logo search
история экономики

12. Монополизация экономики. Концентрация и централизация производства и капитала

Быстрый рост производительных сил, возникновение новых отраслей и технологий требовали значительного укрупнения производства и капитала.

Монополизация экономики была обусловлена повышением степени концентрации и централизации капитала и производства. В процессе конкурентной борьбы между предприятиями она ускоряется такими явлениями как экономические кризисы, осуществление протекционистской политики государством.

Особенности монополизации экономики определяются ее структурой, наличием или отсутствием колоний, и т.п. и сводятся к следующему:

- степень концентрации капитала и производства в различных отраслях;

- количестве монополистических объединений;

- степени влияния монополий на экономику;

- преобладании тех или иных организационных форм монополий.

Общепринято считать, что первая группа монополистических объединений в промышленности — картели и синдикаты — объединяла предприятия в снабженческо-сбытовых целях для обеспечения предприятий необходимыми ресурсами: в виде капиталов, сырья, рабочей силы. Затем они стремились с наибольшей для себя выгодой выступить на рынке сбыта товаров.

Вторая группа монополий состояла из трестов и концернов, т.е. объединялись производственные функции предприятий. Из-за разрастания круга участников объединения в начале XX в. невозможным стало создание единого промышленного производства и поэтому предприятия формально оставались самостоятельными.

В XIX в. чаще создавались монополии в добывающей и тяжелой промышленности, там проще было установить единую «технологическую цепочку».

Переход к монополиям в начале 1870-х гг. означал:

появление 4-й формы организации производства — системы акционерного предпринимательствапосле ремесленного производства, организованного в цеха, затем мануфактурного (до сер. XVIII в.) и фабрично-заводского производства на основе свершившейся промышленной революции индустриализации;

монополизация производства стала возможной с развитием нового этапа энергетической базы. Проявился в те годы феномен использования электрической энергиив производственных целях, а на рубеже XIX—XX вв. изобретения и использования двигателей внутреннего сгорания.

Двигателем внутреннего сгорания в автомобилестроении не могли применяться без нефтедобычи и нефтепереработки, получения для технических целей бензина и керосина. Все перечисленное дает основание утверждать, что на рубеже XIX— XX вв. в мире свершилась техническая революция.

В связи с вышеизложенным можно, сделать следующие выводы:

- начале XX в. произошел передел мира ведущими странами на сферы экономического и, соответственно, политического влияния.

- Наступил новый, очень важный этап на пути формирования мировой экономики и мирового рынка, широкого распространения мирохозяйственных связей.