Структура, содержание, значение действующего Федерального закона «Об аудиторской деятельности»
В отличие от действующего Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Федеральным законом обеспечивается прекращение признанных потенциально избыточными функций регулирования аудиторской деятельности. Среди таких функций, в частности, разработка проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, занятых аудиторской деятельностью вне финансового рынка, организация и проведение квалификационного экзамена аудиторов, организация обучения аудиторов по программам повышения квалификации и другие.
Вводится единый квалификационный аттестат аудитора, который дает право аудиторам проводить аудит в любых отраслях экономики, то есть снимает дополнительные ограничения.
Разделены понятия аудита и аудиторской деятельности: аудиторская деятельность включает в себя аудит и сопутствующие аудиту услуги.
Устанавливаются дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям (в частности, требования к стажу работы в аудиторской организации, к наличию безупречной деловой репутации, к уставному капиталу, к составу исполнительных органов аудиторских организаций), призванные обеспечить повышение качества аудиторских услуг и независимость аудиторов и аудиторских организаций.
Сохранен порядок осуществления обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций - участников финансового рынка, то есть организаций, имеющих особое общественное значение (привлечение денежных средств населения и других хозяйствующих субъектов). При этом устанавливается исчерпывающий перечень таких организаций - это организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов.
Предусматриваются снижение требования к численности аудиторов в аудиторской организации и допуск индивидуальных аудиторов к проведению обязательного аудита (за некоторыми исключениями). Это как мера поддержки малого бизнеса в аудите.
В области аудиторской деятельности действуют единые для всей отрасли стандарты, которые разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита.
В Федеральном законе впервые дается определение кодекса профессиональной этики аудиторов.
Принципиально изменяется характер полномочий и деятельности Совета по аудиторской деятельности, который, по сути, станет органом общественного надзора за развитием аудиторской деятельности и профессии, что имеет особое значение в связи с публичным характером этого вида деятельности. Определены цель и порядок обеспечения деятельности Совета, его функции, порядок формирования, механизм обеспечения независимости и другое.
Изменяется порядок проведения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. Он будет осуществляться и профессиональным сообществом, и независимо от него (в отношении аудиторских организаций, работающих на финансовом рынке).
Детально урегулированы отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса СРО аудиторов, их деятельностью, осуществлением взаимодействия этих организаций и их членов, потребителей произведенных ими услуг.
Одним из существенных требований к СРО аудиторов является обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов.
Функции по государственному регулированию аудиторской деятельности будут осуществляться уполномоченным федеральным органом. К их числу отнесены: выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности, нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности (включая утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности), ведение государственного реестра СРО аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации.
Для повышения качества аудиторских услуг предусматривается введение единого квалификационного аттестата аудитора, который, подтверждая соответствующую квалификацию, будет давать аудиторам право проводить аудит в любых отраслях экономики.
Квалификационный экзамен, по существу, обеспечит единый подход к установлению профессионального уровня аудиторов. В условиях множественности СРО аудиторов данный механизм гарантирует равные права и возможности для всех лиц, желающих заниматься аудиторским делом.
Проведение квалификационного экзамена возлагается на единую аттестационную комиссию, которая создается совместно всеми СРО аудиторов, ими же утверждаются учредительные документы аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости, прозрачности, самофинансирования.
Устанавливаются конкретные меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций и аудиторов, которые могут быть применены к ним СРО аудиторов и уполномоченным федеральным органом.
- Тема 1. Принципы финансовой деятельности государства
- Финансовая система Российской Федерации. Основные институты и их правовое регулирование.
- Понятие «Финансовое право» и его источники
- Методы осуществления финансовой деятельности
- Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность
- Принципы финансового права
- Структура и виды финансово – правовых норм
- Тема 2. Финансовый государственный контроль. Финансовый мониторинг. Аудит
- Система финансового контроля в рф. Понятие и виды финансового контроля
- Организация, компетенция и деятельность Счетной палаты Российской Федерации
- Организация финансового контроля со стороны Президента рф
- Организация, компетенция и деятельность Министерства Финансов Российской Федерации
- Организация, компетенция и деятельность Росфиннадзора
- Организация, компетенция и деятельность Федерального казначейства
- Организация, компетенция и деятельность Федеральной службы по финансовому мониторингу
- Организация, компетенция и деятельность Федеральной налоговой службы
- Понятие легализации доходов, полученных преступным путем в российском законодательстве
- Содержание понятия «независимость аудиторов и аудиторских организаций» соответственно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности»
- Структура, содержание, значение действующего Федерального закона «Об аудиторской деятельности»
- Понятие аудируемые лица
- Понятие «обязательный аудит» и его трактовка в российском законодательстве
- Тема 3. Основы бюджетного устройства и бюджетный процесс
- Определение понятия бюджет в соответствии с российским законодательством
- Структура, содержание, значение Бюджетного кодекса Российской Федерации
- Принципы бюджетного устройства и бюджетной системы в соответствии с российским законодательством
- Структура бюджетной системы рф. Доходы и расходы бюджетной системы рф, правовые основы
- Классификация доходов бюджета в соответствии с бюджетным правом Российской Федерации
- Классификация расходов бюджета в соответствии с бюджетным правом Российской Федерации
- Структура бюджетного процесса в рф
- Глава 21 бк рф содержит основы рассмотрения и утверждения бюджетов. В законе о бюджете должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами (пункт 2 статья 184.1 бк рф).
