31. Российский вариант перехода к рыночной модели хозяйствования.
Переходная экономика — особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода от одной экономической системы к другой. Здесь происходят изменения не внутри устоявшейся системы, а переход от одной системы организации хозяйства к другой.
Особенности переходной экономики проявляются прежде всего в глобальности происходящих изменений. Изменениям подвержено все: отношения собственности, способ распределения ресурсов, мотивация, цели и средства экономического развития, ценностные ориентации населении, экономические и социальные институты. Экономическая структура переходной экономики характеризуется сегментарностью, то есть взаимным переплетением и взаимным влиянием разных сегментов. В одних доминируют элементы исходного уровня — плановой системы, в других — конечной стадии — рыночной системы, в-третьих — некий симбиоз элементов двух систем. Экономические процессы изменяются в направлении усиления рыночных и ослабления административно-командных элементов системы. Поэтому характерной чертой переходного периода, во-первых, являются изменчивость и неустойчивость. Они настолько нарушают устойчивость системы, ослабляют ее, что в конечном итоге она уступает место другой экономической системе.
Во-вторых, для переходной экономики характерно появление особых переходных экономических форм, в частности, многоукладности. Наряду с государственным в переходный период получают развитие мелкотоварный и частнокапиталистический уклады. Примером несовершенства переходных экономических форм в этот период может служить акционерная форма собственности. На первых порах она лишь внешне напоминает акционерные общества в рыночно-развитых системах. Преобладающие здесь закрытые акционерные общества по сути являются разновидностью номенклатурно-корпоративной собственности.
По мере повышения степени развитости переходной экономики переходные формы постепенно начинают все больше соответствовать экономике рыночного типа.
В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия нового и старого, элементов зарождающейся и отмирающей экономики, различных слоев общества. Разрешение этих противоречий в конечном итоге ведет к смене экономической системы.
Наконец, в-четвертых, — историчность переходной экономики, то есть ее преходящий характер, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность переходного периода зависит как от условий переходной экономики, так и от особенностей региона или отдельной страны.
Ряд изменений переходного периода для всех стран носит неизбежный характер и выступает как закономерности. Назовем основные из них.
Либерализация экономических отношений — отмена государственной монополии на хозяйственную деятельность, переход к конкурентным рыночным отношениям, формирование цен в основном в соответствии со спросом и предложением, образование рынков факторов производства, раскрепощение предпринимательства, создание равных возможностей для деловой активности экономических субъектов.
Институциональные преобразования — принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства, изменяющего отношения собственности путем приватизация и формальные и неформальные условия хозяйственной деятельности, возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности (коммерческие банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды и т. д.).
Структурные преобразования — устранение диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства, развитие производства продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках.
Макроэкономическая стабилизация — сдерживание инфляции; поддержание высокого уровня занятости; сохранение высоких темпов роста (не менее 5—7 % в год); гарантирование справедливого распределения доходов и собственности; создание необходимой инфраструктуры; формирование уравновешенного платежного баланса при соответствующем балансе текущих платежей; достижение сбалансированности государственного бюджета и т. д.
Формирование соответствующей рыночному хозяйству системы социального обеспечения населения — переход от уравнительного распределения к адресной социальной поддержке нуждающихся членов общества; одновременно освобождение предприятий от выполнения широких социальных функций.
Общие для Переходной экономики закономерности по-разному проявляются в различных условиях. Это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период. Например, либерализация экономических отношений позволяет избавиться от дефицита и неэффективного огосударствления экономики. Вместе с тем становление либеральных рыночных институтов представляет собой только средство для утверждения новых механизмов присвоения и распределения.
В конечном итоге в переходной экономике должны быть созданы такие экономические отношения и механизмы, которые ориентировали бы все хозяйственные субъекты не столько на наращивание объемов производства, сколько на повышения уровня качества жизни населения.
За период с начала реформирования, с 90-х гг. прошлого века, наша экономическая система фактически обрела рыночную атрибутику и в этом смысле уже не является переходной. Подавляющая часть валового внутреннего продукта производится в негосударственном секторе экономики. Россия получила официальный статус страны с рыночной экономикой. Следует признать необратимость коренных экономических и политических перемен и невозможность возврата к социалистическому прошлому, во всяком случае, в его прежнем виде.
Вместе с тем, нельзя не заметить, что функционирование рыночных институтов в российской экономике еще не отвечает современным требованиям к организации национального хозяйства. Институционально несовершенная рыночная экономика требует своего дальнейшего реформирования. Кризис 1998 года завершил период становления классического "дикого рынка", поставив как наиболее актуальную проблему задачу перевода рыночных отношений в цивилизованное русло.
В наиболее обобщенном виде этот процесс нацелен: а) на достижение экономического роста, высокой конкурентоспособности на основе формирования конкурентной среды и структурной перестройки экономики; б) на создание эффективной правовой системы (прежде всего в сфере обеспечения экономической свободы и защиты предпринимательской деятельности); в) на формирование открытой экономики.
Создание конкурентной среды требует необходимых предпосылок. Среди них выделим: рассредоточение рыночной власти; многообразие предпринимательских образований; государственная поддержка предпринимательства; эффективное информационное обеспечение и доступность технологий; подготовка и переподготовка кадров, изменение у них мотивационных ориентиров в сторону психологии рыночного типа.
