logo
ВСЕ ОТВЕТЫ

Вопрос 2. Деньги центрального банка и деньги коммерческих банков. Природа денежного мультипликатора.

 Центральный банк. Основу всей денежной массы страны составляют банкноты и монеты, поэтому их называют денежной базой. Банкноты поступают в обращение двумя путями. Во-первых, Центральный банк расплачивается ими при покупке у населения или государства золота, иностранной валюты и ценных бумаг. Во-вторых, Центральный банк предоставляет государству и коммерческим банкам кредиты банкнотами. Общий размер денежной базы страны в каждый данный момент можно определить по балансу Центрального банка.

Основные статьи баланса Центрального банка

Актив

Пассив

Валютные резервы (золото и иностранная валюта) Ценные бумаги Кредиты коммерческим банкам Кредиты правительству Прочие активы

- ВР - ЦБ - ККБ - КП - ПА


Наличные деньги в обращении Депозиты коммерческих банков Депозиты правительства Прочие пассивы

- НДО - ДКБ - ДП - ПП


Система коммерческих банков. Банкноты, покинувшие Центральный банк, распределяются в дальнейшем по двум направлениям: одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, другая поступает в коммерческие банки в виде вкладов. При осуществлении бессрочного беспроцентного вклада вкладчик обычно получает право оплачивать свои расходы чеками в пределах вложенной в банк суммы. В результате наряду с банкнотами в роли платежных средств оказываются чеки.      Банкноты, поступившие в виде вклада в коммерческий банк, могут быть использованы последним для предоставления кредита, и тогда количество платежных средств возрастет. При возвращении кредита количество платежных средств сокращается. Следовательно, коммерческие банки тоже могут создавать и уничтожать деньги.      В отличие от Центрального банка, возможности предоставления кредитов которого теоретически безграничны, так как его долговые обязательства и есть деньги, коммерческие банки имеют пределы кредитования. Открывая у себя счета до востребования, они должны считаться с тем, что вкладчик в любой момент может потребовать наличные деньги (банкноты) в объеме своего вклада. Поэтому в целях предотвращения банкротства коммерческим банкам всегда необходимо иметь резервы наличных денег.      В современной двухуровневой банковской системе для коммерческих банков устанавливаются нормативы минимальных резервных покрытий в виде обязательных беспроцентных вкладов в Центральном банке. Их размер определяется в процентах от вкладов в коммерческие банки. При этом процент дифференцирован по видам вкладов: вклады до востребования имеют более высокий норматив, чем срочные вклады.

Денежный мультипликатор - числовой коэффициент, показывающий во сколько раз возрастет либо сократится денежное предложение в результате увеличения либо сокращения вкладов в кредитно-денежную систему на одну денежную единицу. Денежный мультипликатор рассчитывается как отношение денежной массы к ден. базе.

Банковский (кредитный, кредтно-депозитный, депозитный) мультипликатор – это процесс многократного увеличения (мультипликации) остатков на депозитных счетах в коммерческих банках в результате их перевода из одного банка в другой. Благодаря действию банковского мультипликатора происходит расширение депозитов, путем многократного увеличения любых новых резервов, получаемых банковской системой. Т.е. банковский мультипликатор определяет зависимость между суммой резервов, которые банки обязаны хранить на счете в ЦБ (обязательные резервы), свободными резервами их кредитных операций и банковскими депозитами.

Вопрос 3. Законодательное регулирование налоговых отношений в РФ. Основные изменения налогового законодательства с 2011г. Законы: Конституция РФ, НК РФ (1 часть определяет налоговую систему и ее элементы и 2 часть регулирует налоги), Международные договора, Федеральные законы о налогах и сборах (вносят изменения в НК РФ), Законы субъектов РФ о налогах (вводят в действие региональные налоги), нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах (вводят местные налоги), подзаконные акты (нормативно-правовые акты вводят Минфин, финансовые органы субъектов и муниципальных образований).

НДС

1. Установлен закрытый перечень услуг, связанных с экспортом и импортом товаров, которые облагаются по нулевой ставке.

2. Арендатор признается налоговым агентом по НДС, если арендодателем является казенное учреждение.

3. При реализации (передаче) субъектам малого и среднего предпринимательства гос. (муниципального) недвижимого имущества, составляющего казну РФ, субъекта РФ или муниципального образования, не возникает объекта обложения НДС.

4. Для подтверждения нулевой ставки НДС при совершении внешнеторговых бартерных сделок, по которым полученный товар не ввозится в Россию, необходимо представить предусмотренные контрактом документы, подтверждающие получение товара за границей и его оприходование.

5. У участника проекта "Сколково" право на использование освобождения от уплаты НДС возникает с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения статуса участника проекта.

6. реализация корма для собак и кошек облагается НДС по ставке 18 %

Акцизы

1. Повышены ставки акцизов

2. Расширен перечень подакцизных товаров - включен коньячный спирт, к алкогольной продукции отнесены пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, в отдельные виды подакцизных товаров выделены автомобили легковые и мотоциклы с мощностью 150 л.с.

3.производители алкогольной продукции или подакцизной спиртосодержащей продукции обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза. они могут не уплачивать этот платеж, если представят в инспекцию банковскую гарантию и извещение об освобождении от его уплаты.

4. акцизами облагается передача спирта в структуре одной организации

5. Установлен отдельный порядок уплаты акцизов по маркированным товарам, которые ввозятся на территорию России с территории государства - члена таможенного союза.

НДФЛ

1. Налоговые агенты самостоятельно разрабатывают формы регистров налогового учета и порядок отражения в них сведений о выплаченных физлицу доходах.

2. Прописан порядок возврата излишне удержанных налоговым агентом сумм НДФЛ.

3. Излишне удержанный НДФЛ в связи с приобретением работником статуса налогового резидента возвращается налоговой инспекцией при подаче физлицом декларации по итогам года.

4. Налоговый агент при определении базы по операциям с ценными бумагами и ФИСС, операциям РЕПО с ценными бумагами и операциям займа ценными бумагами должен учитывать документально подтвержденные расходы физического лица, произведенные без участия этого налогового агента.

5. устанавлены особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги.

6. При расчете налоговой базы по доходам в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг их рыночная стоимость определяется на дату заключения сделки.

7. Установлен порядок учета субсидий, получаемых субъектами малого и среднего предпринимательства.