logo
ВСЕ ОТВЕТЫ

Вопрос 2. Международные и российские рейтинговые компании. Особенности рейтингования долговых ценных бумаг.

Рейтингом называют как ранжированные списки различных компаний, которые публикуют практически все ведущие деловые журналы и сайты, так и оценку кредитоспособности эмитентов ценных бумаг, а также финансовой устойчивости банков, страховых, инвестиционных компаний. Присвоение рейтинга обычно является платной услугой рейтингового агентства.

Потребность в рейтинговой информации возникает в случае, если необходима независимая оценка кредитоспособности компании. Пользователями рейтинговой информации являются стратегические инвесторы, кредиторы, акционеры и портфельные инвесторы, аналитики, потребители услуг организаций (банков, страховых компаний и т. п.), а также потенциальные партнеры по бизнесу.

Рейтинги не представляют собой комментарий по адекватности рыночной цены, пригодности той или иной ценной бумаги для конкретных инвесторов или по применению налоговых освобождений/режима налогообложения к каким-либо выплатам по каким-либо ценным бумагам. Сами рейтинги не являются фактической информацией и поэтому не могут характеризоваться как «точные» или «неточные».

Крупнейшими рейтинговыми агентствами (которые работают во всём мире) являются Moody's, Standard and Poor's and Fitch Ratings. Крупнейшими российскими рейтинговыми агентствами являются «Эксперт РА», «РусРейтинг», «Национальное Рейтинговое Агентство» и Рейтинговое агентство АК&M.

В конце 80-х гг. в мире существовало не более тридцати рейтинговых агентств, а рейтинговая деятельность была развита фактически только в США, то сейчас в мире уже более 100 рейтинговых агентств. С конца 80-х гг. началось стремительное развитие рейтинговой деятельности в мире.

Все активнее рейтинги используются в целях регулирования рынка капитала. Многие рейтинговые агентства в мире, и "Эксперт-РА" в том числе, являются уполномоченными агентами регулирующих органов. Появилась потребность в стандартизации многообразных долговых финансовых инструментов, создании адекватной системы оценки рисков при управлении инвестиционным портфелем, и именно эту потребность призваны удовлетворить кредитные рейтинги. Рейтинги - это один из наиболее удобных и эффективных способов решения проблемы асимметрии информации.

Россия включилась в этот процесс несколько позднее других стран. В России рейтинги практически не использовались при принятии инвестиционных решений, для анализа контрагента при заключении сделок, для оценки кредитных рисков при финансировании. Кроме того, далеко не каждый финансист отличал рейтинг (оценку надежности и вероятности исполнения обязательств) от рэнкинга (ранжирования по количественному признаку).

Первые российские рейтинговые агентства в России начали появляться сразу после того, как в результате приватизации начала формироваться финансовый рынок. Их развитие продолжалось достаточно успешно до кризиса 1998 г. вслед за активизацией финансового рынка, довольно крупных объемов торгов на фондовых рынках. Резкое снижение инвестиционной активности после кризиса 1998 г. привело к уменьшению спроса на информацию о российских компаниях и ценных бумагах. В 2001 г. произошло ряд знаковых событий на российском рынке рейтингования. Тогда рейтинговое агентство "Эксперт РА" присвоило первые кредитные рейтинги страховым компаниям, образовалось совместное предприятие рейтингового агентства "Интерфакс" и глобального рейтингового агентства Moody's, а Standard&Poor's объявило о поглощении российского рейтингового агентства "EA-Ratings".

Российские рейтинговые агентства (впрочем, как и международные) можно разделить на два основных типа: это универсальные и специализированные агентства. Универсальные рейтинговые агентства выставляют рейтинги различным компаниям как финансового сектора, так и других отраслей, и помимо этого выпускают ряд других продуктов информационно-аналитического содержания. К числу таких агентств относятся Эксперт РА, Moody's- Интерфакс, российские подразделения международных агентств. Специализированные агентства анализируют определенный сегмент (скажем, банковский рынок) и выставляют рейтинги участникам данного рынка (примеры - НАУФОР, "РусРейтинг", AK&M). Специфика рейтингов агентства "РусРейтинг" в том, что они основаны на анализе публичной информации, и поэтому их трудно отнести к классическим кредитным рейтингам. С другой стороны, в мировой практике не редки случаи именно такого подхода к оценке финансовой устойчивости.

