logo
история экономики

13. Особенности экономического развития на рубеже х1х-хх вв. В сша, Англии, Франции, Японии, Германии, России.

Превращение США в первую индустриальную страну

В конце XIX — начале XX вв. база быстрого индустриального роста США (обеспечение полной свободы экономической деятельности в результате Гражданской войны, большие сырьевые ресурсы, отсутствие морально изношенного оборудования и пр.) была дополнена огромным притоком рабочей силы. Аграрное перенаселение, войны, еврейские погромы — все это вызывало усиленный приток иммигрантов из Европы. В Америку на рубеже веков переселились миллионы людей не только самых бедных, но и самых энергичных, настойчивых, волевых, не боящихся никакого труда. За XIX в. население Европы выросло в два с небольшим раза, а США — в 14 раз.

Защита американской промышленности от конкуренции импортных товаров высокими таможенными тарифами (в конце XIX в. средний их уровень достигал 75% стоимости ввоза) сочеталась с полной свободой импорта иностранного капитала, который составил значительную часть американских промышленных инвестиций.

Перед Первой мировой войной 2/3 валового национального продукта США принадлежали промышленности и строительству (в основном железнодорожному). К XX в. уже были построены четыре трансконтинентальные железнодорожные линии. Сдвиги в самой структуре промышленного производства прежде всего проявились в более высоких темпах развития тяжелой промышленности. В начале XX в. в Америке — впервые в истории мирового экономического развития — было достигнуто превышение удельного веса тяжелой промышленности в общей про­мышленной продукции (другие страны достигли этого только перед Второй мировой войной). Но и структура тяжелой промышленности изменилась довольно серьезно — появились и стали быстро развиваться вызванные к жизни научно-техническим прогрессом новые отрасли — нефтяная, автомобильная, алюминиевая, резиновая, электротехническая и пр. Особую роль играли две первые. С распространением электричества осветительная функция керосина очень существенно сократилась, однако спрос на нефтепродукты возрастал: растущие потребности в бензине с лихвой компенсировали упадок производства керосина. Причина состояла в быстром росте автомобилестроения: в 1902 г., когда на американских дорогах ходило только 23 тыс. автомобилей, продажа бензина составила всего около 6 млн. баррелей (1 баррель — 0,11 т.), а в 1912 г., когда американский автопарк превысил 1 млн. машин, спрос на бензин составил 20,3 млн. баррелей; еще через 2 года бензина в стране было продано больше, чем керосина. Автомобиль, как никакое другое техническое устройство, изменил не только жизнь американского населения, сделав его исключительно мобильным, но и решающим образом повлиял на структуру промышленности, закрепив за нефтепереработкой (инфраструктурой автопарка) ведущее место (независимо от того, где добывается и откуда поступает сырая нефть).

Перед Первой мировой войной мощность американских электростанций составляла более 5 млн. кВт, а английских, немецких и французских вместе взятых — около 3 млн. кВт. На каждого американского рабочего в это время приходилось в 4,5 раза больше механической энергии, чем на одного английского рабочего.

Развитие массового серийного производства в американской промышленности привело к появлению современных методов рациональной организации производства, прежде всего — поточногометода — производство движется от сырьядо готового изделия, нигде не поворачивая назад. При этом особую роль играет сборка узлов и агрегатов на конвейере(первое применение конвейера на автозаводе Форда в 1913 г-, дало поразительные результаты: сборка магнето автомобильного мотора заняла всего 5 минут вместо 20).

Монополизация экономики в США приобрела наиболее законченные формы. Но здесь сильнее всего проявились и антимонопольные тенденции, поскольку объединения явно грозили сковать мелких и средних предпринимателей, заморозив хозяйственную жизнь в стране (некоторым экономистам того времени казалось, что мелкий и средний бизнес уже обречен на гибель). По принятому Конгрессом США закону (1890 г.), всякое объединение в форме треста или иной форме, направленное на ограничение производства и торговли, объявлялось незаконным, Монополии, естественно, оказывали бешеное сопротивление, нередко судебным преследованиям вместо трестов подвергались рабочие объединения — профсоюзы. Тем не менее ряд особо крупных монополий, в том числе «Стандарт Ойл» вынужден был разделиться на несколько более мелких объединений.

