48 Управление дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность образуется во время реализации продукции и представляет собой денежные средства, которые покупатели должны предприятию. В наличные денежные средства она превращается через определенный срок.
На дебиторскую задолженность влияет много факторов: объективные факторы - экономические условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность, субъективные - профессиональный уровень финансового менеджера, кредитную политику предприятия, которая может существенно влиять на реализацию.
В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность (ДЗ) классифицируется по следующим видам:
ДЗ за товары , услуги, работы, срок оплаты которых не наступил;
ДЗ за товары , услуги, работы, неоплаченные в срок;
ДЗ по векселям полученным;
ДЗ по расчетам с бюджетом;
ДЗ по расчетам с персоналом;
Прочие виды ДЗ.
Расчеты с покупателями составляют 80-90% в общей сумме ДЗ, поэтому управление ДЗ на предприятии связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию. В целях эффективного управления ДЗ на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления ДЗ (или его кредитная политика по отношению к покупателям продукции).
Политика управления ДЗ направлена на расширение объема реализации продукции и заключается в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Политика управления дебиторской задолженностью включает:
Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде.
Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава ДЗ предприятия, а также эффективности инвестированных нее финансовых средств.
1-й этап анализа: оценивается уровень ДЗ предприятия и его динамика в предшествующем периоде. Оценка уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в ДЗ: .
Где КОАДЗ – коэффициент отвлечения оборотных активов в ДЗ; ДЗ – общая сумма ДЗ предприятия, ОА – общая сумма оборотных активов предприятия.
2-й этап анализа: определяется средний период инкассации ДЗ и количество его оборот в рассматриваемом периоде.
Средний период инкассации ДЗ характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла предприятия: ; где Пидз – средний период инкассации ДЗ предприятия,- средний остаток ДЗ предприятия, Оо – сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
Количество оборотов ДЗ характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в рассматриваемом периоде: , где ОР – общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
3-й этап анализа: оценивается состав ДЗ предприятия по предусмотренным срокам ее инкассации (по отдельным «возрастным» группам)Результаты анализа представляются графически.
4-й этап анализа: рассматривается состав просроченной ДЗ, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. Рассчитываются следующие показатели: 1. коэффициент просроченной ДЗ: , где ДЗпр - сумма ДЗ, неоплаченной в предусмотренные сроки; 2. средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) ДЗ:, где -средний остаток ДЗ неоплаченный в срок.
5-й этап: анализа: определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в ДЗ, т.е. сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также финансовых потерь от не возврата долга покупателями. Расчет эффекта производится по формуле: , где Пдз - дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, ТЗдз – текущие затраты, связанные с организацией кредитования и инкассации долга, ФПдз – сумма прямых финансовых потерь от не возврата долга покупателям. В процессе этого этапа может быть определен также относительный показатель – коэффициент эффективности инвестирования средств в ДЗ:, где Эдз – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в ДЗ по расчетам с покупателями в определенном периоде,средний остаток ДЗ по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.
Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции. На этой стадии решают два основных вопроса:
1) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит: товарный кредит – представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов (от 1 до 6 мес.); потребительский кредит – форма розничной реализации товаров покупателям с отсрочкой платежа (обычно от 6 мес до 2 лет).
2) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию. Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Бывают: а) консервативный (жесткий) тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска; б) умеренный тип характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска; в) агрессивны (мягкий) тип – приоритетной целью ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит.
Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в ДЗ по товарному и потребительскому кредиту.
При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит (ОРк), средний период предоставления отсрочки платежа, по отдельным формам кредита , средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (), коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции (Кс/ц). Эта сумма определяется:.
Формирование системы кредитных условий:
срок кредита (кредитный период) – характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа,
размер кредита (кредитный лимит) – максимальный предел суммы задолженности покупателя по кредиту,
стоимость предоставления кредита - характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. Годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит: , где ЦСн - ценовая скидка покупателю при осуществлении немедленных расчетов за продукцию, %; СПк – срок кредита, дн.;
система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями (пени, штрафы, неустойки).
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность.
Формирование процедуры инкассации ДЗ. (сроки и формы напоминаний покупателям о дате платежа и т.д.).
Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования ДЗ. Рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ЦБ. Формы рефинансирования: факторинг; учет векселей, выданных покупателями продукции; форфейтинг.
Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией ДЗ. Контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля на предприятии как самостоятельный его блок. Одним из видов таких систем является «Система АВС» применительно к портфелю ДЗ предприятия. Категория «А» - наиболее крупные и сомнительные виды ДЗ; «В» - кредиты средних размеров; «С» - остальные виды ДЗ. Критерием оптимальной кредитной политики является условие: , где ДЗо – оптимальный размер ДЗ при нормальном финансовом состоянии предприятия; ОПдр – дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит; ОЗдз - дополнительные операционные затраты по обслуживанию ДЗ; ПСдз – размер потерь средств, инвестированных в ДЗ из-за недобросовестности покупателей.
