logo
Voprosy_fin_pravo

Правовой статус и структура налоговых органов

Структура системы налоговых органов

По иерархии управления система налоговых органов подразделяется на три уровня:

1) федеральный уровень - ИФНС;

2) региональный уровень - управления ИФНС по субъектам Федерации и межрегиональные инспекции ИФНС России;

3) местный уровень - инспекции ИФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также межрайонные инспекции ИФНС России.

Функции налоговых органов - федерального, региональных и местных - несколько отличаются друг от друга. Так, перечень функциональных обязанностей территориальных органов ИФНС охватывает:

* осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах м других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;

* обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и других платежей в бюджет;

* обеспечение правильности начисления платежей гражданами, а также поступления этих платежей в соответствующий бюджет;

* контроль своевременности представления плательщиками документов, связанных с исчислением н уплатой налогов и сборов;

* проверку достоверности бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов в части правильного определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога;

* передачу правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

* предъявление в суд и арбитражный суд исков.

Центральный аппарат ИФНС и его управления по субъектам Федерации выполняют наряду с общими для всех звеньев (учет налогоплательщиков, контроль за соблюдением налогового законодательства, применение мер налоговой ответственности) следующие функции:

* координацию и контроль над деятельностью нижестоящих управлений и инспекций;

* аналитическую и статистическую обработку материалов;

* участие в подготовке проектов законодательных актов;

* сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями.

Персонал налоговых органов состоит из должностных лиц (начальники органов и инспекторы), оперативного состава (юристы, бухгалтеры и др.) и вспомогательного состава (секретари, водители и др.). Основное должностное лицо - налоговый инспектор, на которого возложено выполнение контрольной работы.

Законодательством введена новая норма, призванная повысить уровень правовой культуры должностных лиц налоговых органов. Согласно ст. 33 Кодекса, эти лица обязаны:

* действовать в строгом соответствии с действующим законодательством;

* реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

* корректно и внимательно относиться к участникам налоговых правоотношении, не унижать их честь и достоинство.

1.2 Особенности правового статуса и обязанности налоговых органов

Права налоговых органов выражаются в различных группах полномочий. К этим группам полномочий относятся следующие:

* постановка налогоплательщиков на учет;

* контроль за выполнением налогового законодательства;

* применение мер, направленных на пресечение нарушений налогового законодательства, а также мер ответственности к его нарушителям;

* применение мер восстановительного характера (например, право взыскивать недоимки и пени по налогам);

* контроль в сфере наличного денежного обращения, в том числе валюты.

С 1 января 1999 г., определяя права налоговых органов, налоговое законодательство значительно расширило их перечень. В настоящее время налоговые органы имеют право:

* взыскивать задолженность по налогам зависимых (дочерних) обществ с соответствующих основных (головных) обществ, и наоборот;

* проверять соответствие цен рыночным по всем внешнеторговым сделкам;

* контролировать правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами и по бартерным операциям при значительном колебании цен (более 20%), применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам;

* контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

* приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков на любой срок в случае неисполнения обязанности по уплате налога, а также в случае отказа в представлении пли непредставлении в течение двух недель налоговой декларации;

* определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам (расчет по аналогии), в частности в случае непредставления в течение более двух месяцев необходимых документов налоговому органу.

Подробная регламентация полномочий налоговых органов призвана повысить эффективность их деятельности, предоставить в их распоряжение надежный правовой механизм осуществления налогового контроля. Поэтому в дополнение к указанным выше правам налоговые органы могут (ст. 31 Кодекса):

* требовать по установленным формам документы, служащие основанием для налогового производства;

* проводить налоговые проверки в установленном порядке;

* изымать документы по акту при проведении проверок (при достаточных на то основаниях;

* вызывать в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений;

* приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц;

* осматривать (обследовать) любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

* на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам (расчет по аналогии) расчетным путем определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет;

* требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений налогового законодательства, осуществлять контроль за выполнением этих требований;

* взыскивать в установленном порядке недоимки и пени по налогам;

* предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате;

* требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов;

* привлекать для налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

* вызывать в качестве свидетелей обязанных лиц;

* заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на право осуществления тех или иных видов деятельности;

* предъявлять в суды иски следующего характера: взыскания налоговых санкций, признания недействительной государственной регистрации лица, ликвидации организации, признания сделок недействительными, взыскания в доход государства имущества, досрочного расторжения договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите.

Обязанности налоговых органов определены ст. 32 Кодекса. Налоговые органы должны соблюдать налоговое законодательство и осуществлять контроль за его соблюдением; вести учет налогоплательщиков и проводить с ними разъяснительную работу; бесплатно предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения; осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов. Одной из обязанностей налоговых органов является соблюдение налоговой тайны. Установлена ответственность налоговых органов и должностных лиц за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий или бездействия. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета на общих основаниях. Суммы убытков взыскиваются в пользу потерпевшего в полном объеме, т.е. не только имущественный ущерб, но и упущенная выгода. Субъектом имущественной ответственности за причинение убытков незаконными действиями выступает только налоговая инспекция.