19. Бюджетный дефицит и методы его покрытия
В том случае, когда расходы по размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек, который идет на покрытие государственного долга. Такой излишек, как правило, существовал в бюджетах государств в эпоху свободной конкуренции, что создавало устойчивость государственных финансов и денежного обращения. В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами.
Дефицит государственного бюджета - явление неоднозначное. Четкого ответа на вопрос, является ли подобный дефицит злом, нет. Более того, представители кейнсианской школы утверждают, что умеренный бюджетный дефицит - это благо, поскольку он дает возможность увеличивать совокупный спрос путем дефицитного финансирования государственных расходов. В целом же для ответа на вопрос о желательности или нежелательности бюджетного дефицита для общества следует решить по крайней мере две проблемы:
1) определить, порожден ли дефицит спадом или является следствием финансовой политики государства;
2) выяснить, уменьшает дефицит частные инвестиции или поощряет их.
Чтобы ответить на первый вопрос, мы должны ввести новые понятия: циклический и структурный дефициты. Циклический дефицит - это дефицит бюджета, являющийся результатом циклического падения производства, структурный - это дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спадов. В первом случае дефицит - это, скорее, зло, поскольку он является продуктом экономических неурядиц и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом здравой государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.
Вторая проблема связана с так называемым "эффектом вытеснения" частных инвестиций. "Эффект вытеснения" связан с методами покрытия бюджетного дефицита. Основными методами являются эмиссия кредитных денег и выпуск государственных займов. Что касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных займов при определенных условиях вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Каким образом? Выпуск государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. Однако "эффект вытеснения" становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А вот в экономике с недоиспользованными ресурсами подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.
Еще одна проблема, порождаемая бюджетным дефицитом - это проблема государственного долга. Государственный долг - это сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за все время существования страны.
Схема 24
Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим четырем моментам.
- необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;
- долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;
- увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;
- перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.
Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой их условий с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий и консолидации займов, проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.
Государственные займы размещаются обычно двумя способами: в порядке подписки или при посредничестве банков (наиболее распространенный способ). Основными подписчиками по государственным займам выступают правительственные учреждения, коммерческие банки, страховые компании, промышленные корпорации, частные инвесторы, местные органы власти.
Погашение государственных займов и выплата процентов производятся либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования, т. е. выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа.
Государство вправе уточнять первоначальные условия займа. Изменение этих условий, касающихся доходности, называется конверсией. Изменения условий займа, касающиеся его сроков, называются консолидацией государственного долга (превращение краткосрочных облигаций в долго- и среднесрочные).
Итак, крупные бюджетные дефициты и порожденный ими государственный долг, хотя и не смертельны для экономики, тем не менее могут породить ряд серьезных проблем. Поэтому правительства большинства западных стран перешли в настоящее время от политики дефицитного финансирования (финансового накачивания экономики за счет бюджетного дефицита) к бюджетной политике, основанной на неоклассической теории. Исходя из того, что государство использует национальный доход менее эффективно, чем частный сектор, масштабы его перераспределения через бюджет должны уменьшаться, значительно сокращаются темпы роста доходов и расходов бюджетов. Новая бюджетная политика нашла выражение прежде всего в изменениях в доходной части государственных бюджетов. Если кейнсианцы уделяли большое внимание стимулированию инвестиций за счет роста расходов как частных, так и государственных, то концепция предложения делает ставку на увеличение накопления, РОСТ производства и расширение инвестиций. Поэтому особый акцент делается на сбережения, поиск стимулов для их роста. Один из путей - снижение прямых налогов, переход от прогрессивного налогообложения к пропорциональному или уменьшение степени прогрессивности налогового обложения. Именно в этом плане были проведены налоговые реформы во многих странах.
Одно из средств, стимулирующих рост сбережений, - переход от подоходного налога к налогам на потребление, которые охватывают лишь часть дохода, идущего на потребление, а доход, используемый для сбережений, остается без обложения.
Новая бюджетная политика основательно затронула и расходную часть бюджета, значительно сократив государственные расходы. Это сокращение почти целиком проводилось за счет экономических, и прежде всего социальных, ассигнований.
- Производство и его основные факторы. Производственная функция.
- Кривая производственных возможностей (кпв). Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество.
- Система показателей эластичности и их практическое применение.
- 4. Понятие и виды издержек. Графическая интерпретация издержек производства.
- Теория потребительского поведения. Предельная полезность. Кривые безразличия
- Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
- Показатели национального производства. Валовой внутренний продукт, валовой национальный доход и чистый национальный доход. Номинальный и реальный ввп.
- Основные макроэкономические показатели Потоковые величины.
- Показатели запасов и показатели экономической конъюнктуры.
- Методы расчета ввп как важнейшего показателя для измерения объема национального производства.
- Расчет внп.
- Номинальный и реальный ввп.
- Показатели общего уровня цен (индексы цен).
- Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- Инфляция, ее определение, виды. Механизмы, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.
- 11. Характеристика рынка труда. Понятия и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл
- 2. Занятость и безработица: понятия и показатели
- 3. Социально-экономическая сущность безработицы и ее виды
- 12. Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста
- Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
- Понятие «Финансы». Социально-экономическая сущность и функции финансов.
- Содержание и принципы финансовой политики государства.
- Финансовая система государства.
