6. Основные направления бюджетной политики в условиях модернизации экономики России.
1.Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает, в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.
Сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года. В среднесрочной перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.
2. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.
Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.
Предстоит трезво оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями. Комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые внутренние и внешние условия развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной политики.
Для разработки долгосрочной бюджетной стратегии потребуется расширение горизонта и повышение надежности экономических прогнозов. Нужно ввести четкие правила оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств.
3.Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.
Правительство Российской Федерации работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.
4.Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.
Нужно начинать работу по постепенному сворачиванию вынужденных антикризисных мер. В период кризиса государство оказало серьезную поддержку многим отраслям экономики и конкретным предприятиям, различные меры этой поддержки продолжают осуществляться и сегодня. Однако государственная поддержка на прежних льготных условиях не может предоставляться длительное время.
В ближайшие три года необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, прежде всего в рамках проектов в таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение. Проектный подход к реализации модернизационной стратегии должен найти отражение в деятельности инновационного центра «Сколково», в отношении которого необходимо в кратчайшие сроки обеспечить создание особого правового режима осуществления научной, предпринимательской и иной деятельности. Следует активнее проводить приватизацию федерального имущества, в том числе за счет крупных инвестиционно привлекательных компаний. Цель состоит не только в увеличении поступления средств в бюджет, но и в обеспечении поддержки конкуренции и благоприятного инвестиционного климата.
5.Повышение качества человеческого капитала.
Никакая модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения.
Помимо развития собственных научных школ, следует уделять внимание привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов, а также способствовать повышению квалификации российских специалистов в зарубежных учебных заведениях. Серьезнейшее внимание должно быть уделено как образованию, так и улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности.
Направления на 13-15 год
Бюджетное послание Президента на 13-14 гг. опубликовано 30 июня 2011
Федеральный бюджет трехлетний. Субъекты могут выбирать, составлять трехлетний или только на очередной фин год.
Бюджет 11 года был исполнен с профицитом (400 млрд). Благодаря высоким ценам на нефть.
ВВП растет 3-4% в год
18 апр 2012 г. Собралась Коллегия Минфина. Определились задачи:
восстановление фискальных правил (это ограничения на размер дефицита, долга, расходов по обслуживанию). Правила использования нефтегазовых доходов (НДПИ, акцизы на нефть, экспортные пошлины)
разработка бюджетной стратегии – до 2024 г. Чтобы выявить риски, перспективы развития
формирование программно-целевого бюджета (когда большая часть бюджета состоит из программ). Но из 41 запланированных в 2010 году программ осуществили только 8, и то с трудом. Хотят выйти на программно-целевой бюджет к 2014 году. Для этого надо принять поправки в БК РФ.
Повышение эффективности оказания гос услуг. С 2012 года есть 3 типа учреждений. Через развитие самостоятельности планируется повысить качество и эффективность.
Новый этап развития межбюджетных взаимоотношений. Повышение эффективности бюджетных трансфертов.
Задача гос и мун контроля.
Создание и развитие информационной системы «Электронный бюджет». Сейчас есть сайт гос закупок, сайт учреждений (есть инфа о каждом учреждении, планы, отчеты и т.д.). Концепция принята летом 2011 г. Казначейство станет банком, будут платежи в режиме реального врмени.
Налоги. Основные направления нал политики на 13-15 год
Развитие системы управления гос активами и обязательствами. В т.ч. речь о долге. Минфин создает фин агентство, которое будет заниматься выгодным размещением средств.
Повышение инвестиционного рейтинга России.
Есть программа бюджетных реформ
Объем фед бюджета на 2012 год 12,6 трлн. 11,8 – доходы. Дефицит 800 млрд. В 2013 году дефицит возрастает, к 14 – снижается. В 2015 году задача – бездефицитный бюджет
- 1.Современные теории финансов. Основные подходы к трактовке финансов в зарубежной литературе
- 2. Финансы как экономическая категория: признаки финансовых отношений, функции финансов как проявления их сущности
- 3.Понятие системы финансов: подсистемы и звенья финансов, их характеристика, взаимосвязь звеньев
- 5. Финансовый контроль, его виды.
- 6. Основные направления бюджетной политики в условиях модернизации экономики России.
- 7. Бюджетная система рф, ее принципы.
- 8. Бюджетный процесс и полномочия его основных участников, направления реформирования бюджетного процесса
- 9. Регулирование дефицита бюджета и государственного (муниципального) долга
- 10. Развитие межбюджетных отношений в России
- 11.Экономическое содержание, классификация и функции налогов. Роль налогов в формировании бюджетов различных уровней.
- 12.Налоговая политика государства в системе государственного регулирования экономики.
- 13.Налоговая система рф: структура, общая характеристика, основные направления развития.
- 14.Общая характеристика налогов, взимаемых с организаций в рф.
