logo
Финансы и кредит

Международные финансово-кредитные организации: их цели и функции

После окончания второй мировой войны международные финансовые институты возникли как результат закономерностей развития межгосударственных отношений – прежде всего интернационализации, переросшей на рубеже XX-XXI вв. в глобализацию экономики и международных экономических отношений, рыночных и государственных методов регулирования экономики. Участники конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. рассчитывали с помощью МВФ и МБРР обеспечить стабильность послевоенной экономики. Организаторы конференции учитывали, что после войны страны столкнутся с новой расстановкой сил в мире, которая потребует нового подхода к разрешению противоречий всемирного хозяйства и пересмотра экономической стратегии. Создание международных финансово-кредитных организаций в тот период было направлено на восстановление экономики стран, пострадавших в ходе второй мировой войны, на обеспечение относительной валютной стабильности в мире и на расширение рынков сбыта для главных акционеров этих организаций.

Своеобразие финансово-кредитной организации как института всемирного хозяйства заключается в том, что в её структуре и деятельности воплощается комплекс важнейших финансовых принципов и норм. Эти организации возникли, в одних случаях, в результате согласованных действий государств (МБРР, МВФ, ЕБРР и др.), в других – в результате объединения неправительственных финансовых структур (Лондонский и Парижский клубы кредиторов).

Международные финансово-кредитные организации – это объединяющие ряд государств институты, созданные на основе межгосударственных соглашений для осуществления закрепленных в Уставе целей, направленных на межгосударственное регулирование валютно-кредитных и финансовых отношений. Ведущими международными организациями, составляющие институциональную структуру всемирного хозяйства, выступают:

Организация Объединенных Наций (ООН) - содействует взаимному сотрудничеству между странами-членами, поддержанию мира и укреплению международной безопасности;

ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) – поощрение международной торговли и мирового рынка ссудных капиталов в целях ускоренного экономического развития;

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – орган межгосударственного кредитного регулирования;

Международный валютный фонд (МВФ) – регулирует валютно-кредитные отношения стран-членов;

Организация европейского экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – содействует экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов свободной торговли;

Парижский клуб – урегулирование проблем государственной задолженности и отсрочек платежей;

Лондонский клуб – урегулирование частной внешней задолженности стран-должников.

Особенности группы Всемирного банка:

сравнительная характеристика с МВФ и ЕБРР

Всемирный банк как международная организация занимает особое место в институциональной структуре мирового хозяйства, поскольку в условиях растущей глобализации экономики усиливается необходимость координации международной экономической, в том числе валютно-кредитной и финансовой политики государств. Группа Всемирного банка (ВБ) включает: Международный банк реконструкции и развития и его структурные подразделения – Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ), Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС).

В конце XX в. деятельность ВБ, как и других международных финансовых институтов, была переориентирована на решение следующих задач. Во-первых, усиливается их функция межгосударственного регулирования экономики в целях обеспечения стабильного функционирования мировой экономики и её составных элементов – мировой валютной системы, рынков валют, кредитов, ценных бумаг, страхования, золота и т.д. Во-вторых, укрепляется консолидирующая функция, поскольку в соответствии с уставами эти организации, включая ВБ, призваны служить форумом для развития сотрудничества между странами. В-третьих, повысилось их значение как научно-информационных центров на базе изучения и анализа информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства, международных валютно-кредитных и финансовых отношений. В 1980-е и начале 1990-х гг. ВБ в значительной мере переориентировался на предоставление кредитов странам с переходной экономикой, на структурную адаптацию и преобразования, которые не привязаны к конкретным проектам. С конца 1990-х гг. ВБ вернулся к кредитованию инвестиционных проектов (проектному финансированию).

Современный этап функционирования Всемирного банка связан с развитием процесса глобализации экономики. Гибко реагируя на меняющуюся среду, ВБ вырабатывает новую стратегию, направленную на реализацию в глобальном масштабе национальных стратегий устойчивого развития и на преодоление тенденции опасного истощения экологических ресурсов.

Особенности группы Всемирного банка: сравнительная характеристика с Международным валютным фондом и Европейским банком реконструкции и развития

На первый взгляд, Всемирный банк (ВБ) и Международный валютный фонд (МВФ) очень схожи, а Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) просто дублирует действия Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Но это только внешне. Несмотря на общность цели–межгосударственное валютное и кредитное регулирование – и на сходство внешних признаков при анализе их деятельности проявляются существенные различия.

