Бюджетная система России, понятие, уровни и принципы функционирования
Главными проблемами в области государственных и муниципальных финансов являются: сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; совершенствование налоговой системы; повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности; совершенствование бюджетного федерализма; обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики и др.
“Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”. Следует обратить внимание на применение понятия “бюджет” (англ. budget - сумка) в научной литературе: монографиях, учебниках, научных статьях. Он одновременно используется для обозначения различных по своей природе определяемых объектов: “форма образования и расходования денежных средств в целях обеспечения функций органов власти”; “основной централизованный фонд денежных средств”; “финансовая смета”, “финансовый план”, “важнейший финансовый регулятор”.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, являющийся частью финансовой системы общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Элементом финансовой системы страны выступает бюджетная система.
Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетным устройством называется взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организацией и принципами ее построения.
Бюджетная система состоит из 3 уровней:
-
федеральный бюджет РФ (1)
-
бюджет субъектов РФ (89)
-
местные бюджеты (>528000)
В каждый уровень входят бюджеты государства, внебюджетных фондов различных уровней.
Федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ, муниципальный образований – составляют консервированный бюджет РФ.
Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ:
• единства;
• разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
• самостоятельности бюджетов;
• полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• сбалансированности бюджета;
• эффективности и экономности использования бюджетных средств;
• общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;
• гласности;
• достоверности бюджета;
• адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.
Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований: предварительного обсуждения проектов бюджета на открытых заседаниях парламента; обязательного опубликования утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а также отчетов об исполнении бюджетов; сообщения о ходе исполнения бюджетов в течение года.
Правительство России исходит из того, что сохранение и укрепление единого государства возможно только на основе самостоятельности федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, участия всех территорий в финансировании расходов федерального правительства через применение единых подходов к формированию доходной части федерального бюджета.
Однако анализ бюджетной работы свидетельствует о том, что принцип самостоятельности не получает достаточного практического подтверждения. Это относится и к региональным бюджетам субъектов Федерации, и к местным бюджетам.
Следующую регламентацию принципа самостоятельности предлагает ст. 31 Бюджетного кодекса. Предусматривается:
• право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
• наличие собственных источников, доходов бюджета каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
• законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством РФ;
• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
• недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по Расходам бюджетов;
• недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Обобщая содержание принципов построения бюджетной системы, получивших отражение в Бюджетном кодексе, можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных социально- экономических программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.
Федеральное законодательство предусматривает обязательность финансового обеспечения функций, выполняемых органами государственной власти и органами местного самоуправления через соответствующие бюджеты. Важный вопрос концептуальные подходы к разграничению доходов и расходов консолидированного бюджета РФ между федеральным уровнем и субъектами Российской Федерации.
Во-первых, значительная часть финансовых ресурсов аккумулируются в государственных внебюджетных фондах; значительно выросли затраты по обслуживанию государственного долга; велики расходы на оборону и содержание Правоохранительных органов и т.д. Во-вторых, объем и доля бюджетов субъектов РФ должны увеличиваться в связи с передачей им социальных и производственных объектов, ранее финансируемых из федерального бюджета (из-за перераспределения компетенции); передачей объектов социальной и производственной инфраструктуры приватизированных и акционерных предприятий, а также предприятий военно-промышленного комплекса; др. причинами. Стратегия межбюджетных отношений должна строиться в соответствии с научно обоснованными критериями бюджетного федерализма.
Объективная основа распределения доходов бюджета по уровням бюджетной системы – структура государственной и муниципальной собственности, разграничение собственности и предметов ведения – полномочий и ответственности – между органами государственной власти Федерации, субъектов Федерации, органами местного самоуправления.
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Исполнить бюджет по доходам – значит мобилизовать контингент1 налогов, сборов, других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством. Основная задача анализа исполнения доходной части бюджета – изыскание резервов доходов, т.е. увеличения контингента федеральных, территориальных и местных налогов, их собираемости.
Под налогом понимается обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый в индивидуальном порядке с компаний и физических лиц. Налоги олицетворяют императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. Первый сущностный признак налога — императивность. Императивность предполагает отношение власти и подчинения. Применительно к налогам это означает, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности — внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств применяются соответствующие санкции.
