетов
- 83. Сущность кредита, его функции
- 84. Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе
- Регулирование международной валютной ликвидности страны;
- 85. Конвертируемая валюта ее виды
- 86. Характеристика элементов кредитной системы, ее структура
- 87. Задачи и функции центральных банков
- 88. Денежно-кредитная политика цб рф
- Методы денежно-кредитной политики цб
- 89. Понятие ссудного и банковского процента
- 90. Активные операции коммерческих банков
- 91. Пассивные операции коммерческих банков
- Эмиссия банкнот;
- 92. Понятие банковских услуг и их виды
- 93. Международная валютная система.
- 1. Эволюция мировой валютной системы (мвс)
- 1.«Золотой стандарт» или Парижская валютная система
- 1.2 От Генуэзской к Бреттонвудская валютная система.
- 1.3 Ямайская валютная система.
- 95. Информационная безопасность в финансовых системах
- 96. Автоматизированные информационные системы и технологии в страховых органах
- 97. Автоматизированные информационные системы и технологии в налоговых органах