Сравнительная характеристика Всемирного банка и МВФ. Обе организации были созданы в 1944 г. под названием Бреттон–Вудские институты и управляются представителями 183 стран – членов (2002 г.). Оба международных финансовых института предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно – кредитных и финансовых отношений. Их штаб–квартиры находятся в Вашингтоне, что дает возможность США как ведущему акционеру с наибольшей суммой квоты 16,41% голосов в ВБ и 17,2% в МВФ влиять на политику этих организаций. Структура управления также сходна как в названиях, так и в распределении обязанностей. Они используют общую библиотеку, обмениваются информацией, имеют ряд совместных служб. Конечные цели Всемирного банка и МВФ с точки зрения экономического развития отдельно взятой страны всегда совпадают, поскольку обе организации предоставляют кредиты странам, чтобы они, достигнув определенной стабильности и успехов в экономике, смогли впоследствии отказаться от международной финансовой помощи и опираться на внутренние ресурсы развития. Основной принцип сотрудничества между Всемирным банком и МВФ – регулярное и частое взаимодействие между экономическими и финансовыми сотрудниками, работающими с одной и той же страной. Действия их координируются и согласовываются, но соблюдается своеобразное разделение функций. С одной стороны, эти организации взаимно дополняют друг друга, а с другой – каждый из них имеет свои отличительные особенности.

Во Всемирный банк могут вступать только страны – члены МВФ, поскольку данный фактор служит относительной гарантией выплаты государствами–членами задолженности перед Банком. В целях сотрудничества между Банком и Фондом оговорены меры административного и процедурного характера в координации финансовой и технической помощи, в вопросах долговой стратегии и просроченных обязательств. Сотрудники Банка принимают участие в миссиях Фонда, и наоборот. Проводятся совместно ежегодные сессии для разработки единой валютной и кредитной политики. Согласованная работа Банка и Фонда необходима для выработки взаимодополняющих и стратегических рекомендаций. Примером такой работы может служить деятельность в 90-х гг. Банк и Фонд стали заниматься вопросами структурной перестройки. Согласно своей стратегии, Банк учредил займы для перестройки отраслей экономики, а также займы на структурные преобразования. Например, в 1999 г. финансовый банк выдал кредиты на структурную перестройку и преобразование на общую сумму 13,9 млрд. долл. Со своей стороны, фонд делает упор на исправление структурных перекосов в экономике государств–членов, используя с этой целью механизм резервного кредитования («стенд–бай»), расширенного кредитования и механизма финансирования структурной перестройки (26,3 млрд. долл. – в 1999 финансовом году). При этом обе организации тщательно следят, чтобы на выдвигались перекрестные условия.

По мере развития интеграционных процессов в различных регионах мира возникли специализированные банки межправительственного уровня, задачи и функции которых ограничены интересами экономического сотрудничества стран, расположенных на данных территориях. По образцу и подобию Всемирного банка были созданы региональные международные банки развития. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – один из таких банков. Уже в названии заложены аналогия МБРР (Всемирному банку). Хотя их конечная цель – экономическое развитие – сходна, способы ее достижения различны. По сравнению с ВБ и МВФ, существование которых – более полувека, Европейский банк сравнительно молод (с 1991 г.). Идея заключалась в создании международного финансового института для поддержки реформ в странах Восточной Европы в условиях их перехода к рыночной экономике. Концепция деятельности подобных организаций к тому времени была хорошо отработана, и создается впечатление, что ЕБРР копирует деятельность МБРР в Европе. Однако это не так.

Сравнительная характеристика Всемирного банка, Международного валютного фонда и Европейского банка реконструкции и развития

Всемирный банк

Общие сведения. Специализированное учреждение ООН. Ведущий межгосударственный инвестиционный банк развития. Орган межгосударственного кредитного регулирования. Создан в июле 1944 г. Свою деятельность начал в июле 1946 г. Количество членов на 30.06.2002 г. – 183.

Официальные цели:

1) Содействие экономическому и социальному прогрессу путем кредитования капиталоемких инфраструктурных объектов;

2) Объединение усилий мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

3) Борьба с бедностью.

Источники ресурсов:

1) Уставный капитал – на 30.06.2002 г. – 190,8 млрд. долл., из них оплачены 6% - 11,476 млн. долл.;

2) Заимствования на мировом рынке ссудных капиталов.