Смена собственника – второй признак налогов. Посредством налогов доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной, при этом образуется централизованный денежный фонд – бюджетный фонд. Налоги поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги - отношения не целевые. Этим налоги отличаются от сборов — денежных отношений, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. Это, например, сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образовательных учреждений, курортный сбор.
Важный отличительный признак налогов – безвозвратность и безвозмездность, иными словами, налог никогда не возвращаются плательщику налога, и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак различает налоги и пошлины (денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ).
Взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) не относятся к налогам, так как не обладают указанными выше признаками. Взносы вносятся на определенные цели, являются возвратными и при этом не поступают в бюджетный фонд.
Роль налогов (т.е. результат их практического использования) значительно шире. Прежде всего, налоги играют важную роль в перераспределении чистого национального продукта (ЧНП) между хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) и государством, в распоряжении которого концентрируется более одной трети ЧНП.
Существенна регулирующая роль налогов. Так, например, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов способствует повышению деловой активности хозяйствующих субъектов, трансформации сбережений в инвестиции, со всеми сопутствующими экономическими процессами. При повышении налоговых ставок, а следовательно, сокращении доли денежных средств, находящихся в распоряжении частного сектора, снижаются темпы экономического роста.
Известно, что для того чтобы переложить налог на потребителя, производитель включает его в цену товара. Но налог будет переложен только в результате реализации товара. Однако продажа товара по более высокой цене (с налогом) требует и более высокого качества товара. Так, налоги играют определенную роль и в повышении качества производимых товаров.
Таким образом, налоги могут способствовать ускоренному развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических территорий, или замедлять их развитие; играть антимонопольную и антиинфляционную роль; регулировать доходы отдельных групп населения; стимулировать определенную экономическую Деятельность или заставляют отказаться от нее. На территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему. Закон не предусматривает четких границ между названными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и безэквивалентности, что позволило законодателю все перечисленные платежи трактовать как налоги. Ниже под термином «налоги» мы будем подразумевать не только собственно налоги, но и сборы, и платежи.
В законодательстве реализован принцип единства налоговой политики государства, проявляющийся в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории Российской Федерации. В то же время выделены три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Российской Федерации и местный. Важно отметить, что отнесение налогов к тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной (представительной) власти в применении налогового законодательства. На практике это означает, что независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т.д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Например, предоставленные местным органам власти права распоряжаться частью федеральных налогов (НДС, налогом на прибыль, подоходным налогом с физических лиц и т.д.) не являются основанием для изменения по их усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов. Следовательно, уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетной системы: если доходы федерального бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Аналогичная картина наблюдается и при формировании доходов местных бюджетов. Кроме закрепленных за ними местных налогов они включают в себя соответствующую часть федеральных налогов и налогов субъектов РФ.
Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием Российской Федерации. При этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на налоговую льготу возлагается на налогоплательщика.
Региональные налоги (субъектов Российской Федерации: республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов федерального значения) устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ.
Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно-территориального образования. В бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:
-
налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
-
налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
-
налоги на совокупный доход;
-
налоги на имущество;
-
платежи за пользование природными ресурсами;
-
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.
Из неналоговых доходов основными являются следующие виды:
-
доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
-
доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
-
доходы от реализации государственных запасов;
-
доходы от продажи земли и нематериальных активов;
-
поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
-
административные платежи и сборы;
-
штрафные санкции, возмещение ущерба;
-
доходы от внешнеэкономической деятельности.
Налоговая система является встроенным в экономическую систему стабилизатором. Встроенный стабилизатор – это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или уменьшить его профицит) во время экономического спада и увеличить профицит государственного бюджета (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. Для добросовестных и не имеющих льгот налогоплательщиков уровень налогов чрезмерен. В то же время значительное число налогоплательщиков имеют льготы или противозаконно уклоняются от налогов, возможности наращивания доходов бюджета за счет увеличения номинального налогового бремени исчерпаны. Поэтому основной прирост доходов бюджета предполагается получить за счет значительного сокращения количества налоговых льгот и совершенствования бюджетных процедур, а также за счет повышения собираемости таможенных платежей и доходов от производства и продажи алкоголя, усиления значимости в доходах бюджета налогов с физических лиц. Основным направлением налоговой политики должно стать обеспечение приемлемых, как для государства, так и для участников рынка, фискальных условий деятельности. При этом основным приоритетом налоговой реформы становится не только увеличение доходов бюджета, но и обеспечение предпринимательской и деловой активности для оживления производства.
