logo
история экономики

28. Налоговая реформа конца 1920-начала 1930 годов в ссср.

Характерной для 30-х годов в СССР стала налоговая реформа 1930 года. Вместо 63 различных налогов и платежей в бюджет, которые регулировали производственную деятельность предприятий, было введено 2 основных вида: налог с оборота и отчисления от прибыли (для колхозов устанавливался один вид – подоходный налог). Но поскольку предприятия функционировали на основе обязательных плановых заданий, то налоги уже не осуществляли свою регулирующую роль, а всего лишь обеспечивали доходы для государственной казны. Все остальные виды налогов стали ненужными, и их просто ликвидировали.

М. В. Уруймагов аспирант кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.

В развитии советской налоговой системы вплоть до реформы 1930 г. могут быть выделены три этапа. Первый период — 1917—1919 гг. — характеризовался попытками использования дореволюционной налоговой системы в качестве орудия экспроприации имущих классов. В связи с этим размеры действовавших в момент Октябрьского переворота налогов в ряде случаев были сильно увеличены. В первую очередь это относится к подоходному налогу, ставки которого по закону от 27 марта 1919 г. были подняты для высших групп доходов до 100%. Несмотря на проведенную уже в 1917 г. национализацию банков, крупной промышленности, транспортных предприятий, вплоть до 1918 г. оставалась возможность взыскания прямых налогов с не национализированных предприятий и буржуазии. Постепенно возможности прямого обложения сокращались.

Система военного коммунизма характеризовалась прежде всего процессом натурализации хозяйства, с одной стороны, бумажноденежной эмиссией и обесценением валюты, — с другой. Постепенное отмирание денег в народном хозяйстве привело к натурализации государственного финансового хозяйства: был введен натуральный налог с сельского хозяйства, вскоре поглощенный продразверсткой; установлена всеобщая трудовая повинность. Обесценение денег, с одной стороны, и введение ограничений на использование услуг государственных предприятий, с другой, а также наличие всеобщей трудовой повинности привели к отмене платности государственных услуг. Исчезли и условия для взимания денежных доходов вообще: крестьянство вносило свою долю на содержание государства в виде продразверстки и трудповинности, а обложение рабочих, состоящих, главным образом, на службе государства и государственных служащих не имело смысла. Постановлением В НИ К от 3 февраля 1921 г. было приостановлено взимание всех денежных налогов.

Переход к новой экономической политике в 1921 г. поставил перед налоговой системой троякую задачу: 1) регулирование процессов накопления путем прямого обложения имущества и доходов; 2) перераспределение прибылей государственных предприятий с внутри обобществленного сектора хозяйства; 3) обеспечение наибольшего поступления от налогов. При этом центр тяжести налоговой системы основывался на косвенных налогах, как более простых для взимания в сравнении с прямыми налогами.