logo search
084324_2668D_shpory_po_finansovomu_menedzhmentu

78. Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка

Различают финансовый, денежный, кредитный и фондовый рынки, а также рынок капитала.

Наиболее широкие границы имеет финансовый рынок, т.е. такой рынок, на котором в качестве товаров выступают:

•         наличные деньги, в том числе иностранная валюта;

•         банковские кредиты;

•         ценные бумаги.

Исходя из товарной структуры данного рынка, он разделяется на денежный рынок и рынок капитала, а последний, в свою очередь, делится на кредитный и фондовый рынки. Таким образом, фондовым рынком ( security market ) называется рынок, на котором обращаются ценные бумаги ( security ).

Фундаментальный и технический анализ тенденций.

Используемые на практике приемы и методы исследования фондового рынка можно объединить в две большие группы, взаимодополняющие друг друга и, в то же время, базирующиеся на принципиально различных подходах.

В первую группу входят методы фундаментального анализа, которые предполагают качественное исследование как внутренних, так и внешних факторов, воздействующих на рынок в целом или на конкретные инвестиции. К таким факторам относятся политическая ситуация, общеэкономические процессы, финансовое положение эмитентов и т.п.

Вторая группа объединяет методы технического анализа, базирующиеся на больших объемах статистической информации и предполагающие анализ возможных сценариев развития рынка, построение моделей взаимосвязи и динамики, анализ тенденций и колеблемости . Использование этих методов возможно только при наличии достаточно развитой технической и информационной базы.

Оба подхода направлены на решение одной и той же задачи -о пределение направления дальнейшего движения цены. При этом фундаментальный анализ изучает причины, движущие рынком; объектом исследования технического анализа являются только следствия данных причин.

Основными принципами технического анализа рынка ценных бумаг являются:

-   принцип отражения;

-   принцип тренда;

-   принцип повторяемости.

Сущность принципа отражения заключается в том, что воздействие на данный инвестиционный актив политических, макроэкономических, социальных, психологических и внутренних факторов отражается на объемах спроса и предложения, которые, в конечном итоге, формируют цену данного актива. Инвестора же больше всего интересует именно конечный результат, т.е. цена, поэтому детальный качественный анализ самих факторов (балансовых отчетов, отчетов о прибылях и убытках, отраслевых индикаторов и т.д.) в большинстве случаев может представляться несущественным или нецелесообразным.

В соответствие с принципом тренда тенденции изменения спроса и предложения определяют основное направление развития цены на данный актив, описываемое трендом. В отдельные моменты на ранке могут наблюдаться кратковременные взлеты и падения цен, но до тех пор, пока суммарное воздействие всех факторов не изменяется, основная тенденция динамики также остается прежней. Однако, с течением времени количественные изменения в определяющих факторах перерастают в качественные и это вызывает зарождение нового тренда.

Согласно принципу повторяемости все происходящие на рынке события с той или иной вероятностью могут повториться в будущем. Накопление прошлого опыта и препарирование его на отдельные модельные ситуации позволяет интерпретировать текущие похожие ситуации и прогнозировать их развитие. При этом, однако, необходимо учитывать, что другие участники рынка также накапливают подобную информацию и могут не повторить допущенных ранее ошибок. В связи с этим недопустимо слепое копирование ситуации, необходимо предвидеть изменения в действиях всех заинтересованных сторон.

Для исследования движения рынка в техническом анализе используются три основных вида информации или три индикатора: цена, объем торговли и открытый интерес.

В качестве цены может выступать как действительная цена товаров на биржах, так и значения валютных и других индексов. Этот индикатор является главным по двум причинам: во-первых, он более приближен к конечной цели технического анализа - прогнозированию будущих цен, и во-вторых, наиболее доступен для любого рынка.

Под объемом торговли понимается общая сумма заключенных контрактов за определенный промежуток времени. Данный индикатор не всегда однозначно определяется на всех рынках, и не все методы для него адаптированы.

Открытый интерес - это количество позиций, не закрытых на конец торгового дня. Данный индикатор по степени значимости занимает третье место.