Важнейшее значение для стабилизации налоговой и бюджетной системы страны будет иметь пересмотр и крупномасштабная отмена налоговых льгот, в том числе по налогу на прибыль, подоходному налогу, НДС. В необходимых случаях (в частности, предприятиям обществ инвалидов) отмена льгот может быть компенсирована прямыми ассигнованиями из бюджета. Необходимо придать налоговому законодательству большую четкость и «прозрачность», не оставляющую места для неоднозначного толкования налоговых норм. В этих целях для улучшения собираемости налогов и предотвращения уклонения от налогообложения должны быть осуществлены меры по рационализации и упрощению бухгалтерского учета, определению экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость продукции.
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции закладываются три основных блока задач: сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета; определить наиболее приемлемые для национальных и региональных условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот; создать полноценный информационно-аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.
Первая группа задач реализуется уже сейчас. Одним из важнейших и сложнейших направлений совершенствования управления бюджетными ресурсами является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета. Основу задач, формируемых по территориям России федеральных казначейских учреждений, составляют функции по разассигнованию средств, предназначенных для учреждений, расположенных на соответствующей территории и финансируемых за счет средств федерального бюджета; по организации и контролю за целевым и эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов.
Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством экономическую основу регионов составляет их собственность, например, экономическую базу местного самоуправления составляют её природные ресурсы: земля, недра и т.д. Следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства. Важный признак классификации расходов бюджета – предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:
-
Расходы по обслуживанию государственного долга;
-
Финансирование промышленного производства;
-
Финансирование обороны;
-
Содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
-
Финансирование социально-культурных мероприятий;
-
Финансирование науки;
-
Расходы по внешнеэкономической деятельности;
-
Создание резервных фондов;
-
Прочие расходы и выплаты.
Здесь видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти. Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.
Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.
-
Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля использования бюджетных ассигнований.
Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку. Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.
Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.
Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.
Исполнить бюджет по расходам – значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью. При анализе исполнения расходной части бюджета подводятся итоги исполнения бюджета в целом; по видам расходов; по нижестоящим бюджетам; по отдельным разделам, видам бюджетных учреждений, статьям затрат. Выясняются возможности более экономного использования ассигнований; проверяется целевой характер расходования бюджетных средств; оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах.
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.
Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:
-
получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
-
целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
-
предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
-
безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.
Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы России. В наибольшей степени это относится к ее центральному звену — бюджету. «Из недр» бюджета появились внебюджетные фонды, среди них ведущее место заняли социальные фонды. Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев системы финансов: с их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов — четкое закрепление за ними доходных источников и, чаще всего, строго целевое использование их средств.
История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. Специальные фонды или счета появились задолго до возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными: одни открывались, другие аннулировались. Поскольку они не утверждались парламентом, правительство могло использовать такие средства бесконтрольно. Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению. Правительство имело возможность за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, осуществлять непредвиденные расходы.
Расширение деятельности государства привело к созданию большого количества специальных фондов, названия которых, как правило, объясняли и цель расходования средств. Такая множественность фондов усложняла деятельность государства, поэтому на основе объединения различных фондов и был создан государственный бюджет. Однако многие внебюджетные фонды сохранили свое значение и продолжали существовать наряду с государственным бюджетом. Специальные фонды или счета существуют в Германии, во Франции, в Англии, в Японии, в США и целом ряде других государств. Так, в рамках федерального бюджета США насчитывается более 800 подобных фондов. За счет их средств в отдельные периоды финансировалось более 50% государственных расходов. Специальные счета создавались для правительственной предпринимательской деятельности, строительства, управления денежной системой и государственным долгом, национального страхования.