Германия. Факторы экономического взлета

Важнейшим фактором хозяйственного подъема явилось завершение государственного объединения всей страны путем образования Германской империи под эгидой Пруссии. Вместо феодально-раздроблен ной страны возникла великая держава с более чем 40-миллионным населением. Этому предшествовала победа во франко-прусской войне 1870 г. и последующее ограбление Франции: аннексия Эльзаса и Лотарингии — большого же­лезорудного бассейна, а также контрибуция в 5 млрд. фр. Соединение железной руды Эльзаса и Лотарингии с углем Рейнской области позволило создать мощную топливно-металлургическую базу германской промышленности, а французские миллиарды стали важным источником инвестиций в промышленность. Новые предприятия стали расти, как грибы: в 1871 — 1873 гг. создано 328 новых акционерных обществ с общим капиталом более 2,7 млрд. марок. Германские промышленные предприятия 70-х гг. возникали на базе новейшей техникитоговремени. Немецкая инженерия уступала только американской.

Немалую роль играли государственные заказы на вооружение. К росту тяжелой промышленности вело и интенсивное железнодорожное строительство (протяженность железнодорожной сети за 1870—1910 гг. увеличилась более чем в 33 раза).

В последней трети XIX в. промышленность стала играть основную роль в экономической системе страны. В начале XX в. там было занято уже 43% населения против 29%, занятых в сельском хозяйстве. В 60—70-х гг. Германия обогнала по производству промышленной продукции Францию, а в начале XX в. позади осталась и Англия. Технический уровень немецкой, относительно новой промышленности, был выше английской, старой. Немецкая индустрия почти не знала проблемы технического перевооружения — сразу создавалась на новейшей по тому времени технической базе — электромотора, дизеля, паровой турбины, электропередачи на расстояние, томасовского метода сталеварения (вместо английского пудлингования), производства азота из воздуха и т.д. Германские фирмы накануне Первой мировой войны стали основными поставщиками динамо-машин, трамваев, электроламп и других электротоваров, а также анилиновых красок в Европе.

Значительно медленнее, чем тяжелая индустрия, развивалась легкая и пищевая промышленность. В этих отраслях Германия отставала не только от США и Англии, но по некоторым видам продукции и от Франции, — в основном в силу меньшего платежеспособного спроса на внутреннем рынке (в отличие от Франции, Германию туристы посещали мало).

Англия: факторы промышленного отставания

Если в 1870 г. Англия производила примерно половину трех главных на тогдашнем мировом рынка видов промышленной продукции — угля, чугуна и хлопчатобумажных тканей, то в 1913 г. она давала только 22% мировой угледобычи, выплавляла 13% мирового чугуна, потребляла 23% мирового хлопка. Здесь сказалась устаревшая — физически и морально — производственная база английской индустрии. Внедрение новой техники — дело исключительно сложное и дорогостоящее — и проблема дальнейшего экономического развития Англии приобрела характер выбора: вкладывать капитал в стране или вывозить его в колонии, где стоимость рабочей силы ниже, следовательно, прибыли выше. Английские капиталисты пошли по второму пути: вывоз капиталов возрастал, а темпы роста английской промышленности все более снижались. К тому же доставка из заморских стран промышленного сырья — руд цветных металлов, каучука, нефти и т.д. также вела к оттоку капитала из страны. И мировая торговая политика изменилась: все больше стран стало отхо­дить от политики свободной торговли и возвращалось к протекционизму, охраняя свою промышленность от конкуренции английских товаров.

Структурные изменения в английской промышленности происходили очень медленно. Наиболее высокими темпами развивались новые для Англии отрасли тяжелой промышленности — сталелитейная, электротехническая, химическая, обгоняя традиционные производства. Например, за 1870—1913 гг. производство чугуна возросло в 1,7 раз, в то время как выплавка стали в 38 (но в США и Германии выплавка стали уже сравнялась с чугуном, а в Англии это производство еще значительно уступало). Перед Первой мировой войной суммарная мощность электростанций в Англии составляла примерно 900 тыс. кВт. — в 2,5 раза меньше, чем в Германии и почти в 10 раз меньше, чем в США. Единственной традиционной отраслью тяжелой промышленности, которая и перевооружалась, и показывала устойчивые темпы роста, являлось судостроение.