Конкурентная среда способствует укреплению конкурентоспособности. Конкурентоспособность — относительно новое понятие для российской действительности, означающее способность хозяйствующих субъектов противостоять на рынке конкурентам своими более качественными и дешевыми товарами и услугами внутри национальной экономики и за ее пределами. В рейтинге конкурентоспособности 59 стран мира Россия занимает пока 55-е место. Среди российских предприятий 34% считают себя конкурентоспособными на внутреннем рынке страны и только 7 % — на международном рынке.
Формирование эффективной рыночной экономики предполагает ее структурную перестройку. Она представляет собой совокупность мер, направленных на перераспределение ресурсного потенциала для развития и качественного обновления экономического роста. Преобразовательные процессы призваны воздействовать одновременно на несколько уровней экономики: отраслевую, региональную, технологическую, организационно-управленческую, социальную. Конечная цель структурной перестройки экономики — достижение оптимальной структуры, соответствующей общественным потребностям.
Мировой опыт успешных структурных изменений в экономике доказывает, что ключевым аспектом структурной перестройки является поддержка тех областей национальной экономики, которые могут быть носителями экономического роста в масштабе мирового рынка. Ведущие страны мира изменяют структуру производства и мирового товарооборота, увеличивая в ней долю более техноемких и наукоемких изделий. Отсюда необходимость не просто структурной перестройки под влиянием рыночных процессов, а структурной адаптации к мировому хозяйству и выработки действенных мер по повышению конкурентоспособности отечественных предприятий.
Структурная перестройка особенно необходима России. Пока что в стране преобладают сырьевые, добывающие отрасли. В ближайшей перспективе возможности роста будут ограничиваться в силу, прежде всего, устаревшей материально-технической базы промышленности и низкого уровня инвестиций. Не случайно в настоящее время в России в среднем по отраслям совокупная производительность составляет 25 % по сравнению с западными компаниями, Энергоемкость производства в 4 раза выше. Срок службы оборудования в 2,5 раза превышает нормативы, более двух третей основных фондов устарело.
Структурные преобразования в современной экономике России требуют создания правовой основы, ориентированной на эффективную деятельность хозяйствующих субъектов. В российском законодательстве имеются многочисленные пробелы в нормативном регулировании. Юридически недостаточно проработано множество законодательных актов, поэтому они часто противоречат друг другу. Среди основных направлений совершенствования правового обеспечения хозяйствующих субъектов на современном этапе следует выделить: обеспечение единого правового поля; развитие системы правовых норм; создание надежных механизмов реализации законов.
Формирование открытой экономики, вхождение ее в мировое хозяйство требует как от отказа от крайнего протекционизма, так и эффективной поддержки отечественных отраслей и производств на всех уровнях хозяйствования. Открытость экономики постоянно должна соизмеряться и с интересами отечественных товаропроизводителей.
Это становится одной из важнейших функций современного российского государства.
- 1.Предмет, метод и функции истории экономики
- 2.Проблемы периодизации истории экономики
- 3. Первобытнообщинная система хозяйства
- 4. Азиатская экономика. Особенности экономического развития древневосточных обществ
- 5. Экономика античных государств. Кризис рабовладельческого строя
- 6. Характеристика и особенности феодализма в западной Европе. Экономическое развитие Франкского государства.
- 7. Сельское хозяйство, ремесло и торговля в Западной Европе. Феодальный город. Города- республики в северной Италии в 11-15вв.
- 8. Первоначальное накопление капитала. Особенности становления капиталистического способа производства в Голландии.
- 9. Первоначальное накопление капитала в Англии. Промышленный переворот и его социально-экономические последствия.
- 10. Особенности развития капиталистических отношений во Франции, Германии, сша, Японии.
- 11. Развитие производительных сил в последней трети х1х-хх вв. Техническая революция
- 12. Монополизация экономики. Концентрация и централизация производства и капитала
- 13. Особенности экономического развития на рубеже х1х-хх вв. В сша, Англии, Франции, Японии, Германии, России.
- 14. Экономические итоги первой мировой войны. Версальский мирный договор.
- 15. Возрождение экономики Германии. Планы ч.Дауэса и о. Юнга
- 16 Новый курс Рузвельта.
- 17. План экономии английского банкира Дж. Мэя.
- 18. Экономические итоги второй мировой войны. План Маршала и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы.
- 19. Экономическая программа л. Эрхарда в фрг.
- 20. Экономическая политика голлизма во Франции.
- 21. «Обратный курс» Дж. Доджа и к. Шоупа в Японии.
- 22. Экономика ссср в годы политики «Военного коммунизма».
- 23. Экономическое развитие ссср в годы нэПа.
- 24. Денежные реформы в ссср 1922-1924 годов и 1947 года
- 25.Экономические реформы 1930-1960 годов в ссср.
- 26.Реформы 1965 года в России и их социально-экономические последствия.
- 27. Кредитная реформа конца 1920-начала 1930 годов в ссср.
- 28. Налоговая реформа конца 1920-начала 1930 годов в ссср.
- 29. Коллективизация сельского хозяйства в 1929-1932 гг.
- 30.Состояние экономики ссср в конце 1991 года.
- 31. Российский вариант перехода к рыночной модели хозяйствования.
- 32.Проведение массовой приватизации: ее значение и результаты.
- 33.Экономические преобразования в сфере аграрных отношений.