Методы формирования специальных фондов следующие: специальные налоги и сборы; ассигнования из центрального и местных (региональных) бюджетов; специальные займы; добровольные поступления. Кроме того, средства в фонды могут поступать за счет капитализации части временно свободных средств (покупка ценных бумаг, инвестиции).
По срокам действия специальные фонды подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач.
По принадлежности различают государственные, местные и межгосударственные фонды. Наибольшее значение среди межгосударственных фондов имеют Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, бюджетная комиссия Европейских сообществ.
По целям выделяют социальные фонды, фонды личного и имущественного страхования, экономические, кредитные, научно-исследовательские, инвестиционные, конъюнктурные, экологические, военно-политические фонды.
В нашей стране, в отличие от зарубежных государств, исторически сложилась иная система осуществления государственных расходов. Составлялись два вида бюджетов: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных доходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались убытки, вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного. Бюджетная система СССР предусматривала существование единого государственного бюджета.
Впервые целевые внебюджетные фонды стали создаваться в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91 г. № 1734-1. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением. Одновременно с социальными были созданы иные внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов.
В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят: 1. Пенсионный фонд России (ПФР), 2. Фонд социального страхования (ФСС), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.
Социальные внебюджетные фонды — самостоятельные финансово-кредитные учреждения. Однако эта самостоятельность имеет свои особенности, существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют мобилизацию и использование средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
По условиям жизни населения, в первую очередь пенсионеров и инвалидов, можно судить о социальной ориентации экономики, о гражданской ответственности общества. За последние 15 лет расходы западных стран на государственные пенсии по старости и инвалидности увеличились вдвое. Имеют устойчивую тенденцию к росту соответствующие расходы и в России. Но так было не всегда. До второй мировой войны во многих странах, в том числе и в США, на получение пенсии могли рассчитывать только государственные служащие, ветераны войн, отставные военные, железнодорожники. Не был в этом отношении исключением и Советский Союз. В 1941 г. в огромной стране с населением 196 млн. человек, из которых 12 млн. составляли старики, получали пенсии по старости только 200 тыс. человек. Пенсионное обеспечение по старости и инвалидности, в его современном понимании, было введено в СССР только в 1956 г.
В настоящее время в Российской Федерации используется так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Ее суть в следующем. Взносы, собираемые сегодня с работающего населения, идут на выплаты пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и в мире в целом.
Современные пенсионные реформы предполагают создание так называемых накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются. Деньги инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не вышел на пенсию. Все сбережения плательщика и весь инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии. Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной “уравниловки”, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм в большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя частные компании и система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
Основной источник доходов Пенсионного фонда — страховые взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15-го числа месяца, за который исчислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, утверждает Правительство.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. На долю Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов. Основные задачи Пенсионного фонда как самостоятельного финансово-кредитного учреждения – аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет важную как экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. Государственный бюджет с его доходами и расходами является главным звеном финансовой системы страны, финансовым регулятором качества жизни части населения, связанного с получением в том или ином виде доходов из бюджета.
- Основы финансов и кРедиТа Учебное пособие
- Часть I.
- Сущность, функции и эволюция финансов в экономике
- Финансовая система рф, ее звенья и органы управления
- Финансовый механизм
- Взаимоотношения предприятий с различными звеньями финансовой системы
- Понятие и структура финансовой среды предпринимательства
- Сущность и виды денег
- Функции денег
- Понятие денежного обращения
- Закон денежного обращения
- Измерение денежной массы
- Сущность и функции бюджета, его роль в финансовой системе
- Бюджетная система России, понятие, уровни и принципы функционирования
- 1.2. Бюджетные дефициты и профициты
- Бюджетная классификация, понятие и значение
- Доходы бюджета: классификация, структура, источники
- Расходы бюджета: классификация, структура
- Бюджетный процесс: понятие, принципы, участники и стадии бюджетного процесса
- Понятие кредитной системы рф, ее основные звенья
- Банковская система России
- Центральный банк России, его задачи и функции
- Коммерческие банки, их функции, виды операций
- Виды операций коммерческих банков
- Теории кредита
- 2.1. Адам Смит «о капитале, ссужаемом под проценты».
