logo search
ВСЕ ОТВЕТЫ

Вопрос 3. Международное налоговое планирование.

Налоговое планирование представляет собой процесс обос­нования на перспективу величины налоговых обязательств с целью определения реальных доходов субъектов хозяйствова­ния и населения, а также управление ими.

Одной из задач, решаемой при помощи налогового планиро­вания, является выбор оптимальной формы налогообложения. Поиск наиболее выгодного для субъекта хозяйствования нало­гообложения чаще всего осуществляется путем налогового ма­неврирования — минимизации налоговых платежей в рамках налогового законодательства.

Классифицировать виды налогового планирования можно как по длительности (периодичности) налоговых прогнозов, так и по сфере применения.

По длительности осуществления налоговых прогнозов пла­нирование условно можно подразделить на: текущее (действую­щее в рамках текущих налоговых обязательств, определяемых налоговым периодом: месяц, год) и перспективное (налоговое планирование инвестиционных проектов, хозяйственной дея­тельности вновь открываемых предприятий, дочерних структур, филиалов и т.п.).

А по сфере применения можно выделить:

• личное (семейное) налоговое планирование;

• внутрифирменное налоговое планирование;

• междуфирменное (в пределах консолидированного нало­гоплательщика (концерн, объединение, холдинг и т.п.) налого­вое планирование;

• международное налоговое планирование.

, личное налого­вое планирование, представленное в основном подоходным налогообложением и налогообложением дивидендов, широко применяется как вариант внутрифирменного с целью перерас­пределения доходов и использования льгот, предоставляемых физическим лицам.

Внутрифирменное обращается к преимуществам деления доходов между структурными подразделениями или предприя­тиями — контрагентами, представляющими друг другу наи­большую выгоду в виде скидок и трансфертных цен (межфир­менное налоговое планирование), которые в свою очередь осу­ществляют международное налоговое планирование.

Международное налоговое планирование позволяет исполь­зовать различные механизмы и инструменты налогового регу­лирования, недоступные для налогового планирования в рам­ках отечественного налогового законодательства.

Минимизация налоговых обязательств может быть достиг­нута за счет:

• уменьшения налоговой базы;

• применения более низких налоговых ставок;

• изменение резидентства (в первую очередь — путем использования льгот, предоставляемых иностранному капиталу).

Международное налоговое планирование обладает обширным диапазоном разнообразных налоговых инструментов, как,  например:

• размещение хозяйственной деятельности в странах или ре­гионах со льготным налоговым режимом (свободных экономи­ческих зонах, налоговых гаванях и т.п.);

•  инвестирование капитала в страны, имеющие низкие нало­говые ставки или освобождение от налогообложения у "источ­ника выплаты" пассивных доходов: дивиденды, проценты, роялти и т.п.;

• использование преимуществ, представляемых странами, выплачивающими доходы по активным операциям: финансо­вые и страховые сделки, строительство, судоходство, малый бизнес;

•   применение трансфертного ценообразования и распределе­ние прибылей в зоны с наиболее благоприятным налоговым климатом;

•     использование преимуществ двухсторонних налоговых соглашений;

• применение выгод интеграционных объединений (беспош­линное движение товаров и т.п.).

Рассмотрим наиболее характерные схемы налогового манев­рирования международного бизнеса.

Специальные налоговые режимы представляют собой орга­низацию исчисления и уплаты налогов и сборов на определен­ной территории. Среди специальных налоговых режимов выде­ляются в первую очередь свободные экономические зоны (СЭЗ).

СЭЗ — это обособленные территории государства с льготным (по сравнению с общим) режимом хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Основными условиями создания СЭЗ являются наряду с привлечением иностранного капитала развитие эк­спортного отечественного потенциала, использование передо­вой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта. 

Среди наиболее распространенных форм привлечения инос­транного капитала можно также отметить организацию свободных таможенных зон (СТЗ).

Свободная таможенная зона — это таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах без взимания та­моженных пошлин и налогов, а также без применения мер эко­номической политики.

На сегодняшний день практически ни одна схема междуна­родного налогового планирования не обходится без оффшорно­го бизнеса. Оффшорная территория (налоговая гавань, налого­вый оазис) — государство или территория, проводящая полити­ку привлечения ссудных капиталов из-за рубежа путем предос­тавления налоговых и прочих льгот. Льготы предоставляются не только иностранным, но и местным компаниям.