Филиалы и отделения. Группа Всемирного банка включает:

1) Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

2) Международная ассоциация развития (МАР);

3) Международная финансовая корпорация (МФК);

4) Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ);

5) Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Имеет около 40 отделений.

Структура управления. Руководящий орган –Совет управляющих в составе министров финансов и глав центральных банков. Исполнительный орган – Совет директоров (24 члена), который принимает решения о политике банка. Президент избирается на 5 лет.

Функции:

1) Среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов (срок от 12 до 20 лет, процентные ставки выше рыночных);

2) Подготовка, техническое и финансово – экономическое обоснование инвестиционных проектов;

3) Кредитование программ структурной перестройки, восстановления экономики, финансовой и экономической перестройки экономики.

МАР – льготное кредитование беднейших стран.

МФК – стимулирование частных инвестиций в экономику развивающихся стран и укрепление частного сектора.

МАГИ – страхование инвестиций от некоммерческих рисков.

МЦУИС – стимулирует иностранные инвестиции путем обеспечения международных механизмов урегулирования и арбитражного разбирательства инвестиционных споров.

Кредиты России:

1) Реабилитационные кредиты (1200 млн. долл.);

2) Кредиты на структурную перестройку (2900 млн. долл. США);

3) Угольные кредиты (1300 млн. долл.);

4) Кредиты на структурную перестройку системы социальной защиты населения (800 млн. долл.);

5) Нефтяные кредиты (1110 млн. долл.);

6) Кредиты на проведение реформ (земельной, сельскохозяйственной, правовой, энергетической, системы образования и региональных финансов) – 588 млн. долл.

Одобрено 58 проектов на сумму 13,4 млрд. долл. (на 01.06.2003 г.), из которых было использовано 8,1 млрд. долл.

Международный валютный фонд

Общие сведения. Специализированное учреждение ООН. Институциональная основа мировой финансовой системы. Орган межгосударственного валютного регулирования. Создан в июле 1944 г. Свою деятельность начал в мае 1946 г. Количество членов на 30.04.2002 г. – 183.

Официальные цели:

1) Стремление способствовать международному сотрудничеству в валютно–кредитной и финансовой сфере;

2) Содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли;

3) Осуществление межгосударственного валютного регулирования.

Источники ресурсов:

1) Уставный капитал – на 05.04.2002 г. – 212 млрд. СДР (Special Pebt Rights) – специальные права заимствования (265 млрд. долл.) (с учетом одиннадцатого пересмотра квот) – оплачен полностью;

2) Заемные средства в рамках Генерального соглашения о займах и Нового Соглашения о займах.

Филиалы и отделения. Отсутствуют филиалы и вспомогательные организации. Имеет 4 отделения.

Структура управления. Руководящий орган – Совет управляющих. Исполнительный орган – Совет директоров (24 члена с 1992 г.). Директор – распорядитель, избирается на 5 лет. Его обязанности – контролировать работу по ведению дел МВФ и по предоставлению кредитов.

Функции:

1) Краткосрочное и среднесрочное (до 3–5 лет) кредитование стран–членов для покрытия дефицитов платежных балансов ил для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики;

2) Наблюдение за проводимой странами–членами кредитно–денежной и валютной политикой и за выполнением Устава МВФ;

3) Льготное финансирование беднейших членов с целью выравнивания их платежного баланса и способствования экономическому росту.

Кредиты России:

1) Резервные кредиты («стэнд–бай») (8,3 млрд. долл.);

2) Кредиты в рамках механизма финансирования системных преобразований (3 млрд. долл.);

3) Кредиты в рамках механизма расширенного кредитования (13,1 млрд. долл.);

4) Кредиты в рамках дополнительного резервного финансирования (5,3 млрд. долл.);

5) Кредит в рамках механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования (2,9 млрд. долл.).

Всего одобрено кредитов на сумму 32,6 млрд. долл., из которых было получено примерно 15,6 млрд. долл. (1992–1999 гг.), погашено 11,3 млрд. долл. На 30.04.2003 г. и процентов на сумму 3,3 млрд. долл.

Европейский банк реконструкции и развития

Общие сведения. Межгосударственный банк, предназначенный для содействия странам Центральной и Восточной Европы в создании рыночной экономики. Создан в мае 1990 г. Свою деятельность начал в апреле 1991 г. Количество членов на 01.01.2003 г. – 62.

Официальные цели:

1) Содействие переходу европейских постсоциалистических стран к демократии и открытой, ориентированной на рынок экономике;

2) Развитие частной и предпринимательской инициативы.

