Правовой статус и структура налоговых органов
Структура системы налоговых органов
По иерархии управления система налоговых органов подразделяется на три уровня:
1) федеральный уровень - ИФНС;
2) региональный уровень - управления ИФНС по субъектам Федерации и межрегиональные инспекции ИФНС России;
3) местный уровень - инспекции ИФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также межрайонные инспекции ИФНС России.
Функции налоговых органов - федерального, региональных и местных - несколько отличаются друг от друга. Так, перечень функциональных обязанностей территориальных органов ИФНС охватывает:
* осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах м других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;
* обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и других платежей в бюджет;
* обеспечение правильности начисления платежей гражданами, а также поступления этих платежей в соответствующий бюджет;
* контроль своевременности представления плательщиками документов, связанных с исчислением н уплатой налогов и сборов;
* проверку достоверности бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов в части правильного определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога;
* передачу правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
* предъявление в суд и арбитражный суд исков.
Центральный аппарат ИФНС и его управления по субъектам Федерации выполняют наряду с общими для всех звеньев (учет налогоплательщиков, контроль за соблюдением налогового законодательства, применение мер налоговой ответственности) следующие функции:
* координацию и контроль над деятельностью нижестоящих управлений и инспекций;
* аналитическую и статистическую обработку материалов;
* участие в подготовке проектов законодательных актов;
* сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями.
Персонал налоговых органов состоит из должностных лиц (начальники органов и инспекторы), оперативного состава (юристы, бухгалтеры и др.) и вспомогательного состава (секретари, водители и др.). Основное должностное лицо - налоговый инспектор, на которого возложено выполнение контрольной работы.
Законодательством введена новая норма, призванная повысить уровень правовой культуры должностных лиц налоговых органов. Согласно ст. 33 Кодекса, эти лица обязаны:
* действовать в строгом соответствии с действующим законодательством;
* реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
* корректно и внимательно относиться к участникам налоговых правоотношении, не унижать их честь и достоинство.
1.2 Особенности правового статуса и обязанности налоговых органов
Права налоговых органов выражаются в различных группах полномочий. К этим группам полномочий относятся следующие:
* постановка налогоплательщиков на учет;
* контроль за выполнением налогового законодательства;
* применение мер, направленных на пресечение нарушений налогового законодательства, а также мер ответственности к его нарушителям;
* применение мер восстановительного характера (например, право взыскивать недоимки и пени по налогам);
* контроль в сфере наличного денежного обращения, в том числе валюты.
С 1 января 1999 г., определяя права налоговых органов, налоговое законодательство значительно расширило их перечень. В настоящее время налоговые органы имеют право:
* взыскивать задолженность по налогам зависимых (дочерних) обществ с соответствующих основных (головных) обществ, и наоборот;
* проверять соответствие цен рыночным по всем внешнеторговым сделкам;
* контролировать правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами и по бартерным операциям при значительном колебании цен (более 20%), применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам;
* контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
* приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков на любой срок в случае неисполнения обязанности по уплате налога, а также в случае отказа в представлении пли непредставлении в течение двух недель налоговой декларации;
* определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам (расчет по аналогии), в частности в случае непредставления в течение более двух месяцев необходимых документов налоговому органу.
Подробная регламентация полномочий налоговых органов призвана повысить эффективность их деятельности, предоставить в их распоряжение надежный правовой механизм осуществления налогового контроля. Поэтому в дополнение к указанным выше правам налоговые органы могут (ст. 31 Кодекса):
* требовать по установленным формам документы, служащие основанием для налогового производства;
* проводить налоговые проверки в установленном порядке;
* изымать документы по акту при проведении проверок (при достаточных на то основаниях;
* вызывать в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений;
* приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц;
* осматривать (обследовать) любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
* на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам (расчет по аналогии) расчетным путем определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет;
* требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений налогового законодательства, осуществлять контроль за выполнением этих требований;
* взыскивать в установленном порядке недоимки и пени по налогам;
* предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате;
* требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов;
* привлекать для налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
* вызывать в качестве свидетелей обязанных лиц;
* заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на право осуществления тех или иных видов деятельности;
* предъявлять в суды иски следующего характера: взыскания налоговых санкций, признания недействительной государственной регистрации лица, ликвидации организации, признания сделок недействительными, взыскания в доход государства имущества, досрочного расторжения договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите.
Обязанности налоговых органов определены ст. 32 Кодекса. Налоговые органы должны соблюдать налоговое законодательство и осуществлять контроль за его соблюдением; вести учет налогоплательщиков и проводить с ними разъяснительную работу; бесплатно предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения; осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов. Одной из обязанностей налоговых органов является соблюдение налоговой тайны. Установлена ответственность налоговых органов и должностных лиц за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий или бездействия. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета на общих основаниях. Суммы убытков взыскиваются в пользу потерпевшего в полном объеме, т.е. не только имущественный ущерб, но и упущенная выгода. Субъектом имущественной ответственности за причинение убытков незаконными действиями выступает только налоговая инспекция.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Принципы финансовой деятельности государства
- Финансовая система Российской Федерации. Основные институты и их правовое регулирование.