Экономическое отставание Франции

Для Франции на рубеже XIX и XX вв. германские и американские темпы промышленного развития были недостижимыми — сказывалась узость сырьевой базы. В 1913 г. Франция добывала лишь 2/3 необходимого ей угля, а дорогой импортный уголь вел к повышению стоимости французских фабрикатов и, соответственно, снижению их конкурентоспособности. Низкий промышленный потенциал определялся также устаревшей технологической сферой. Здесь повторилась в основных чертах английская история: физически и морально изношенное оборудование, вошедшее в строй в 50—60 гг., требовало замены, а для этого требовались соответствующие инвестиции, а они не были сделаны. Здесь сыграли роль, во-первых, экономический ущерб, нанесенный национальной катастрофой — поражением Франции в войне с Пруссией 1870т. (общая сумма составила 16 млрд. франков, в том числе 5 млрд. контрибуции). Очень тяжело отразилась на состоянии французской экономики аннексия Германией весьма развитых экономических областей — Эльзаса и особенно Лотарингии с ее крупными запасами железной руды. Лотарингский бассейн стал железорудной базой германской металлургии, а Франция стала ввозить железную руду или готовый металл. Таким образом, война с Пруссией заметно затормозила развитие французской тяжелой промышленности.

Во-вторых, как отмечалось выше, французская буржуазия явно отдавала предпочтение банковской деятельности перед промышленной. В конце XIX — начале XX вв. ростовщические черты французского капитализма проступили еще более резко. Займы иностранным государствам давали французским банкирам гарантированный доход, не связанный с промышленным риском, отвлекая в то же время огромные средства от отечественной индустрии. Характерно, что после войны с Пруссией французский капитал озаботился прежде всего восстановлением не экономики своей страны, а своих зарубежных вложений. Для выплаты контрибуции пришлось в 1871 — 1873 гг. сократить сумму заграничных капиталов Франции с 10 до 7 млрд. франков. Но уже в 1875 г. заграничные вложения составили 9 млрд. франков, т.е. почти достигли довоенного уровня. Ростовщическая политика французских капиталистов имела мощную опору в лице сугубо рациональной ментальности французов, предпочитающих гарантированный, пусть небольшой, доход, но без экономического риска.

За 1870—1913 гг. объем американской промышленной продукции увеличился в 13 раз, немецкой — почти в 7 раз, а французской — всего в 3 раза. К восьмидесятым годам XIX в. Франция передвинулась со второго места в мировом промышленном производстве на четвертое — после США, Англии и Германии, потеряв свое былое индустриальное значение. В конце XIX — начале XX вв. по сути не удалось преодолеть аграрно-индустриальную структуру французской экономики. Из 16 млн. человек самодеятельного населения в промышленности было занято всего около 2 млн., в сельском хозяйстве — более 5 млн., торговле — более 4 млн. человек. Сельскохозяйственная продукция по стоимости превышала промышленную. Отсталой была и структура самой промышленности, где по-прежнему значительное место занимало производство изысканных средств потребления. На мировом рынке наиболее ходовыми видами французской промышленной продукции оставались предметы роскоши, производство которых не требовало ни огромных инвестиций, ни новой техники, ни экономического риска. Некоторый скачок, сделанный французской тяжелой промышленностью в начале XX в., связан с подготовкой военного реванша. Однако накануне Первой мировой войны по выплавке стали — главного военного металла — Франция уступала Германии в 4 раза, а США — почти в 7 раз. На рубеже XIX—XX вв. в энергетической базе французской промышленности по-прежнему превалировал пар. По суммарной мощности электростанций сорокамиллионная Франция незначительно превосходила небольшую Швецию.

В конце XIX в. вступила в период хронического кризиса ведущая отрасль французской экономики — сельское хозяйство. Имея редкую для того времени возможность полностью удовлетворять свои потребности в хлебе, Франция по урожайности сельскохозяйственных культур занимала всего 11-е место в Европе. Превосходя по посевным площадям Германию на 280 тыс. га> Франция собрала в 1913 г. зерновых на 25 млн. квинталов меньше. По количеству скота на 1 га земли Франция уступала Германии, Англии, Дании, Бельгии и другим странам. Слабая производительность земледелия в конечном счете упиралась в господство мелкокрестьянского производства, созданного революцией в конце XVIII в. Владелец крохотной парцеллы не мог применять сельскохозяйственные машины и искусственные удобрения. Французские сельхозпродукты не выдерживали конкуренции на внешних рыках с дешевыми американскими, канадскими, аргентинскими продовольственными товарами. Низкий уровень развития сельского хозяйства во многом обусловливал и узость внутреннего рынка: нищее французское крестьянство вынуждено было обходиться без многих промышленных товаров.

Модернизация Японии

Капиталистическая перестройка японской экономики произошла в 60-х гг. XIX в. после гражданской войны (революция Мейдзи), в результате которой создано новое государственное устройство буржуазно-помещичьего типа, сродни Германской империи: всенародно избираемая законодательная власть при гос­подстве императора и феодалов в исполнительно-административной сфере (за отказ от своих феодальных прав князья и самураи получили денежную компенсацию и монополию на занятие высших офицерских и чиновничьих должностей).

