26.Реформы 1965 года в России и их социально-экономические последствия.
Пришедшее к власти осенью 1964 года новое политическое руководство страны начало проводить политику устранения наиболее негативных последствий хрущевских экономических «экспериментов». Сначала в марте 1965 года была разработана аграрная программа выхода сельского хозяйства из кризисной ситуации первой половины 1960-х годов, хотя по основным положениям данная программа повторяла стабилизационную аграрную программу Хрущева 1953 года:
-резкое увеличение государственных инвестиций для осуществления программ по комплексной механизации, электрификации, мелиорации и химизации сельского хозяйства;
-введение на 5 лет твердых и сравнительно низких планов заготовок колхозной продукции;
- повышение закупочных цен на сельскохозяйственные культуры, причем предусматривалась дифференциация цен по различным зонам и районам страны;
-возможность плановой продажи зерна государству по повышенным на 50% ценам;
- восстановление личных подсобных хозяйств в деревне и в городе;
- интенсивное развитие Нечерноземной зоны страны;
- стимулирование колхозного труда – денежная оплата труда, гражданские паспорта, право на пенсии;
-перевод совхозов на хозяйственный расчет;
-формирование системы агропромышленного комплекса (АПК), но данный комплекс пока был больше административным объединением, чем эффективным экономическим организмом. Отметим, что первоначальная реализация данной программы принесла положительные результаты: в период восьмой пятилетки (1966-1970 годы) прирост объема производства в сельском хозяйстве по сравнению с первой половиной 1960-х годов составил 21%.
Но наиболее масштабной попыткой усовершенствовать социалистическую систему хозяйствования явилось предложенная в октябре 1965 года административная экономическая реформа в промышленном секторе. Необходимость проведения данной реформы объясняется следующими причинами:
1. Неблагоприятные экономические результаты выполнения семилетнего плана (1959-1965 годы). Достаточно отметить, что за семь лет предполагалось ускоренно сформировать материально-техническую базу мифической коммунистической хозяйственной системы. Реализация данной модели семилетки закономерно привела в первой половине 1960-х годов к ситуации аграрной и промышленной стагнации (например, среднегодовой темп прироста промышленной продукции в этот период сократился до 9% по сравнению с 15% прироста в 1950-е годы), что вызвало и идеологические последствия: советская плановая система проигрывала экономическое соревнование с промышленно развитыми странами с рыночной экономикой, у которых на рубеже 1950-1960-х годов наблюдается ситуация «экономического чуда» (ФРГ, Франция, Италия, Япония).
2. Вторая причина, наличие которой, в отличие от первой, вынуждено было признать руководство страны, - необходимость реорганизации советского хозяйственного механизма, который не мог использовать даже возможности экстенсивного развития экономики.
По инициативе Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина группа экономистов во главе с Е. Либерманом разрабатывала стратегию проведения хозяйственной реформы, причем активно изучался опыт нэповской экономической перестройки 1920-х годов, однако в структуре экономической реформы 1965 года отсутствовали многие элементы модели «рыночного социализма», которые существовали в нэповской системе: смешанная экономика, частный сектор, элементы системы рынков и рыночной инфраструктуры.
В структуре данной хозяйственной реформы можно выделить следующие основные принципы:
а) административная управленческая централизация: упразднение совнархозов и возврат к отраслевой системе управления через восстановление промышленных отраслевых министерств и государственных комитетов (вместо оптимального сочетания отраслевых и региональных принципов управления);
б) перевод промышленных предприятий на систему хозяйственного расчета: предоставление предприятиям оперативно-хозяйственной самостоятельности (в установленных пределах), чтобы они работали на принципах окупаемости, рентабельности, материальной заинтересованности и материальной ответственности за достигнутые результаты, в условиях денежного контроля со стороны государства за использованием материальных, финансовых, и трудовых ресурсов;
в) изменение системы централизованного государственного планирования и экономического стимулирования деятельности промышленных предприятий, чтобы последние смогли реализовать свои хозрасчетные права. Данные положение имеет четыре аспекта:
1)сокращение количества плановых показателей хозяйственной деятельности предприятий, устанавливаемых сверху: осталось 9 директивных показателей, а в пределах остальных показателей предприятие получили хозрасчетную самостоятельность;
2)изменение критерия оценки деятельности предприятий: в отличие от прежней системы, сориентированной на рост производства валовой продукции, теперь главным показателем становился рост объемов реализованной продукции предприятий, т.е. предусматривалось оценивать итоги хозяйственной деятельности по полученной прибыли (рентабельности производства) и выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции;
3)изменения в системе ценообразования: новые оптовые цены стали более объективно отражать реальные производственные затраты и предприятия уже могли получать от реализации своей продукции прибыль, из которой вносились в бюджет плата за производственные фонды и фиксированные (рентные) платежи; естественно, данная ценовая реформа привела к повышению общего индекса оптовых цен;
4)на предприятиях за счет прибыли разрешалось создавать (по определенным нормативам) фонды экономического стимулирования: фонд развития производства, материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства; правда, позже деятельность этих фондов попала под жестокий административный контроль центра;
В истории реализации данной экономической реформы можно выделить два периода. Первый период – 1966-1970 годы, или период восьмой пятилетки – продемонстрировал очевидные положительные результаты. Тем не менее в годы восьмого пятилетнего плана, согласно официальным данным, прирост промышленного производства по сравнению с предыдущим периодом составил 50%, сельского хозяйства – 21%, производительности труда – 36%, национального дохода – 38%, реальных доходов населения – 33%. А вот в течение второго периода – 1970-е – первая половина 1980-х годов – позитивный потенциал реформы исчерпался, появились трудности в осуществлении реформы, отход от ее основных принципов и в конце концов нарастание кризисных явлений в советской экономике.