- Понятие «Финансовое право» и его источники
- Методы осуществления финансовой деятельности
- Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность
- Принципы финансового права
- Структура и виды финансово – правовых норм
- Тема 2. Финансовый государственный контроль. Финансовый мониторинг. Аудит
- Система финансового контроля в рф. Понятие и виды финансового контроля
- Организация, компетенция и деятельность Счетной палаты Российской Федерации
- Организация финансового контроля со стороны Президента рф
- Организация, компетенция и деятельность Министерства Финансов Российской Федерации
- Организация, компетенция и деятельность Росфиннадзора
- Организация, компетенция и деятельность Федерального казначейства
- Организация, компетенция и деятельность Федеральной службы по финансовому мониторингу
- Организация, компетенция и деятельность Федеральной налоговой службы
- Понятие легализации доходов, полученных преступным путем в российском законодательстве
- Содержание понятия «независимость аудиторов и аудиторских организаций» соответственно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности»
- Структура, содержание, значение действующего Федерального закона «Об аудиторской деятельности»
- Понятие аудируемые лица
- Понятие «обязательный аудит» и его трактовка в российском законодательстве
- Тема 3. Основы бюджетного устройства и бюджетный процесс
- Определение понятия бюджет в соответствии с российским законодательством
- Структура, содержание, значение Бюджетного кодекса Российской Федерации
- Принципы бюджетного устройства и бюджетной системы в соответствии с российским законодательством
- Структура бюджетной системы рф. Доходы и расходы бюджетной системы рф, правовые основы
- Классификация доходов бюджета в соответствии с бюджетным правом Российской Федерации
- Классификация расходов бюджета в соответствии с бюджетным правом Российской Федерации
- Структура бюджетного процесса в рф
- Глава 21 бк рф содержит основы рассмотрения и утверждения бюджетов. В законе о бюджете должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами (пункт 2 статья 184.1 бк рф).
- Понятия «дотация», «субвенция», «субсидия» и «бюджетная ссуда» в соответствии с бюджетным правом Российской Федерации
- Тема 4. Правовое регулирование государственных доходов и расходов
- Понятие государственных и муниципальных доходов
- Налоговый кодекс
- Способы аккумуляции денежных средств необходимых для финансирования функций государства
- Классификация расходов бюджета в соответствии с бюджетным правом Российской Федерации
- Понятия субъект, объект и предмет налогообложения в российском налоговом праве и в науке финансового права
- Определение понятия «налог» в современном налоговом праве России и в науке финансового права
- Группы государственных доходов, в соответствии с бюджетным правом и налоговым правом Российской Федерации
- Структура, содержание и значение первой части Налогового кодекса Российской Федерации
- Нарушения налогового законодательства и ответственность за данные противоправные деяния, в соответствии с современным российским законодательством
- Преобразования системы контроля за сбором налогов в рф в период 1991-2007 гг. (Органы, осуществляющие налоговый контроль. Права, обязанности налоговых органов и их должностных лиц)
- Понятие «государственная пошлина»
- Способы классификации налогов и сборов в российском налоговом праве
- Правовой механизм налога и его элементы
- Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов
- Правовой статус налоговых агентов
- Правовой статус и структура налоговых органов
- Органы внутренних дел в системе органов налогового контроля
- Правовые основы налогового контроля в российском налоговом праве
- Налог как правовая категория: понятия, признаки и сущность
- Структура налоговой системы рф
- Тема 5. Правовое регулирование обязательного государственного страхования за счет средств бюджета
- Правовое регулирование страхового дела в рф
- Специфические особенности страхования за счет средств бюджета
- Тема 6. Правовой режим государственных внебюджетных целевых фондов социального назначения
- Понятие и классификация целевых государственных и местных внебюджетных фондов
- Организация, компетенция и деятельность пенсионного фонда рф
- Организация, компетенция и деятельность фонда социального страхования
- Организация, компетенция и деятельность фондов обязательного медицинского страхования
- Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов
- Глава 3. Фз о страховых взносах в пенсионный фонд
- Права и обязанности плательщиков страховых взносов и органов контроля за уплатой страховых взносов
- Глава 4. Права и обязанности плательщиков страховых взносов и органов
- Меры контроля за уплатой страховых взносов
- Глава 5. Контроль за уплатой страховых взносов
- Виды нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и ответственность за их совершение
- Глава 6. Нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и ответственность за их совершение
- Тема 7. Государственный кредит и государственный долг
- Понятие реструктуризация государственного долга в соответствии с бюджетным правом рф
- Понятия государственный кредит и государственный долг в российском законодательстве
- Необходимые условия и методы управления государственным долгом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
- Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:
- Государственный и муниципальный кредит как финансово – правовой инструмент
- Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и структура
- Правовое управление государственным и муниципальным долгом
- Тема 8. Правовое регулирование и государственный контроль банковской деятельности
- Компетенция, полномочия и деятельность Центрального Банка Российской Федерации
- Понятие «банковская тайна» и его трактовка в соответствии с российским законодательством
- Организация, функции и компетенция Национального банковского Совета в соответствии с российским законодательством
- Правовое положение кредитных организаций
- Тема 9. Правовые аспекты денежного обращения
- Денежная система Российской Федерации и ее правовое регулирование российскими законами
- Договор банковского счета
- Понятие деноминации, правовой аспект
- Понятие денежной реформы, правовой аспект
- Тема 10. Регулирование правоотношений по поводу функционирования иностранной валюты
- Понятие «иностранная валюта» и «валютные ценности» в соответствии с Федеральным Законом «о валютном регулировании и валютном контроле»
- Валютный контроль и валютное регулирование в соответствии с действующим российским законодательством
- Организация валютного контроля в соответствии с российским законодательством Глава 4. Валютный контроль