1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов
Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.
Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает:
· классификацию доходов бюджетов РФ;
· функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
· экономическую классификации расходов бюджетов РФ;
· классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
· классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
· классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
· классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
· ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетный процесс в РФ.
Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов, а также составлению и утверждению отчета об его исполнении.
Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом; в нашей стране он определен в двенадцать месяцев и совпадает с календарным годом (с первого января по тридцать первое декабря).
основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства Российской Федерации: единства, полноты, реальности, гласности, достоверности, адресности, самостоятельности всех бюджетов…
Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы.
Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов к функциям органов представительной власти.
Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию, систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация оформляется специальным юридическим актом.
Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности, выражающийся ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.
В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:
- Президент Российской Федерации;
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- Министерство финансов Российской Федерации;
- Федеральное казначейство;
- органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
- Банк России;
- Счетная палата Российской Федерации;
- государственные внебюджетные фонды;
- главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями:
- составляет проекты федерального бюджета и представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;
- получает от федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации, а также отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
- осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
- составляет отчет об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
- представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство Российской Федерации;
- и ряд других полномочий.
Внебюджетные социальные фонды государства.
Важным звеном государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды- один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
*Запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
*Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
*Формируются в основном за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;
*Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
*На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;
*Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
*Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фона).
Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
Источники формирования внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь- это выделение из бюджета определённых расходов, имеющих особо важное значение, другой- формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определённых целей.
Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаётся в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определённых отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заёмные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Связи между внебюджетными фондами.
Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.
При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.
При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы
В двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счёт страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.
При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми
Звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся
В разных направлениях между ними.
С помощью внебюджетных фондов государство решает следующие важные социальные задачи:
социальная защита населения;
повышение жизненного уровня населения;
сохранение и улучшение здоровья населения;
социальная ориентация безработного населения;
оказание социальных услуг населению.
2. Государственные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности, имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.
Итак, государственный внебюджетный фонд- фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом. В их состав на сегодняшний день входят:
Пенсионный фонд РФ;
Фонд социального страхования;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Рассматриваются и утверждаются их бюджеты Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете. Проекты бюджетов территориальных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ и утверждаются одновременно с принятием закона о региональном бюджете.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:
обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
добровольных взносов физических и юридических лиц;
других доходов, предусмотренных законодательством.
Сбор и контроль за поступлением доходов осуществляет Министерство по налогам и сборам.
Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными законами РФ и субъектов РФ.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным Казначейством РФ.
Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному собранию в форме закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона.
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы.
Основным источником доходов государственных внебюджетных фондов является сейчас единый социальный налог (ЕСН) (страховой взнос). Его плательщиками выступают организации-работодатели всех форм собственности, а налогооблагаемой базой являются все выплаты, начисленные работодателем в пользу работника по всем основаниям. Налог взимается по регрессивной ставке. (Смотри, Налоговый кодекс РФ, часть 2, ст. 236-242). Законодательство предусматривает некоторые льготы по уплате ЕСН. В качестве примера приведем ставки налога для обычных юридических лиц.
Таблица 1. Ставки единого социального налога (ЕСН) для организаций.
Налоговая база для каждого работника нарастающим итогом с начала года | Пенсионный Фонд РФ | Фонд социального страхования РФ | Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования | Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования |
до 100.000 руб. | 28% | 4% | 0,2% | 3,4% |
От 100.001-300.000 руб. | 28.000 + 15,8% с суммы превыш.100000 | 4.000 + 2,2% с суммы превыш.100000 | 200 + 0,1% с суммы превыш.100000 | 3.400 + 1,9% с суммы превыш.100000 |
От 300.001-600.000 руб. | 59.600 + 7,9% с суммы превыш.300000 | 8.400 + 1,1% с суммы превыш.300000 | 400 + 0,1% с суммы прев.300000 | 7.200 + 0,9% с суммы превыш.300000 |
Свыше 600.000руб. | 83.300 + 2% с суммы превыш.600000 | 11.700 | 700 | 9.900 |
3. В составе внебюджетных фондов выделяют еще экономические, к которым относятся сейчас территориальные дорожные, экологические и другие фонды. Они могут формироваться за счет региональных налогов и сборов, доходов от штрафов и лотерей, территориальных займов, имеют экономическую направленность.
Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства.
В федеральных министерствах и других федеральных органах исполнительной власти, а также в организациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, действуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР.
Министерство науки и технологий РФ осуществляет регистрацию внебюджетных фондов, образуемых федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти, организациями, а также ведение реестра этих фондов.
- Производство и его основные факторы. Производственная функция.
- Кривая производственных возможностей (кпв). Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество.
- Система показателей эластичности и их практическое применение.
- 4. Понятие и виды издержек. Графическая интерпретация издержек производства.
- Теория потребительского поведения. Предельная полезность. Кривые безразличия
- Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
- Показатели национального производства. Валовой внутренний продукт, валовой национальный доход и чистый национальный доход. Номинальный и реальный ввп.
- Основные макроэкономические показатели Потоковые величины.
- Показатели запасов и показатели экономической конъюнктуры.
- Методы расчета ввп как важнейшего показателя для измерения объема национального производства.
- Расчет внп.
- Номинальный и реальный ввп.
- Показатели общего уровня цен (индексы цен).
- Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- Инфляция, ее определение, виды. Механизмы, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.
- 11. Характеристика рынка труда. Понятия и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл
- 2. Занятость и безработица: понятия и показатели
- 3. Социально-экономическая сущность безработицы и ее виды
- 12. Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста
- Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
- Понятие «Финансы». Социально-экономическая сущность и функции финансов.