- Государственный бюджет российской федерации и его функции.
- Доходы бюджета, и их характеристика
- 19. Бюджетный дефицит и методы его покрытия
- Федеральные налоги рф.
- 21. Региональные налоги рф
- Местные налоги и сборы.
- 23. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов
- Государственный долг. Внутренние и внешние займы.
- 1.1. Государственный внутренний долг: понятие, структура и основные тенденции
- 1.2. Государственный внешний долг: понятие, структура и основные тенденции
- 25. Классификация бюджетных расходов рф
- Бюджетный процесс в рф.
- 1.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов
- Финансовый контроль.
- Затраты предприятия на производство продукции и выручка.
- 31. Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли
- Планирование прибыли
- Распределение и использование прибыли предприятия
- Основные фонды и другие внеоборотные активы. Источники их формирования и финансирования воспроизводства.
- Оборотные средства предприятия, их назначение и источники формирования.
- 2. Источники формирования оборотных средств.
- Организация финансовой работы на предприятии.
- 35. Основные элементы налога на доходы физических лиц, налог на прибыль, добавленную стоимость и единого социального налога
- Методический инструментарий оценки стоимости денег во времени.
- Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
- 2. Источники информации для финансового анализа
- Анализ ликвидности (платежеспособности) предприятия.
- 39. Анализ кредитоспособности предприятия
- 40. Анализ финансовой устойчивости предприятия Анализ финансовой устойчивости организации Что такое финансовая устойчивость
- Как рассчитывается показатель финансовой устойчивости
- Анализ финансовой устойчивости по данным отчетности российских компаний
- 41. Оценка стоимости собственного капитала. Взвешивание по балансовой и рыночной стоимости
- 43. Эффект финансового рычага, финансовый риск.
- 1 Эффект финансового рычага, финансовый риск
- 44. Определение порога рентабельности (безубыточности производства
- 45. Эффект операционного рычага, предпринимательский риск
- Управление оборотными денежными фондами.
- 47. Управление товарно-материальными запасами
- Управление дебиторской задолженностью.
- Проблемы управления дебиторской задолженностью:
- Построение системы учета и контроля дебиторской задолженности строится на получении следующей информации:
- Эффективное управление дебиторской задолженностью достигается за счет:
- 49. Краткосрочное финансовое планирование
- 50. Долгосрочное финансовое планирование
- 6.1. Прогноз продаж.
- 6.2. Методы прогноза продаж.
- 6.3. Метод процента от продаж и его применение в финансовом планировании.
- 6.4. Определение потребности во внешнем финансировании.
- 5.6.5. Метод "издержки - объем - прибыль". Гибкость финансового планирования.
- Принципы и процесс управления денежными потоками предприятия.
- 52. Методы анализа денежных потоков
- 53. Планирование денежных потоков
- Диагностика банкротства предприятия.
- 57. Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций.
- 58. Анализ эффективности инвестиционных проектов.
- Метод чистой текущей стоимости
- Метод внутренней нормы доходности
- Метод индекса прибыльности
- Виды и особенности прямых иностранных инвестиций в России.
- 3.Прямые иностранные инвестиции в России
- Портфельные иностранные инвестиции в России.
- 62. Риск и доходность: теория портфеля
- 63. Альтернатива «риск-доходность» в финансовом менеджменте
- 64. Методы управления финансовым риском.
- 65. Методы исследования риска бизнеса
- Основными инструментами хеджирования являются фьючерс, форвард, опцион и своп, каждый из них используется в зависимости от целей хеджирования. Хеджирование фьючерсными контрактами
- Хеджирование форвардными контрактами
- Хеджирование свопом
- 68. Имущественное страхование
- 69. Медицинское страхование
- 71. Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства
- 73. Облигации как инструмент заемного финансирования
- 1 Общая характеристика облигации
- 2 Классификация облигаций
- 3 Элементы стоимостной оценки облигации
- 4 Государственные ценные бумаги
- 75. Принципы функционирования фондовых бирж.
- 76. Обыкновенные акции как инструмент собственного финансирования.
- 77. Производные ценные бумаги
- 78. Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка
- Понятие денежной массы и денежной базы.
- Понятие «денежный оборот», его содержание и структура.
- 82. Принципы организации и формы безналичных расчетов
- 8. Принцип документарного оформления расчетных операций.
- Формы безналичных расчетов
- 83. Сущность кредита, его функции
- 84. Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе
- Регулирование международной валютной ликвидности страны;
- 85. Конвертируемая валюта ее виды
- 86. Характеристика элементов кредитной системы, ее структура
- 87. Задачи и функции центральных банков
- 88. Денежно-кредитная политика цб рф
- Методы денежно-кредитной политики цб
- 89. Понятие ссудного и банковского процента
- 90. Активные операции коммерческих банков
- 91. Пассивные операции коммерческих банков
- Эмиссия банкнот;
- 92. Понятие банковских услуг и их виды
- 93. Международная валютная система.
- 1. Эволюция мировой валютной системы (мвс)
- 1.«Золотой стандарт» или Парижская валютная система
- 1.2 От Генуэзской к Бреттонвудская валютная система.
- 1.3 Ямайская валютная система.
- 95. Информационная безопасность в финансовых системах
- 96. Автоматизированные информационные системы и технологии в страховых органах
- 97. Автоматизированные информационные системы и технологии в налоговых органах