8. Бюджетный процесс и полномочия его основных участников, направления реформирования бюджетного процесса
Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета. Б.п. осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом:
Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение
Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Б.п. длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс. Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.
Участниками бюджетного процесса являются:
• Президент РФ;
• органы законодательной (представительной) власти;
• органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
•органы денежно-кредитного регулирования;
•органы государственного и муниципального финансового контроля;
•государственные внебюджетные фонды;
•главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
•иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
•бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.
(19.05.2011) - Экспертная группа №17 «Реформа бюджетного сектора в экономике», работающая в рамках доработки «Стратегии-2020» провела 19 мая открытое заседание при поддержке РИА «Новости». Темой заседания стали основные направления и механизмы повышения эффективности деятельности бюджетного процесса.
Основными же целями названы повышение качества и доступности социально-значимых услуг и повышение эффективности их предоставления притом, что потребности населения все более и более дифференцированы. Однако добиваться этих целей придется в условиях невозможности резкого повышения финансирования бюджетного сектора. До 2020 года финансирование бюджетного сектора возможно увеличить лишь на 2-3% ВВП. В тоже время, доля расходов на государственные и муниципальные учреждения социальной сферы, которые составляют более 83% от всех государственных и муниципальных учреждений России, уже составляет 12,5% от ВВП страны.
Еще одной проблемой в развитии бюджетного сектора, по мнению экспертов, является сокращение населения в целом и его старение. Это вызывает диспропорции в оказании социально значимых услуг, когда школы пустуют, а больницы, напротив, переполнены. Однако эксперты считают, что нельзя просто закрывать пустующие учреждения, нужны программы «консервации», чтобы была возможность вернуться к ним при необходимости. Среди инструментов реформирования сектора социально значимых услуг были названы формирование пакетов социально значимых услуг, смена типа учреждений, конкуренция по качеству и привлечение к оказанию государственных услуг коммерческих и некоммерческих организаций, применение принципов нормативного финансирования, развитие сети учреждений и развитие государственно-частного партнерства.
По мнению экспертов, ни один из этих способов не является панацеей, и все они должны применяться дифференцированно. Важным моментом в реформе бюджетного сектора является обеспечение информационной открытости и прозрачности.
- 1.Современные теории финансов. Основные подходы к трактовке финансов в зарубежной литературе
- 2. Финансы как экономическая категория: признаки финансовых отношений, функции финансов как проявления их сущности
- 3.Понятие системы финансов: подсистемы и звенья финансов, их характеристика, взаимосвязь звеньев
- 5. Финансовый контроль, его виды.
- 6. Основные направления бюджетной политики в условиях модернизации экономики России.
- 7. Бюджетная система рф, ее принципы.
- 8. Бюджетный процесс и полномочия его основных участников, направления реформирования бюджетного процесса
- 9. Регулирование дефицита бюджета и государственного (муниципального) долга
- 10. Развитие межбюджетных отношений в России
- 11.Экономическое содержание, классификация и функции налогов. Роль налогов в формировании бюджетов различных уровней.
- 12.Налоговая политика государства в системе государственного регулирования экономики.
- 13.Налоговая система рф: структура, общая характеристика, основные направления развития.
- 14.Общая характеристика налогов, взимаемых с организаций в рф.
- 15.Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц в рф.
- 16. Доходы организаций (предприятий), формирование и использование выручки от продаж
- 17.Расходы организации; нормативное регулирование и планирование
- 18.Планирование прибыли. Расчет точки безубыточности организации. Эффект производственного рычага
- 19. Источники финансирования инвестиций на предприятиях. Амортизационная политика в современных условиях
- 20.Планирование потребности в оборотном капитале. Финансовый цикл организации
- 21. Капитал ао: состав, классификация, порядок формирования и использования.
- 22. Стоимость акционерного капитала. Теории и модели.
- 2.Теория структуры капитала.
- 0Оценка средневзвешенной стоимости капитала для различных источников:
- 23.Эффект финансового рычага. Американская и европейская концепции.