- 1. Производство и его основные факторы. Производственная функция.
- 2. Кривая производственных возможностей (кпв). Альтернативная стоимость.
- 3. Система показателей эластичности и их практическое применение.
- Относительное (процентное) изменение цены (%∆p)
- Перекрестная эластичность спроса.
- 4. Понятие и виды издержек. Графическая интерпретация издержек производства.
- 5. Теория потребительского поведения. Понятие полезности. Выбор потребителя.
- 6. Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия)
- 7. Показатели национального производства. Валовый внутренний продукт, валовый национальный доход и чистый национальный доход. Номинальный и реальный ввп.
- 8. Показатели общего уровня цен (индексы цен).
- 9. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- Макроэкономическое равновесие
- 10. Инфляция, ее определение, виды. Механизмы, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.
- 11. Характеристика рынка труда. Понятие и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл.
- 12. Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста.
- 13. Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
- 14. Понятие «Финансы». Социально – экономическая сущность и функции финансов.
- 15. Содержание и принципы финансовой политики государства
- 16. Финансовая система государства
- 17. Государственный бюджет рф и его функции
- 18. Состав и структура доходов федерального, регионального и местных бюджетов
- Доходы федерального бюджета.
- Доходы бюджетов субъектов рф.
- 19. Бюджетный дефицит и методы его покрытия
- 20. Федеральные налоги
- 21. Налоги субъектов рф.
- 22. Местные налоги и сборы
- 23. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов.
- 24. Государственный долг. Внутренние и внешние займы
- 25. Классификация бюджетных расходов рф
- 26. Бюджетное устройство и бюджетная система рф
- 27. Бюджетный процесс в рф
- 28. Внебюджетные специальные фонды государства
- Пенсионный фонд рф
- Фонд социального страхования рф
- Фонд обязательного медицинского страхования
- 29. Финансовый контроль.
- 30. Затраты предприятия на производство продукции и выручка
- 31. Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли.
- 32. Основные фонды и другие внеоборотные активы. Источники их формирования и финансирования воспроизводства.
- 33. Оборотные средства предприятия, их назначение и источники формирования.
- 34. Состав и структура доходов федерального, регионального, местного бюджетов
- 37. Методический инструментарий оценки стоимости денег во времени
- 38. Методы анализа финансового состояния предприятия
- Основные методы анализа
- 39. Анализ ликвидности (платежеспособности) и кредитоспособности предприятия.
- 40. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 41. Оценка стоимости капитала. Взвешивание по балансовой и рыночной стоимости.
- 42. Финансовые отчеты (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, кассовый план, другие стандартизированные отчеты)
- 43. Эффект финансового рычага, финансовый риск
- 44. Определение порога рентабельности (безубыточности производства).
- 45. Эффект операционного рычага, предпринимательский риск
- 46. Комплексное оперативное управление оборотными активами и краткосрочными обязательствами.
- 47 Управление товарными материальными запасами
- 48 Управление дебиторской задолженностью
- 49 Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование управление
- 50 Общие основы управления денежными потоками предприятия
- Отчет о движении денежных средств предприятия
- 2. Анализ денежных потоков предприятия в предшествующем периоде - выявление уровня достаточности формирования денежных средств, эффективности их использования
- 51. Методы анализа денежных потоков
- 52. Планирование денежных потоков и разработка платежного календаря
- 53 .Синхронизация и оптимизация денежных потоков предприятия
- 54. Диагностика банкротства предприятия
- 55 Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций.
- 56. Анализ эффективности инвестиционных проектов.
- 57. Виды и особенности прямых иностранных инвестиций (пии)в России
- 58 Портфельные иностранные инвестиции в России
- 59. Риск и доходность: теория портфеля. Альтернатива «риск-доходность» в финансовом менеджменте.
- 60. Методы управления финансовыми рисками
- 61. Хеджирование финансового риска. Инструменты хеджирования.
- 62. Страхование, функции страхования, характеристика видов страхования
- 63 Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства
- 64. Облигации как инструмент заемного финансирования.
- 65. Функционирование фондовых бирж, профессиональные участники фондовых бирж
- 66. Обыкновенные акции как инструмент собственного финансирования
- 67 Производные ценные бумаги
- 68 Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка
- 69 Рынок корпоративных ценных бумаг в России
- 70 Понятие денежной массы и денежной базы. 89 Понятие «денежный оборот», его содержание и структура.
- 71 Сущность кредиты, его функции
- 72 Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе. Конвертируемая валюта ее виды.
- 73 Характеристика элементов кредитной системы, ее структура
- Структура кредитной системы
- 74 Задачи и функции центральных банков
- 75 Понятие ссудного и банковского процента
- 76 Активные операции коммерческих банков
- 77 Пассивные операции коммерческих банков
- 78. Информационная безопасность в финансовых системах
- 79. Аис в страховании
- 80 Аис в налоговых органах
- 81. Информационные технологии в биржевом деле.
- 82. Аис и аит на предприятиях
- 83. Аис в банках