logo search
ШПОРЫ ФК готовые

6. Основные направления бюджетной политики в условиях модернизации экономики России.

1.Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает, в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.

Сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года. В среднесрочной перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

2. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.

Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.

Предстоит трезво оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями. Комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые внутренние и внешние условия развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной политики.

Для разработки долгосрочной бюджетной стратегии потребуется расширение горизонта и повышение надежности экономических прогнозов. Нужно ввести четкие правила оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств.

3.Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.

Правительство Российской Федерации работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

4.Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.

Нужно начинать работу по постепенному сворачиванию вынужденных антикризисных мер. В период кризиса государство оказало серьезную поддержку многим отраслям экономики и конкретным предприятиям, различные меры этой поддержки продолжают осуществляться и сегодня. Однако государственная поддержка на прежних льготных условиях не может предоставляться длительное время.

В ближайшие три года необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, прежде всего в рамках проектов в таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение. Проектный подход к реализации модернизационной стратегии должен найти отражение в деятельности инновационного центра «Сколково», в отношении которого необходимо в кратчайшие сроки обеспечить создание особого правового режима осуществления научной, предпринимательской и иной деятельности. Следует активнее проводить приватизацию федерального имущества, в том числе за счет крупных инвестиционно привлекательных компаний. Цель состоит не только в увеличении поступления средств в бюджет, но и в обеспечении поддержки конкуренции и благоприятного инвестиционного климата.

5.Повышение качества человеческого капитала.

Никакая модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения.

Помимо развития собственных научных школ, следует уделять внимание привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов, а также способствовать повышению квалификации российских специалистов в зарубежных учебных заведениях. Серьезнейшее внимание должно быть уделено как образованию, так и улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности.

Направления на 13-15 год

Бюджетное послание Президента на 13-14 гг. опубликовано 30 июня 2011

Федеральный бюджет трехлетний. Субъекты могут выбирать, составлять трехлетний или только на очередной фин год.

Бюджет 11 года был исполнен с профицитом (400 млрд). Благодаря высоким ценам на нефть.

ВВП растет 3-4% в год

18 апр 2012 г. Собралась Коллегия Минфина. Определились задачи:

  1. восстановление фискальных правил (это ограничения на размер дефицита, долга, расходов по обслуживанию). Правила использования нефтегазовых доходов (НДПИ, акцизы на нефть, экспортные пошлины)

  2. разработка бюджетной стратегии – до 2024 г. Чтобы выявить риски, перспективы развития

  3. формирование программно-целевого бюджета (когда большая часть бюджета состоит из программ). Но из 41 запланированных в 2010 году программ осуществили только 8, и то с трудом. Хотят выйти на программно-целевой бюджет к 2014 году. Для этого надо принять поправки в БК РФ.

  4. Повышение эффективности оказания гос услуг. С 2012 года есть 3 типа учреждений. Через развитие самостоятельности планируется повысить качество и эффективность.

  5. Новый этап развития межбюджетных взаимоотношений. Повышение эффективности бюджетных трансфертов.

  6. Задача гос и мун контроля.

  7. Создание и развитие информационной системы «Электронный бюджет». Сейчас есть сайт гос закупок, сайт учреждений (есть инфа о каждом учреждении, планы, отчеты и т.д.). Концепция принята летом 2011 г. Казначейство станет банком, будут платежи в режиме реального врмени.

  8. Налоги. Основные направления нал политики на 13-15 год

  9. Развитие системы управления гос активами и обязательствами. В т.ч. речь о долге. Минфин создает фин агентство, которое будет заниматься выгодным размещением средств.

  10. Повышение инвестиционного рейтинга России.

Есть программа бюджетных реформ

Объем фед бюджета на 2012 год 12,6 трлн. 11,8 – доходы. Дефицит 800 млрд. В 2013 году дефицит возрастает, к 14 – снижается. В 2015 году задача – бездефицитный бюджет