Источники ресурсов:

1) Уставный капитал – на 01.01.2003 г. – 19,85 млрд. евро, в том числе оплаченный – 5,2 млрд. евро – 25,9%;

2) Заемные средства; средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям.

Филиалы и отделения. Отсутствуют филиалы. Имеет 13 отделений.

Структура управления. Руководящий орган – Совет управляющих. Исполнительный орган – Совет директоров (23 члена). Президент избирается на 4 года и руководит текущей деятельностью ЕБРР.

Функции:

1) Среднесрочное (до 10 лет) кредитование коммерческих предприятий (частных и государственных в стадии приватизации), которые не могут получить средства от крупных иностранных банков или инвесторов – 60% выделяемых банком средств.

Остальные 40%:

– долгосрочное (до 15 лет) кредитование инфраструктуры или развития производства;

– инвестирование в акционерные капиталы;

– предоставление гарантий;

– обеспечение консультационного обслуживания и технического сотрудничества.

Кредиты России:

1) Создание Банка проектного финансирования в Москве;

2) Кредиты предприятиям частного сектора для выполнения проектов в области природных ресурсов (736,2 млн. евро);

3) Поддержка промышленных проектов (751,2 млн. евро);

4) Программа кредитования инфраструктуры (458,3 млн. евро);

5) Программа кредитования малого бизнеса (236,6 млн. евро);

6) Кредитование сельского хозяйства (351,8 млн. евро);

7) Участие в уставных капиталах, в том числе банков, предприятий (461,2 млн. евро).

Всего было одобрено 223 проекта на общую сумму 14,4 млрд. долл.; из них кредитование ЕБРР составляет 4,8 млрд. долл. (на 01.01.2003 г.)

В силу определенного разделения труда МВФ предоставляет краткосрочные и среднесрочные (на 3–5 лет) кредиты на урегулирование платежного баланса и на решение макроэкономических проблем. Всемирный банк, в свою очередь, был призван кредитовать долгосрочные проекты (на 13–15 лет) и отрасли для экономического развития стран. Обе организации кредитуют под гарантии правительств.

В отличие от Всемирного банка основной деятельностью Европейского банка является поддержка не столько правительств, сколько конкретных предприятий в форме кредитования определенных проектов. При этом гарантии правительств не требуется, что значительно упрощает получение кредитов.

Около 75% кредитов Всемирного банка выделяется на конкретные проекты по созданию дорог, электростанций, дамб, по развитию сельского хозяйства и промышленности. С начала 80-х гг. Банк стал предоставлять кредиты под структурное и отраслевое урегулирование, направленные на перестройку экономики развивающихся стран.

Различают структуры кредитов.

Структура кредитов Всемирного банка (ВБ) и Международной ассоциации развития (МАР) (1999 г.):

1) Социальная сфера (25%);

2) Финансовый сектор (23%);

3) Многоотраслевое кредитование (15%);

4) Инфраструктура (13%);

5) Сельское хозяйство и окружающая среда (12%);

6) Другие области (6%);

7) Частный сектор (4%);

8) Городское развитие (2%).

Структура кредитов Всемирного банка (ВБ) и Международной ассоциации развития (МАР) (2002 г.):

1) Законодательство, право, управление госсектором (28%);

2) Финансовый сектор (15%);

3) Здравоохранение, социальная защита населения (12%);

4) Транспорт (12%);

5) Угольная промышленность, электроэнергетика (10%);

6) Промышленность и торговля (7%);

7) Образование (7%);

8) Сельское хозяйство, рыболовство (6%);

9) Водоснабжение и канализация (3%).

В настоящее время Банк расширил сферу кредитования, перейдя от проектного финансирования к более широкому спектру экономических реформ. В 1999 г. сумма кредитов, выделенных Всемирным банком, достигла 22 млрд. долл., в 2000 г. эта сумма снизилась до 10,9 млрд. долл., и в 2002 г. составила 11,5 млрд. долл. Всего со дня своего основания Банк предоставил займов 129 странам на сумму 325,3 млрд. долл. (на 30.06.2002 г.). Приоритетным направлением кредитования для Всемирного банка является поддержка беднейших слоев населения, борьба с финансовыми кризисами и природными катастрофами. По сравнению с 1999 г. в 2002 г. структура кредитов, предоставленных Всемирным банком, изменилась. Вложения в финансовый сектор снизились на 8%, увеличилась сумма кредитов на развитие инфраструктуры, на образование. Больше кредитов Банк предоставил в сферу управления госсектором, законодательства и права для укрепления доверия предпринимателей и сокращения бедности, поскольку совершенное законодательство и качественное государственное управление имеет важное значение.