Долговые ценные бумаги - все виды ценных бумаг, дающие право их владельцу на возврат к определенному сроку суммы, переданной им в долг, и фиксированного дохода. Долговыми ценными бумагами являются: облигации, казначейские обязательства, сберегательные сертификаты, векселя, коммерческие бумаги, банковские депозитные сертификаты и другие долговые расписки.

Рейтинг ценных бумаг, как и листинг, имеет своей целью оценку ценной бумаги с позиций и критериев, которые предъявляются к ней участниками рынка, т. е. с точки зрения соотношения доходности и рискованности инвестиций в нее. Оценка инвестиционных качеств ценной бумаги позволяет участникам рынка сопоставлять ценные бумаги между собой и на этой основе более правильно устанавливать рыночные цены и пропорции между ними. 

Чем выше рейтинг, тем ниже оценивается риск по ценной бумаге, и поэтому по ней может быть установлена относительно более низкая доходность. 

Чем ниже рейтинг ценной бумаги, тем больший риск свойствен ей, в связи с этим она должна иметь большую привлекательность для инвесторов с точки зрения уровня ее доходности. 

Рейтинг могут получать любые ценные бумаги, которые обращаются на фондовом рынке. 

Наибольшую значимость для рынка имеет рейтинг долговых ценных бумаг (облигаций). Причины этого следующие:

• акции всех ведущих компаний, как правило, обращаются на организованном фондовом рынке и включены в листинги организаторов фондовой торговли. В этом случае потребность в рейтинге таких акций отпадает. Нет необходимости судить о качестве акции на основе иных критериев субъективного порядка, если уже имеется ее рыночная цена, динамика которой и говорит о качестве этой акции;

• облигации (долговые ценные бумаги), как правило, не имеют биржевого листинга, но даже когда он имеется, его наличие не означает активной торговли ими на бирже. Рынок облигаций в основном внебиржевой, междилерский;

• разнообразие качественных характеристик долговых ценных бумаг (облигаций) не имеет предела в отличие от акций. На рынке вряд ли можно найти выпуски облигаций с одинаковыми характеристиками. В результате профессиональный процесс оценки качества всего этого многообразия облигаций становится просто необходим, так как даже профессиональные торговцы уже не в состоянии самостоятельно оценивать их качество;

• рейтинг акций не может осуществляться на основе тех же критериев, что и рейтинг облигаций, так как показатели, влияющие на рейтинг акций, столь разнообразны, что не могут быть сведены к единой оценке. 

Потребность в рейтинге акций обычно возникает, когда на рынок выходит их новый, малоизвестный эмитент. Такая профессиональная оценка качества новых акций позволяет участникам рынка сориентироваться относительно уровня рыночной цены акции сравнительно с ценами уже имеющихся на рынке аналогичных акций. 

Рейтинг облигаций имеет свою особенность: обычно не имеет экономического смысла оценивать качество каждого отдельного выпуска долговых ценных бумаг у одного и того же их эмитента. Целесообразнее дать рейтинг сразу эмитенту в целом, т. е. на все его долговые обязательства. Поэтому возникает разделение на рейтинг ценных бумаг и на кредитный рейтинг самого эмитента. 

В тех случаях, когда эмитент желает получить рейтинг на конкретный вид эмитируемой им ценной бумаги, имеет место рейтинг ценных бумаг. В тех случаях, когда эмитент хочет получить рейтинг на все свои долговые обязательства, имеет место кредитный рейтинг эмитента. 

Кредитный рейтинг — это профессиональная оценка участника рынка в качестве должника. Кредитный рейтинг позволяет судить о степени рискованности инвестирования (кредитования) в ценные бумаги данного эмитента или предоставления ему банковской ссуды.