logo search
ШПОРЫ ФК готовые

8. Бюджетный процесс и полномочия его основных участников, направления реформирования бюджетного процесса

Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета. Б.п. осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом:

Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Б.п. длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс. Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.

Участниками бюджетного процесса являются:

• Президент РФ;

• органы законодательной (представительной) власти;

• органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

•органы денежно-кредитного регулирования;

•органы государственного и муниципального финансового контроля;

•государственные внебюджетные фонды;

•главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

•иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

•бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

(19.05.2011) - Экспертная группа №17 «Реформа бюджетного сектора в экономике», работающая в рамках доработки «Стратегии-2020» провела 19 мая открытое заседание при поддержке РИА «Новости». Темой заседания стали основные направления и механизмы повышения эффективности деятельности бюджетного процесса.

Основными же целями названы повышение качества и доступности социально-значимых услуг и повышение эффективности их предоставления притом, что потребности населения все более и более дифференцированы. Однако добиваться этих целей придется в условиях невозможности резкого повышения финансирования бюджетного сектора. До 2020 года финансирование бюджетного сектора возможно увеличить лишь на 2-3% ВВП. В тоже время, доля расходов на государственные и муниципальные учреждения социальной сферы, которые составляют более 83% от всех государственных и муниципальных учреждений России, уже составляет 12,5% от ВВП страны.

Еще одной проблемой в развитии бюджетного сектора, по мнению экспертов, является сокращение населения в целом и его старение. Это вызывает диспропорции в оказании социально значимых услуг, когда школы пустуют, а больницы, напротив, переполнены. Однако эксперты считают, что нельзя просто закрывать пустующие учреждения, нужны программы «консервации», чтобы была возможность вернуться к ним при необходимости. Среди инструментов реформирования сектора социально значимых услуг были названы формирование пакетов социально значимых услуг, смена типа учреждений, конкуренция по качеству и привлечение к оказанию государственных услуг коммерческих и некоммерческих организаций, применение принципов нормативного финансирования, развитие сети учреждений и развитие государственно-частного партнерства.

По мнению экспертов, ни один из этих способов не является панацеей, и все они должны применяться дифференцированно. Важным моментом в реформе бюджетного сектора является обеспечение информационной открытости и прозрачности.