В качестве оффшорных юрисдикции чаще всего выступают независимые государства (в прошлом многие из них были коло­ниями) или обособленные территории, обладающие особым го­сударственно-правовым статусом. Это могут быть самоуправля­ющееся владение метрополии, арендованная территория или государственное образование, до сих пор имеющее статус коло­нии. Власти этих юрисдикции стимулируют развитие сектора оффшорных услуг с целью привлечения иностранного капита­ла, увеличения занятости населения и повышения деловой ак­тивности.

Типичная оффшорная юрисдикция предоставляет для ин­весторов определенный стандартный комплекс возможностей. В него входят: регистрация нерезидентных и освобожденных компаний, а также создание оффшорных структур других ти­пов: предпринимательских партнеров, оффшорных трастов, специализированных оффшорных компаний (банков, страхо­вых фирм и инвестиционных учреждений).

Понятие оффшорной компании и ее статус обычно определя­ются специальным законом или другими аналогичными норма­тивными актами. По общему правилу компания обязана быть нерезидентной, ее центр управления и контроля находится за рубежом. В законодательстве содержится ряд требований, ко­торые предъявляются к компании, зарегистрированной в качестве оффшорной. Обычно эти требования сводятся к трем ос­новным принципам:

• владельцами оффшорной компании не могут быть резиден­ты данной оффшорной юрисдикции;

• оффшорная компания не имеет права проводить деловые операции, иметь какое-либо имущество и источники дохода на территории этой юрисдикции;

• управление оффшорной компанией, включая подписание контрактов, должно осуществляться за рубежом.

В некоторых юрисдикциях для определения резидентности используется более сложная система признаков. Налоговая от­ветственность устанавливается, исходя из принципа центра уп­равления и контроля, который учитывает место проведения за­седания совета директоров и заключения сделок, место проживания большинства акционеров, местонахождение бухгалтер­ских книг, регистра акционеров, фирменной печати, банков­ских счетов, а также локализацию центра прибыли компании. Комбинация этих факторов и определяет резидентность компании.

Главная особенность оффшорной компании заключается в освобождении от налогов. Однако к оффшорным компаниям применяется ежегодная пошлина или сбор. Требований к мини­мально оплаченному капиталу для оффшорных компаний обычно не существует.

Оффшорная компания — эффективный инструмент налого­вого планирования. Иногда эти компании характеризуются как "сервисные", поскольку обслуживают физических и юридичес­ких лиц, либо определенный тип бизнеса. Оффшорным фирмам присущи и существенные недостатки. Они в большинстве слу­чаев исключены из сферы налоговых отношений. Налоговые службы подвергают особенно пристрастной проверке контрак­ты с оффшорными фирмами. В ряде стран, особенно развитых, введено антиоффшорное законодательство. В отдельных случа­ях затруднено и открытие счетов в банках. Секретарские ком­пании с признанной международной репутацией, как правило, располагают возможностью открывать для своих клиентов сче­та в представительных зарубежных банках.

При международном налоговом планировании необходимо учитывать не только юридический статус компании, но и исто­рический, политический, социально-экономический, геогра­фический контекст оффшорной схемы.Опре­деленное значение в налоговом планировании имеет фактор ге­ографической близости к промышленно развитым государ­ствам, финансовым центрам и торговым путям.

Необходимо отметить также, что в современном бизнесе наб­людается своеобразная "специализация" оффшорных террито­рий. Выделяются "налоговые гавани", специализирующиеся на размещении холдингов, проведении банковских, страховых, трастовых операций. Юрисдикции, применяемые в налоговом планировании, ус­ловно подразделяются на два основных типа. Первый — это собственно оффшорные районы и юрисдикции, относящиеся к "налоговым гаваням". Для них характерно отсутствие налога на прибыль для нерезидентных компаний. К другому типу относятся юрисдикции с "умеренными" ус­ловиями налогообложения. Они не являются типичными оф­фшорными территориями. Здесь, как правило, взимается опре­деленный налог на прибыль. Преимущества этих территорий связаны главным образом с благоприятной системой налоговых соглашений, которыми они располагают. Кроме того, в "уме­ренных" юрисдикциях имеются льготы для компаний опреде­ленных типов, прежде всего холдинговых, финансовых, лицен­зионных. Эти компании используются как промежуточные пункты для международного перевода доходов и капиталов. К зонам с "умеренными" условиями налогообложения обычно причисляют вполне "респектабельные" и даже "престижные" государства Западной Европы — Швейцарию, Нидерланды, Ирландию, Люксембург, Бельгию, Австрию. Имеется ряд "ком­бинированных" юрисдикций, сочетающих в себе признаки раз­личных типов. К такого рода "оптимальным" юрисдикциям можно причислить прежде всего Кипр, а также Ирландию и с некоторыми оговорками — Швейцарию.