- 2.1. Маршал о проценте на капитал.
- III. Капиталотворческая теория кредита.
- 3.1. Дж. Ло и г. Маклеод.
- 3.2. И. Шумперт и а. Ган.
- IV. Теории денежно-кредитного регулирования.
- 4.1. Теория денег и денежно-кредитного регулирования Кейнса.
- 4.2. Монетаризм.
- Сущность, функции, роль кредита. Принципы кредитования
- Классификация кредитов по формам и видам
- Международные финансово-кредитные организации: их цели и функции
- Валютный рынок: понятие, его участники и классификация
- Валютные операции: понятие, лицензирование деятельности банка по валютным операциям
- Рынок ценных бумаг: понятие, его классификация, участники
- Классификация ценных бумаг
- Порядок выпуска ценных бумаг
- Вторичный рынок ценных бумаг. Фондовая биржа, внебиржевой рынок
- Облигации, их виды. Процент и дисконт. Определение стоимости и доходности облигаций
- Сущность и функции финансов предприятий
- Организация финансов предприятий
- Финансовый план как составная часть бизнес-плана
- Финансовые ресурсы предприятий
- Виды фондов предприятий
- Виды финансовых рисков предприятий
- 3. По совокупности исследуемых инструментов:
- 4. По комплексности исследования:
- Содержание и структура затрат на производство и реализацию продукции
- Выручка от реализации продукции сельскохозяйственных предприятий
- Оборотные активы сельскохозяйственной организации: сущность, назначение, состав
- Организация оборотных средств сельскохозяйственного предприятия
- Капитальные вложения: понятие, классификация, источники финансирования
- Планирование капитальных вложений и источников их финансирования
- Финансирование и кредитование затрат на формирование основного стада
- Формирование и кредитование затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений
- Страхование и страховая деятельность (страховое дело)
- Страхование сельскохозяйственных растений
- Страхование сельскохозяйственных животных
- Сущность и методы планирования финансовых ресурсов
- Финансовые операции международных организаций
- Основные сравнительные преимущества лизинговой сделки
- Международные кредитные операции
- Виды факторинговых операций
- Типы факторинговых соглашений
- Факторинг во внешнеэкономической деятельности
- Часть II.
- Вопрос 1. Номиналистическая теория денег и ее представители
- Вопрос 2. Сущность и функции денег. Денежная масса. Денежные агрегаты
- Вопрос 3. Виды денег и их особенности
- Вопрос 4. Эмиссия наличных денег
- Вопрос 7. Безналичный денежный оборот, его организация и формы
- Вопрос 5. Денежный оборот и его структура
- Вопрос 8. Экономические аспекты безналичных расчетов с использованием кредитных карточек.
- Вопрос 9. Сущность и значение измерения денежной массы
- Вопрос 10. Эволюция мировой денежной системы
- Вопрос 13. Валютные отношения и валютная система
- Вопрос 14. Валютный курс и инструменты его регулирования
- Вопрос 15. Платежный и расчетный баланс страны в системе валютного регулирования.
- Вопрос 16. Необходимость кредита и его основные признаки
- 17. Рынок ценных бумаг
- 18. Функции и основные принципы кредитования
- Вопрос 20. Ссудный процент и его роль
- Вопрос 23. Понятие и элементы банковской системы
- Вопрос 24. Организация деятельности цб рф
- Вопрос 29. Международные финансово- кредитные институты
- Вопрос 36. Финансовый контроль как функция управления финансами
- Вопрос 37. Финансовая система России, ее сферы и звенья
- Вопрос 38. Финансовая политика
- Вопрос 39. Общая характеристика государственного бюджета
- Вопрос 40. Доходы государственного бюджета рф
- Вопрос 41. Расходы государственного бюджета
- 44. Организация казначейского исполнения бюджетов. Исполнение бюджета
- Вопрос 51. Фонд социального страхования
- Вопрос 56. Фонды здравоохранения: назначение и финансовые ресурсы
- Вопрос 57. Роль финансов в развитии международного сотрудничества
- Вопрос 58. Международные финансовые институты