logo
otvetZF_NNGU_GOS2012

Основные методы анализа

Наименование

Содержание

Значение

Анализ абсолютных показателей

Состоит в оценке важнейших результирующих статей отчетности (выручки, чистой прибыли, суммы активов, величины акционерного капитала, заемных средств и т.д.)

Позволяет оценить статьи отчетности в статике и динамике

Горизонтальный анализ

Состоит в сравнении каждого значения отчетности с предыдущим годом, расчете темпов их роста (индексный анализ)

Позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей (групп статей) отчетности

Вертикальный анализ

Состоит в расчете структуры обобщающих итоговых статей отчетности и составлении динамических рядов (процентный анализ)

Позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе источников средств и направлениях их использования

Анализ коэффициентов (относительных показателей)

Состоит в расчете соотношений между отдельными статьями отчетности компании, определении взаимосвязи между показателями

Позволяет провести сравнительный анализ эффективности: с предшествующими (удачными) годами; с компаниями-конкурентами или лидерами в отрасли; с запланированными показателями

Анализ абсолютных показателей предполагает:

оценку удельных весов статей баланса — структурных характеристик;

Горизонтальный анализ отчетности основан на исследовании динамики развития всех статей баланса и отчета о прибылях и убытках с базисным годом, финансовые показатели которого принимаются равными 100%. По получении в результате таблицы отчетности в индексной форме проводится глубокий анализ динамики показателей и определения темпов прироста статей отчетности.

Вертикальный (процентный) анализ позволяет получить представление о структуре важнейших итоговых сумм финансовой отчетности. Так, сумма актива берется равной 100% и рассчитываются удельные веса каждой статьи активов по отношению к итогу. Аналогично поступают с пассивами. При вертикальном анализе Отчета о прибылях и убытках за 100% принимается выручка от продаж. Более глубокие выводы можно сделать, составив таблицу на основании данных отчетности в процентной форме за ряд лет, поскольку это позволяет проследить динамику структурных изменений (темп прироста структурных изменений).

Финансовые коэффициенты — важнейшие инструменты финансового анализа представляют собой отношение одного бухгалтерского показателя к другому. Анализ финансового положения фирмы при помощи финансовых коэффициентов заключается в сопоставлении показателей компании за текущий год с аналогичными показателями за прошедшие годы, а также в определении тенденций развития компании (прогнозные оценки) по каждому коэффициенту. При разработке форм для управленческого учета каждое предприятие имеет право составить для аналитической работы собственный набор (систему) коэффициентов, поскольку их число не ограничено и возрастает с увеличением исходной информации. Тем не менее принято рассчитывать четыре группы показателей (финансовых коэффициентов):