Имеются и "нетипичные" оффшорные юрисдикции, кото­рые располагают некоторыми соглашениями об устранении двойного налогообложения (Мадейра, нидерландские Антиль­ские острова, Маврикий, британские Виргинские острова).

Специализированные компании в этих странах (для созда­ния промежуточных компаний избираются обычно европей­ские государства) становятся ключевым звеном многих налого­вых схем. В соответствии с ними доходы переправляются в на­логовое убежище через компанию в стране с благоприятными налоговыми отношениями.

Одним из важнейших составляющих международного фи­нансового планирования является трансфертное ценообразо­вание, которое опосредствует движение товаров и услуг в преде­лах транснациональной группы.

Трансфертные цены представляют собой разновидность цен, применяемых во внутрифирменных расчетах. Движение капиталов стоимостного выражения товаров и услуг (трансфер­ты) позволяют варьировать полученные доходы, перераспреде­ляя их большую часть компаниям, находящимся в зонах с наи­более благоприятным налоговым климатом.

В то же время манипуляции с трансфертными ценами нало­говыми органами многих стран рассматриваются как налоговое уклонение и законодательно наказуемо. Для устранения неле­гальных налоговых операций с трансфертными ценами в двух­сторонних международных договорах и налоговых соглашени­ях, а также во внутреннем налоговом законодательстве многих стран предусмотрен порядок определения (оценки) совершае­мой сделки транснациональными компаниями.

В частности, в модели налоговой конвенции ОЭСР 1992 г. приняты определенные меры по регулированию трансфертного ценообразования. Одним из наиболее распространенных спосо­бов является определение полученного дохода для целей нало­гообложения на территории государства согласно принципу от­дельной экономической единицы или, как его еще называют, принцип "на расстоянии вытянутой руки".

 Можно определить ряд причин, по которым этот принцип был положен в основу модели налоговой конвенции. Во-первых, было принято, что рыночные отношения спроса и предложения являются лучшим способом распределения ресурсов и доходов. Во-вторых, этот принцип в значительной степени обеспечивает равное отношение к группам, многонациональных предприятий и независимым субъектам, помогая, таким обра­зом, избегать создания налоговых преимуществ путем конку­ренции экономической власти в руках крупных многонацио­нальных групп. В-третьих, подобный метод оценки достаточно прост и удобен в применении.

Интеграционные процессы в мире приводят к быстрому рос­ту различных экономических группировок и объединений, имеющих в качестве обязательной составляющей, проводимой экономической политики — общие подходы к налогообложе­нию.

В первую очередь для экономических группировок (зон сво­бодной торговли, экономических союзов) характерна отмена та­моженных пошлин во взаимной торговле и создание общего таможенного тарифа и третьим странам. Более высокие формы интеграции (общий рынок, экономический союз) предусматри­вают отмену таможенных барьеров между государствами-участниками, и как следствие — освобождение от уплаты косвен­ных налогов (НДС и акцизов) на границе, а также проведение единой политики в области унификации и гармонизации нало­гообложения.

Размещение межнациональных предприятий на территори­ях государств, объединяющихся в экономические группиров­ки, позволяет использовать преимущества беспошлинного и безналогового движения товаров и услуг во внешнеэкономичес­кой деятельности, применять единые стандарты к определению стоимости сделок и их налогообложению.

Офшор/Оффшор (от англ. offshore — «вне берега», «вне границ») — один из самых известных и эффективных методов налогового планирования. Основой этого метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам.

«Компания, зарегистрированная на полноналоговой территории, не предоставляющей налоговые льготы, независимо ведет ли компания деятельность на данной территории, или вне ее границ. Территория, по законодательству которой невозможна регистрация компаний с льготным режимом налогообложения. Т.е. где платятся все налоги.Существует так называемый чёрный список оффшоров, в который входят страны, которые не сотрудничают с FATF. Сделки со странами из этого списка находятся под особым контролем в большинстве государств

БИЛЕТ 27.