- 15.Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц в рф.
- 16. Доходы организаций (предприятий), формирование и использование выручки от продаж
- 17.Расходы организации; нормативное регулирование и планирование
- 18.Планирование прибыли. Расчет точки безубыточности организации. Эффект производственного рычага
- 19. Источники финансирования инвестиций на предприятиях. Амортизационная политика в современных условиях
- 20.Планирование потребности в оборотном капитале. Финансовый цикл организации
- 21. Капитал ао: состав, классификация, порядок формирования и использования.
- 22. Стоимость акционерного капитала. Теории и модели.
- 2.Теория структуры капитала.
- 0Оценка средневзвешенной стоимости капитала для различных источников:
- 23.Эффект финансового рычага. Американская и европейская концепции.
- 24. Современные теории дивидендов. Виды дивидендной политики и порядок выплаты дивидендов в рф.
- 25. Модель средней взвешенной стоимости капитала и области ее применения.
- 26. Инвестиции: понятие и классификация, общая характеристика инвестиционной среды рф
- 27. Финансирование реальных инвестиций: источники, формы и способы
- 28. Способы определения ставки дисконтирования при оценке инвестиционных проектов
- 29. Понятие финансового инструмента. Классификация финансовых инструментов, оценка их стоимости и доходности
- 30. Портфель финансовых инвестиций. Методы снижения риска инвестиционного портфеля
- 31. 5 Апреля 2011 Была принята стратегия развития банковского сектора рф на период до 2015г.
- 32. Структура банковской системы рф. Организационно-правовые формы кредитных организаций.
- 33. Состав и структура активов российских коммерческих банков, характеристика отдельных видов активов.
- 34. Функции и источники собственного капитала банка. Требования цб рф к размеру собственного капитала банка.
- 35.Классификация банковских кредитов, основные способы их выдачи и погашения. Тенденции развития банковского кредитования.
- 36. Национальная платежная система России: участники, требования к организации и функционированию в свете Федерального закона от 27.06.2011 г. №161-фз «о национальной платежной системе».
- 37.Организация межбанковских расчетов
- 38. Виды банковских счетов, порядок их открытия, очередность платежей с банковского счета клиента. Содержание договора банковского счета
- 39. Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями
- 40. Организация кассового обслуживания клиентов в банках. Порядок приема и выдачи наличных денег. План-прогноз кассовых оборотов банка
- 41. Личное страхование, его значение и виды.
- 42. Принципы организации операций по страхованию жизни.
- 43. Страхование ответственности: содержание, формы и основные виды.
- 44. Имущественное страхование: содержание, основные виды. Формы и системы страхового возмещения.
- 45. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховых организаций
- 46. Социальное страхование: содержание, принципы организации и финансовый механизм.
- 47. Страховые взносы в системе социального страхования рф: состав и назначение, порядок регулирования.
- 48.Обязательное пенсионное страхование в рф: содержание и виды обеспечения.
- 49. Принципы организации и финансирования обязательного медицинского страхования.
- 50. Системы социальных пособий, финансируемых Фондом социального страхования
- 51. Деньги. Определение категории. Содержание денег (функции) и форма (эволюция от примитивных к современным)
- 4.Деньги как средство платежа.
- 52. Денежная система, её элементы. Виды денежных систем или стандартов (металлические: подвиды и неразменные бумажные). Преимущества и недостатки каждого вида.
- 53.Равновесие на рынке кредита и факторы, влияющие на величину процентной ставки: эффект ликвидности, дохода, инфляционные и вытеснения.
- 54.Деньги центрального банка и деньги коммерческих банков. Природа денежного мультипликатора.
- 55.Иерархия целей денежно-кредитной политики.
- 43. Фондовые индексы. Мировой опыт и российская действительность
- 56. Современная российская валютная система.
- 57. Особенности валютного рынка. Основные валютные операции.
- 58. Валютный курс, факторы его формирования и методы регулирования.
- 59. Конвертируемость валют: условия и режимы конвертируемости.
- 60. Платёжный баланс и его структура. Методы определения сальдо и регулирования платёжного баланса.
- 61. Международные и российские рейтинговые компании. Изменение суверенных рейтингов сша и Европы после финансового кризиса. Российские кредитные рейтинги.
- 64.Технический и фундаментальный анализ на рынке ценных бумаг: особенности и различия
- 62. Крупнейшие американские, европейские и азиатские биржи: современные проблемы слияний и поглощений
- 63. Фондовые индексы. Мир опыт и россия
- 66. Эффективный набор портфелей
- 67. Портфель из актива без риска и рискованного портфеля. Кредитный и заемный портфель ц.Б.
- 68.Допустимость риска в управлении портфелем ц.Б.
- 69. Определение доходности и риска при формировании портфеля ц.Б.
- 70.Показатели эффективности управления портфелем ц.Б.