Необходимо рассмотреть причины блокировки и свертывания данной хозяйственной реформы в 1970-е годы.
1. Отсутствие комплексного, структурного подхода к реформированию советской хозяйственной системы. Изначально данная реформа не могла быть радикальной, поскольку она, как и все советские реформы, оставляла без изменения стратегические отношения производства – отношения собственности. Реформа в известной степени затронула только один структурный элемент экономической системы – взаимоотношения относительно самостоятельных предприятий и государственных управленческих организаций, в то время как другие структурные элементы народнохозяйственного комплекса практически не испытывали влияния реформирования. Поэтому данная реформа носила непоследовательный, ограниченный и логически не завершенный характер и не дала стабильных экономических результатов.
2. Наличие у данной реформы бюрократической консервативной оппозиции: в период реформ проявлялись противоречия между возглавляемыми Брежневым сторонниками ограниченной централизации при сохранении роли политико-административной системы в функционировании экономики и объединившимися вокруг Косыгина приверженцами частичных рыночных реформ. Партийное руководство страны, сделав несколько шагов вперед к рынку, не решилось на дальнейшую трансформацию хозяйственной системы, так как это неизбежно привело бы к необходимости и политической либерализации.
В итоге хозяйственная реформа 1965 года, как и все другие, фактически оказалась направленной на продление существования самой командно-административной системы, так как она не отвергала ее основные институты и принципы, без чего попытки реформирования экономики не могли дать нужного эффекта период 1950-1960-х годов в Советской России осуществляются две попытки проведения административных хозяйственных реформ: первая – хрущевские реформы 1953 – 1964 годов, вторая – экономическая реформа 1965 года.
Все эти попытки вследствие комплекса объективных и субъективных причин оказались структурно ограниченными, логически не завершеннымии не обеспечили долговременного экономического роста
- 1.Предмет, метод и функции истории экономики
- 2.Проблемы периодизации истории экономики
- 3. Первобытнообщинная система хозяйства
- 4. Азиатская экономика. Особенности экономического развития древневосточных обществ
- 5. Экономика античных государств. Кризис рабовладельческого строя
- 6. Характеристика и особенности феодализма в западной Европе. Экономическое развитие Франкского государства.
- 7. Сельское хозяйство, ремесло и торговля в Западной Европе. Феодальный город. Города- республики в северной Италии в 11-15вв.
- 8. Первоначальное накопление капитала. Особенности становления капиталистического способа производства в Голландии.
- 9. Первоначальное накопление капитала в Англии. Промышленный переворот и его социально-экономические последствия.
- 10. Особенности развития капиталистических отношений во Франции, Германии, сша, Японии.
- 11. Развитие производительных сил в последней трети х1х-хх вв. Техническая революция
- 12. Монополизация экономики. Концентрация и централизация производства и капитала
- 13. Особенности экономического развития на рубеже х1х-хх вв. В сша, Англии, Франции, Японии, Германии, России.
- 14. Экономические итоги первой мировой войны. Версальский мирный договор.
- 15. Возрождение экономики Германии. Планы ч.Дауэса и о. Юнга
- 16 Новый курс Рузвельта.
- 17. План экономии английского банкира Дж. Мэя.
- 18. Экономические итоги второй мировой войны. План Маршала и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы.
- 19. Экономическая программа л. Эрхарда в фрг.
- 20. Экономическая политика голлизма во Франции.
- 21. «Обратный курс» Дж. Доджа и к. Шоупа в Японии.
- 22. Экономика ссср в годы политики «Военного коммунизма».
- 23. Экономическое развитие ссср в годы нэПа.
- 24. Денежные реформы в ссср 1922-1924 годов и 1947 года
- 25.Экономические реформы 1930-1960 годов в ссср.
- 26.Реформы 1965 года в России и их социально-экономические последствия.
- 27. Кредитная реформа конца 1920-начала 1930 годов в ссср.
- 28. Налоговая реформа конца 1920-начала 1930 годов в ссср.
- 29. Коллективизация сельского хозяйства в 1929-1932 гг.
- 30.Состояние экономики ссср в конце 1991 года.
- 31. Российский вариант перехода к рыночной модели хозяйствования.
- 32.Проведение массовой приватизации: ее значение и результаты.
- 33.Экономические преобразования в сфере аграрных отношений.