- 24. Современные теории дивидендов. Виды дивидендной политики и порядок выплаты дивидендов в рф.
- 25. Модель средней взвешенной стоимости капитала и области ее применения.
- 26. Инвестиции: понятие и классификация, общая характеристика инвестиционной среды рф
- 27. Финансирование реальных инвестиций: источники, формы и способы
- 28. Способы определения ставки дисконтирования при оценке инвестиционных проектов
- 29. Понятие финансового инструмента. Классификация финансовых инструментов, оценка их стоимости и доходности
- 30. Портфель финансовых инвестиций. Методы снижения риска инвестиционного портфеля
- 31. 5 Апреля 2011 Была принята стратегия развития банковского сектора рф на период до 2015г.
- 32. Структура банковской системы рф. Организационно-правовые формы кредитных организаций.
- 33. Состав и структура активов российских коммерческих банков, характеристика отдельных видов активов.
- 34. Функции и источники собственного капитала банка. Требования цб рф к размеру собственного капитала банка.
- 35.Классификация банковских кредитов, основные способы их выдачи и погашения. Тенденции развития банковского кредитования.
- 36. Национальная платежная система России: участники, требования к организации и функционированию в свете Федерального закона от 27.06.2011 г. №161-фз «о национальной платежной системе».
- 37.Организация межбанковских расчетов
- 38. Виды банковских счетов, порядок их открытия, очередность платежей с банковского счета клиента. Содержание договора банковского счета
- 39. Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями
- 40. Организация кассового обслуживания клиентов в банках. Порядок приема и выдачи наличных денег. План-прогноз кассовых оборотов банка
- 41. Личное страхование, его значение и виды.
- 42. Принципы организации операций по страхованию жизни.
- 43. Страхование ответственности: содержание, формы и основные виды.
- 44. Имущественное страхование: содержание, основные виды. Формы и системы страхового возмещения.
- 45. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховых организаций
- 46. Социальное страхование: содержание, принципы организации и финансовый механизм.
- 47. Страховые взносы в системе социального страхования рф: состав и назначение, порядок регулирования.
- 48.Обязательное пенсионное страхование в рф: содержание и виды обеспечения.
- 49. Принципы организации и финансирования обязательного медицинского страхования.
- 50. Системы социальных пособий, финансируемых Фондом социального страхования
- 51. Деньги. Определение категории. Содержание денег (функции) и форма (эволюция от примитивных к современным)
- 4.Деньги как средство платежа.
- 52. Денежная система, её элементы. Виды денежных систем или стандартов (металлические: подвиды и неразменные бумажные). Преимущества и недостатки каждого вида.
- 53.Равновесие на рынке кредита и факторы, влияющие на величину процентной ставки: эффект ликвидности, дохода, инфляционные и вытеснения.
- 54.Деньги центрального банка и деньги коммерческих банков. Природа денежного мультипликатора.
- 55.Иерархия целей денежно-кредитной политики.
- 43. Фондовые индексы. Мировой опыт и российская действительность
- 56. Современная российская валютная система.
- 57. Особенности валютного рынка. Основные валютные операции.
- 58. Валютный курс, факторы его формирования и методы регулирования.
- 59. Конвертируемость валют: условия и режимы конвертируемости.
- 60. Платёжный баланс и его структура. Методы определения сальдо и регулирования платёжного баланса.
- 61. Международные и российские рейтинговые компании. Изменение суверенных рейтингов сша и Европы после финансового кризиса. Российские кредитные рейтинги.
- 64.Технический и фундаментальный анализ на рынке ценных бумаг: особенности и различия
- 62. Крупнейшие американские, европейские и азиатские биржи: современные проблемы слияний и поглощений
- 63. Фондовые индексы. Мир опыт и россия
- 66. Эффективный набор портфелей
- 67. Портфель из актива без риска и рискованного портфеля. Кредитный и заемный портфель ц.Б.
- 68.Допустимость риска в управлении портфелем ц.Б.
- 69. Определение доходности и риска при формировании портфеля ц.Б.
- 70.Показатели эффективности управления портфелем ц.Б.