Этот строй, просуществовавший в Японии вплоть до окончания Второй мировой войны, сумел буквально за несколько десятилетий превратить полуколониальное раздробленное государство в мощную индустриально-аграрную державу, претендующую на гегемонию в Юго-Восточной Азии. Единственным средством для этого могла быть только вестернизация экономики, в первую очередь, создание современной фабрично-заводской промышленности. Основным инвестором явилось государство, а главное внимание уделялось строительству крупных металлургических и машиностроительных заводов в целях модернизации армии и флота. Технику и кадры для модернизации обеспечивал импорт машин и специалистов, а также обучение молодых людей из самураев на Западе.

Построенные предприятия государство передавало в аренду или продавало в кредит наиболее близким к правящим кругам предпринимателям, установив контроль над стратегически важными отраслями. Для создания предприятий широко применялись правительственные субсидии, налоговые льготы. Японско­му государству удалось, таким образом, создать особо лояльную отечественную буржуазию и консолидировать буржуазно-феодальный блок вокруг императорского трона.

Темпы роста, показанные японской промышленностью в конце XIX — начале XX вв., превосходили все, что было известно до этого. Несколько параметров: за первое десятилетие XX в. суммарная мощность первичных двигателей возросла в 10 раз, угледобыча — в 20, производство меди — в 13, тоннаж спущенных на воду судов — в 13 раз (таких темпов до этого мир не знал). Ни одна страна из числа отставших от наиболее развитых экономически государств Запада и вынужденных их догонять, не сумела провести вестернизацию так эффективно, как Япония.

Капиталистическая перестройка в России

После поражения в Крымской войне (1853-1855), в России произошла перестройканародного хозяйства на капиталистический лад. Она началась с отмены крепостного права (февраль 1861 г. отрывшего целую систему преобразований в правовой, военной (всеобщая воинская повинность), управленческой, судебной и других областях. Реформы, однако, не были завершены: страна не получила парламентарный строй, а крестьянство — землю (в начале XX в. 30 тыс. помещиков имели столько же земли, сколько 10 млн. крестьянских дворов). Россия, завершившая после реформы промышленный переворот, показала довольно высокие темпы индустриального развития: за 1860—1913 гг. производство промышленной продукции выросло в 12,5 раза (в Германии — в 7, во Франции — в 3 раза). Но, принимая во внимание размеры страны, этот подъем не мог иметь решающее значение для преодоления отставания. 150-миллионная Россия производила в абсолютном (не говоря уже о душевом) измерении меньше стали, угля, электроэнергии, чем 40-миллионная Франция. Первая в мире по территории и третья по населению страна занимала лишь пятое место в мире по промышленному развитию.

Технико- и социально-экономическая отсталость страны не могла быть преодолена мирными средствами: самодержавие и феодальное дворянство упорно не хотели уходить со сцены, ища спасение во внешних авантюрах. В стране не сложился свободный капитал: буржуазия, крепко привязанная к царизму выгодными военными заказами, таможенным протекционизмом, ограждавшим ее от иностранной конкуренции, а также поли­цейским режимом, обеспечивающим дешевый труд (зарабатывая в год в среднем 246 руб., рабочий приносил 252 руб. прибыли), не представляла собой силу, способную самостоятельно управлять страной, хотя такая возможность представилась дважды — во время революции 1905 г., последовавшей за поражением в русско-японской войне, и Февральской революции 1917 г., последовавшей за поражением в войне с Германией. В условиях совещательно-парламентской монархии, утвердившейся в России после 1905 г., наиболее дальновидная часть правящей элиты попыталась провести аграрную реформу с целью увеличить крестьянский земельный надел, сохранив земельную собствен­ность помещиков и царскую монархию. Примерно 2,5 млн. крестьян вышли из земельных общин и получили в личную собственность около 15 млн. десятин земли (реформой воспользовались 26% общинных дворов, личной собственностью стало 14% надельной крестьянской земли). 1,5 млн. крестьян получили землю в азиатской России, главным образом в Сибири. Через позе­мельный банк часть зажиточного крестьянства сумела прикупить определённое количество помещичьей земли. Всё это не могло не ослабить аграрное перенаселение в европейской России, но для полного аграрного обустройства требовалось 25—30 мирных лет. Этих мирных лет и не дали — царизм, в расчете сбить социальное напряжение в стране, втянул ее в войну с Германией. Аграрная реформа показала, что оптимальное решение социально-экономических проблем России при сохранении царизма и дворянского землевладения не более реальны, чем «жареный лед».