Структура кредитов МВФ (1999 г.):

1) Резервное кредитование «Стенд–бай» (57%);

2) Механизм расширенного кредитования (27%);

3) Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (12%);

4) Механизм финансирования структурной перестройки (4%);

5) Механизм финансирования системных преобразований (0%).

Структура кредитов МВФ (2002 г.):

1) Резервное кредитование «Стенд–бай» (96%);

2) Механизм сокращения масштабов бедности и стимулирование роста (4%).

Структура кредитов ЕБРР (01.01.1999 г.):

1) Банковские системы и финансирование мелких и средних предприятий

(37%);

2) Вложения в акционерные капиталы (28%);

3) Повышение эффективности работы предприятий по производству энергии

(8%);

4) Транспорт (8%);

5) Природные ресурсы (8%);

6) Муниципальное развитие и окружающая среда (7%);

7) Повышение эффективности потребления энергии (2%);

8) Туризм и судоходство (2%).

Структура кредитов ЕБРР (01.01.2002 г.):

1) Инфраструктура (35%);

2) Межбанковские кредиты (21%);

3) Вложения в акционерные капиталы (13%);

4) Сельское хозяйство (11%);

5) Телекоммуникации, СМИ (11%);

6) Природные ресурсы (7%);

7) Кредитование малого бизнеса (2%).

В 1998–1999 гг. МВФ направил большую часть выделенных средств – 13,7 млрд. СДР (примерно 17,25 млрд. долл.) – на структурную перестройку для оказания поддержки странам, осуществляющим переход к рыночной экономике. МВФ предоставил им кредиты для урегулирования макроэкономических показателей при нарушении равновесия их платежного баланса. В зависимости от причин таких нарушений, вызванных либо неблагоприятными структурными изменениями производства или торговли, либо непредвиденными внешними факторами, МВФ использует механизм расширенного кредитования или механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования. За 2000 финансовый год МВФ предоставил кредитов на сумму 6,9 млрд. СДР (примерно 8,7 млрд. долл.), в 2002 г. эта сумма составляла 30 млрд. СДР в связи с тем, что сумма обязательств МВФ увеличилась на 26 млрд. СДР. Всего с начала своей деятельности (июль 1944 г.) по 30.04.2002 г. МВФ предоставил кредитов на суму 267,5 млрд. СДР (339,1 млрд. долл.). Структура кредитов МВФ в 2002 г. изменилась в связи с относительной стабилизацией на мировом рынке и переориентацией международных финансовых организаций на решение проблемы бедности. При этом, МВФ одобрил кредиты «стенд–бай» Бразилии и Турции на суммы 12,1 млрд. и 12,8 млрд. долл. На поддержку правительственных экономических программ.

Структура кредитов ЕБРР похожа на структуру Всемирного банка, поскольку денежные средства направляются на конкретные проекты в финансовый сектор, инфраструктуру, промышленность и коммерцию. Разница лишь в том, что ЕБРР кредитует мелкие и средние предприятия и банковские структуры, а Всемирный банк – правительства. Европейский банк вкладывает средства в акционерные капиталы, а сам Всемирный банк в соответствии с Уставом не может предоставлять займы непосредственно частному сектору. В 2002 г. ЕБРР подписал 203 проекта на сумму 3,9 млрд. евро. Структура кредитов 2002 г. по сравнению с 1999 г. не изменилась, что свидетельствует о стабильной реализации выбранной кредитной политики.

Условия получения кредитов у ведущих международных финансовых организаций также различны. Если МВФ требует от страны для получения очередного транша стабилизацию платежного баланса и изменение макроэкономических показателей, то Всемирный банк ставит предоставление кредита в зависимость от выполнения рекомендаций по развитию соответствующей кредитуемой отрасли, от проведения реформ, включающих приватизацию и реорганизацию государственных предприятий, проведение антимонопольной политики, а также снижение максимального экспортного тарифа до 30% и обязательный экспорт товаров и услуг из главных стран - акционеров Банка. Поскольку кредиты выдаются под гарантии правительств, то обеспечение не требуется.