- Понятия «дотация», «субвенция», «субсидия» и «бюджетная ссуда» в соответствии с бюджетным правом Российской Федерации
- Тема 4. Правовое регулирование государственных доходов и расходов
- Понятие государственных и муниципальных доходов
- Налоговый кодекс
- Способы аккумуляции денежных средств необходимых для финансирования функций государства
- Классификация расходов бюджета в соответствии с бюджетным правом Российской Федерации
- Понятия субъект, объект и предмет налогообложения в российском налоговом праве и в науке финансового права
- Определение понятия «налог» в современном налоговом праве России и в науке финансового права
- Группы государственных доходов, в соответствии с бюджетным правом и налоговым правом Российской Федерации
- Структура, содержание и значение первой части Налогового кодекса Российской Федерации
- Нарушения налогового законодательства и ответственность за данные противоправные деяния, в соответствии с современным российским законодательством
- Преобразования системы контроля за сбором налогов в рф в период 1991-2007 гг. (Органы, осуществляющие налоговый контроль. Права, обязанности налоговых органов и их должностных лиц)
- Понятие «государственная пошлина»
- Способы классификации налогов и сборов в российском налоговом праве
- Правовой механизм налога и его элементы
- Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов
- Правовой статус налоговых агентов
- Правовой статус и структура налоговых органов
- Органы внутренних дел в системе органов налогового контроля
- Правовые основы налогового контроля в российском налоговом праве
- Налог как правовая категория: понятия, признаки и сущность
- Структура налоговой системы рф
- Тема 5. Правовое регулирование обязательного государственного страхования за счет средств бюджета
- Правовое регулирование страхового дела в рф
- Специфические особенности страхования за счет средств бюджета
- Тема 6. Правовой режим государственных внебюджетных целевых фондов социального назначения
- Понятие и классификация целевых государственных и местных внебюджетных фондов
- Организация, компетенция и деятельность пенсионного фонда рф
- Организация, компетенция и деятельность фонда социального страхования
- Организация, компетенция и деятельность фондов обязательного медицинского страхования
- Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов
- Глава 3. Фз о страховых взносах в пенсионный фонд
- Права и обязанности плательщиков страховых взносов и органов контроля за уплатой страховых взносов
- Глава 4. Права и обязанности плательщиков страховых взносов и органов
- Меры контроля за уплатой страховых взносов
- Глава 5. Контроль за уплатой страховых взносов
- Виды нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и ответственность за их совершение
- Глава 6. Нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и ответственность за их совершение
- Тема 7. Государственный кредит и государственный долг
- Понятие реструктуризация государственного долга в соответствии с бюджетным правом рф
- Понятия государственный кредит и государственный долг в российском законодательстве
- Необходимые условия и методы управления государственным долгом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
- Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:
- Государственный и муниципальный кредит как финансово – правовой инструмент
- Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и структура
- Правовое управление государственным и муниципальным долгом
- Тема 8. Правовое регулирование и государственный контроль банковской деятельности
- Компетенция, полномочия и деятельность Центрального Банка Российской Федерации
- Понятие «банковская тайна» и его трактовка в соответствии с российским законодательством
- Организация, функции и компетенция Национального банковского Совета в соответствии с российским законодательством
- Правовое положение кредитных организаций
- Тема 9. Правовые аспекты денежного обращения
- Денежная система Российской Федерации и ее правовое регулирование российскими законами
- Договор банковского счета
- Понятие деноминации, правовой аспект
- Понятие денежной реформы, правовой аспект
- Тема 10. Регулирование правоотношений по поводу функционирования иностранной валюты
- Понятие «иностранная валюта» и «валютные ценности» в соответствии с Федеральным Законом «о валютном регулировании и валютном контроле»
- Валютный контроль и валютное регулирование в соответствии с действующим российским законодательством
- Организация валютного контроля в соответствии с российским законодательством Глава 4. Валютный контроль