- Содержание и принципы финансовой политики государства.
- Финансовая система государства.
- Государственный бюджет российской федерации и его функции.
- Доходы бюджета, и их характеристика
- 19. Бюджетный дефицит и методы его покрытия
- Федеральные налоги рф.
- 21. Региональные налоги рф
- Местные налоги и сборы.
- 23. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов
- Государственный долг. Внутренние и внешние займы.
- 1.1. Государственный внутренний долг: понятие, структура и основные тенденции
- 1.2. Государственный внешний долг: понятие, структура и основные тенденции
- 25. Классификация бюджетных расходов рф
- Бюджетный процесс в рф.
- 1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов
- Финансовый контроль.
- Затраты предприятия на производство продукции и выручка.
- 31. Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли
- Планирование прибыли
- Распределение и использование прибыли предприятия
- Основные фонды и другие внеоборотные активы. Источники их формирования и финансирования воспроизводства.
- Оборотные средства предприятия, их назначение и источники формирования.
- 2. Источники формирования оборотных средств.
- Организация финансовой работы на предприятии.
- 35. Основные элементы налога на доходы физических лиц, налог на прибыль, добавленную стоимость и единого социального налога
- Методический инструментарий оценки стоимости денег во времени.
- Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
- 2. Источники информации для финансового анализа
- Анализ ликвидности (платежеспособности) предприятия.
- 39. Анализ кредитоспособности предприятия
- 40. Анализ финансовой устойчивости предприятия Анализ финансовой устойчивости организации Что такое финансовая устойчивость
- Как рассчитывается показатель финансовой устойчивости
- Анализ финансовой устойчивости по данным отчетности российских компаний
- 41. Оценка стоимости собственного капитала. Взвешивание по балансовой и рыночной стоимости
- 43. Эффект финансового рычага, финансовый риск.
- 1 Эффект финансового рычага, финансовый риск
- 44. Определение порога рентабельности (безубыточности производства
- 45. Эффект операционного рычага, предпринимательский риск
- Управление оборотными денежными фондами.
- 47. Управление товарно-материальными запасами
- Управление дебиторской задолженностью.
- Проблемы управления дебиторской задолженностью:
- Построение системы учета и контроля дебиторской задолженности строится на получении следующей информации:
- Эффективное управление дебиторской задолженностью достигается за счет:
- 49. Краткосрочное финансовое планирование
- 50. Долгосрочное финансовое планирование
- 6.1. Прогноз продаж.
- 6.2. Методы прогноза продаж.
- 6.3. Метод процента от продаж и его применение в финансовом планировании.
- 6.4. Определение потребности во внешнем финансировании.
- 5.6.5. Метод "издержки - объем - прибыль". Гибкость финансового планирования.
- Принципы и процесс управления денежными потоками предприятия.
- 52. Методы анализа денежных потоков
- 53. Планирование денежных потоков
- Диагностика банкротства предприятия.
- 57. Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций.
- 58. Анализ эффективности инвестиционных проектов.
- Метод чистой текущей стоимости
- Метод внутренней нормы доходности
- Метод индекса прибыльности
- Виды и особенности прямых иностранных инвестиций в России.
- 3.Прямые иностранные инвестиции в России
- Портфельные иностранные инвестиции в России.
- 62. Риск и доходность: теория портфеля
- 63. Альтернатива «риск-доходность» в финансовом менеджменте
- 64. Методы управления финансовым риском.
- 65. Методы исследования риска бизнеса
- Основными инструментами хеджирования являются фьючерс, форвард, опцион и своп, каждый из них используется в зависимости от целей хеджирования. Хеджирование фьючерсными контрактами
- Хеджирование форвардными контрактами
- Хеджирование свопом
- 68. Имущественное страхование
- 69. Медицинское страхование
- 71. Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства
- 73. Облигации как инструмент заемного финансирования
- 1 Общая характеристика облигации
- 2 Классификация облигаций
- 3 Элементы стоимостной оценки облигации
- 4 Государственные ценные бумаги
- 75. Принципы функционирования фондовых бирж.
- 76. Обыкновенные акции как инструмент собственного финансирования.
- 77. Производные ценные бумаги
- 78. Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка
- Понятие денежной массы и денежной базы.
- Понятие «денежный оборот», его содержание и структура.
- 82. Принципы организации и формы безналичных расчетов
- 8. Принцип документарного оформления расчетных операций.
- Формы безналичных расчетов
- 83. Сущность кредита, его функции
- 84. Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе
- Регулирование международной валютной ликвидности страны;
- 85. Конвертируемая валюта ее виды
- 86. Характеристика элементов кредитной системы, ее структура
- 87. Задачи и функции центральных банков
- 88. Денежно-кредитная политика цб рф
- Методы денежно-кредитной политики цб
- 89. Понятие ссудного и банковского процента
- 90. Активные операции коммерческих банков
- 91. Пассивные операции коммерческих банков
- Эмиссия банкнот;
- 92. Понятие банковских услуг и их виды
- 93. Международная валютная система.
- 1. Эволюция мировой валютной системы (мвс)
- 1.«Золотой стандарт» или Парижская валютная система
- 1.2 От Генуэзской к Бреттонвудская валютная система.
- 1.3 Ямайская валютная система.
- 95. Информационная безопасность в финансовых системах
- 96. Автоматизированные информационные системы и технологии в страховых органах
- 97. Автоматизированные информационные системы и технологии в налоговых органах