ЕБРР предоставляет кредиты, условия которых учитывают конкретные требования проекта. Кредит может обеспечиваться активами спонсора или предусматривать участие в акционерном капитале предприятия заемщика. Банк может взять кредитный риск либо полностью на свой баланс, либо синдицировать часть его на рынке ссудных капиталов. Основанием для выдачи кредита являются движение кассовой наличности по проекту и предусмотренная в проекте возможность погасить кредит в течение согласованного срока за счет реализации продукции, произведенной на основе вложенных инвестиций.

Существует различие и в формировании капиталов. Поскольку уставный капитал Всемирного банка оплачен лишь на 6%, то в основном Банк заимствует средства на мировом рынке ссудных капиталов посредством выпуска облигационных займов. Облигации Всемирного банка имеют рейтинг ААА, пользуются спросом, так как высокодоходны и надежны – их погашение гарантируется правительствами стран – членов. У ЕБРР сформирован капитал таким же образом. На 24,5% капитал оплачен, а оставшуюся часть Банк заимствует на рынке путем выпуска средне – и долгосрочных сертификатов, хотя рейтинг надежности ниже, чем у Всемирного банка: на 51,1% - ААА и на 42,9% - АА.

У МВФ другая структура капитала. Члены МВФ имеют доступ к его объединенным ресурсам, сформированным за счет оплаченных на 100% квот (взносов в капитал) стран – членов. Вступая в МВФ, каждая страна вносит в капитал квоту пропорционально своему экономическому размеру и мощи, т.е., учитывая ВВП, объем текущих операций платежного баланса, официальные золотовалютные резервы. Чем больше взнос, тем более значительные кредиты в случае необходимости может получить страна. Для пополнения ресурсов МВФ несколько раз пересматривал размер квот, а также привлекал заемные денежные средства в соответствии с Генеральным соглашением о займах или с Новым Соглашением о займах.

Еще одной способностью Всемирного банка является наличие подразделений. В отличие от МВФ и ЕБРР, у которых нет ни вспомогательных организаций, ни филиалов, в группу Всемирного банка объединены сам Банк, МАР, МФК и МАГИ. Эти организации юридически и в финансовом отношении независимы от Всемирного банка. Различны у них и направления кредитования. Ресурсы МАР, сформированные за счет взносов стран – доноров и трансферта прибыли ВБ, направляются на кредитование правительства беднейших стран, где ВНП составляет менее 120 долл. Проценты не выплачиваются, а сроки погашения назначаются 35 – 40 лет.

Деятельность МФК дополняет инициативы Всемирного банка, поскольку не только предоставляет кредиты, но и приобретает акции компаний, стремится привлечь инвесторов на развивающиеся фондовые рынки. Основным направлением кредитования является промышленность.

Отличительной чертой Всемирного банка является то, что пост президента традиционно занимал представитель американских правительственных или финансовых кругов. Директором – распорядителем МВФ избирался европеец – кандидатура Франции (1963 г. за исключением пятилетнего периода в 70-х гг.). В 2000 г. порядок несколько нарушен (глава Центрального банка Франции Жан Клод Трише выбыл из списка кандидатов, и в результате жесткой борьбы в марте 2000 г. им стал бывший глава ЕБРР Х. Келер). Штат сотрудников Всемирного банка шире, чем в МВФ, в Банке работают 6000 специалистов: экономисты, инженеры, адвокаты, статистики, эксперты по ценным бумагам, по оценке стоимости проектов.

МВФ содержит узконаправленный персонал численностью около 2500 сотрудников. Интернациональный состав служащих почти из 100 стран включает в основном экономистов, а также статистиков, научных работников, экспертов по государственным финансам и налогообложению. Основной персонал находится в штаб – квартире МВФ в Вашингтоне, хотя незначительное количество служащих приписано к небольшим отделениям в Париже, Женеве и ООН в Нью–Йорке.

У Всемирного банка и у МВФ различается позиция, которую они занимают в отношении государств, нуждающихся в кредитах, хотя при этом политика вырабатывается совместно и во многом совпадает. Получая информацию о проводимой в стране – заемщике экономической политике и ее перспективах, МВФ обнародует факты всему сообществу, чтобы скоординировать с другими международными финансовыми институтами свои действия и оценить, какое влияние они могут оказать на их внутреннюю политику. Подход Всемирного банка состоит в том, чтобы, изучая экономику стран – заемщиков и нужды тех отраслей, которые планируется кредитовать, Банк мог проводить анализ и вырабатывать основные принципы для формирования стратегии оказания помощи по долговременному развитию экономики.