logo search
FP_-_Voprosy

Налоговое право и налоговые правоотношения.

Общественные отношения, возникающие в связи с установле­нием и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности представляют одно из его подразделений (или подотраслей) — налоговое право. Эти отноше­ния являются предметом налогового права.

Таким образом, налоговое право — это совокупность финансо­во-правовых норм, регулирующих общественные отношения по ус­тановлению и взиманию налогов в бюджетную систему и в пред­усмотренных случаях — внебюджетные государственные и му­ниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц. Ес­тественно, что налоговое право существует и как соответствующая категория правовой науки.

Вместе с тем термин «налоговое право» применяется и в других аспектах: а) как отрасли законодательства, включающей в себя не только упомянутые нормы финансового права, но и других отрас­лей права (административного, гражданского, уголовного и др.), касающиеся системы налогообложения, контроля и ответствен­ности в этой сфере; б) как соответствующей учебной дисциплины, изучаемой обособленно от финансового права, например в рамках спецкурса. Такой подход в современных условиях возросшей роли налогов и налоговой деятельности также имеет полезные стороны, поскольку способствует углубленному комплексному изучению данных вопросов.

Состав источников налогового права (как подотрасли финансо­вого права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.

Главными источниками налогового права являются федераль­ные законы, принятые на их основе законы субъектов Российской Федерации, акты представительных органов местного самоуправ­ления. Все они базируются на конституционных нормах, закре­пивших исходные положения налогового права. Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на тер­ритории страны к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов (п. «и» ч. 1 ст. 72). Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государствен­ной власти. В пределах, предусмотренных федеральным законо­дательством, вопросы налогообложения на своей территории ре­гулируются субъектами РФ. Акты органов местного самоуправ­ления, принимаемые на основе законодательства РФ и субъектов РФ, действуют на территории соответствующего муниципального образования.

Если международным договором РФ установлены иные прави­ла и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ, то при­меняются международные нормы и правила (ч. 4 ст. 15 Конститу­ции РФ).

Исключительно важную роль в формировании источников на­логового права сыграл Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. Законодательный акт подобного содержания появился в истории СССР и Российской Федерации впервые. Его особенность состоит в том, что он ком­плексно урегулировал налоговые отношения, определил общие, наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения налоговой системы РФ и ее содержание, т.е. перечень налогов, их классифи­кацию, порядок установления налогов; обязанности и права нало­гоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых ор­ганов и их должностных лиц; обязанности банков и ответствен­ность их должностных лиц в области налогообложения. Таким образом, он явился предшественником принятого в 1998 г. Нало­гового кодекса РФ, введенного в действие с 1 января 1999 г. (за исключением части статей, установивших новую систему налогов и сборов)2.

____________________

* ВВС.1991.№11 Ст.527; СЗРФ 1999 №7.Ст.879; с изм. И доп. На 8 июля 1999 г.// Российская газета.1999 14 июля.

** См.: Федеральный закон «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июля 1998г.// СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3825; с изм. и доп. // Российская газета. 1999. 14 июля. См. такие: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1649.

 

Положения названного Закона конкретизированы в законода­тельных актах, относящихся к определенным видам налоговых платежей. Более подробно порядок взимания налогов предусмат­ривается в инструкциях по применению законов, издаваемых Го­сударственной налоговой службой РФ (с 25 декабря 1998 г. — Ми­нистерством РФ по налогам и сборам) по согласованию с Министер­ством финансов РФ, а в соответствующих случаях — Государст­венным таможенным комитетом РФ или с его участием. Однако акты названных федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Закон о каждом конкретном налоге содержит следующие основ­ные элементы.*

_____________________

* Следует заметить, что в НК РФ (ст. 17 с изм. и доп.) говорится не об элементах закона о налоге, а об элементах налогообложения, в связи с чем последние назывались отдельно от налогоплательщиков.

1. Определение круга плательщиков (налогоплательщиков), их основных признаков. К ним относятся организации (юридичес­кие лица, филиалы и иные обособленные подразделения юриди­ческих лиц) и физические лица, на которые в соответствии с зако­нодательными актами возложена обязанность уплачивать налог.

2. Определение объекта налогообложения, т.е. того предмета, на который начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущество и другие объекты. В целях уточнения объекта налого­обложения может быть определена налоговая база (т.е. его стои­мостная, физическая или иная характеристика).

3. В определенных случаях требуется указать единицу налого­обложения, т.е. часть объекта налогообложения, при помощи ко­торой исчисляется налог (например, 1 кв. м земли, 1 га пашни и др.).

4. Ставка, т.е. размер налога, который взимается с единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом.

Ставки могут быть выражены в разных формах и в разной зави­симости от изменений объекта налогообложения.

Так, они могут быть выражены в процентах и твердых денеж­ных суммах, в их сочетании. Применяются пропорциональные ставки, т.е. не изменяющиеся в зависимости от увеличения или уменьшения объекта налогообложения, и прогрессивные, размер которых зависит от количественной характеристики объекта нало­гообложения (при его увеличении увеличивается и ставка налога).

5. Определение сроков уплаты, налогов в течение года. Они предусматриваются по каждому из видов налогов особо.

В необходимых случаях при установлении налога в норматив­ном правовом акте могут предусматриваться налоговые льготы и основания для использования их налогоплательщиком.

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возни­кающие по поводу установления и взимания налогов с организа­ций и физических лиц.

Правоотношения по поводу установления налогов предшеству­ют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, ее субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотрен­ному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъ­ектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.

Установленные в законном порядке налоги реализуются через налоговые правоотношения, которые возникают по поводу взима­ния этих налогов с организаций и физических лиц.

Основным содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в бюд­жетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных орга­нов — обеспечить уплату налогов.

Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности вле­чет за собой причинение материального ущерба государству или муниципальному образованию, ограничивает их возможности по реализации своих функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия на лиц, допустивших такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение таких обя­занностей.

В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщи­ки, налоговые органы и кредитные организации — банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответству­ющих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т.е. субъектами налогового права.

В Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Фе­дерации» от 27 декабря 1991 г. впервые был дан обобщенный пере­чень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Причем при характеристике налогоплательщиков Закон не разде­ляет их на юридические и физические лица, закрепляя их статус общими нормами. Конкретизированы же права и обязанности на­логоплательщиков в законодательных и иных актах, относящихся к каждому конкретному налоговому платежу.

Налоговый кодекс РФ уточнил состав участников налоговых правоотношений, а также содержание их прав и обязанностей.

Так, помимо налогоплательщиков, названы налоговые агенты и сборщики налогов (ст. 24 и 25). Налоговые агенты — это лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в отношении на­логов из заработной платы работников). Сборщики налогов, в ка­честве которых могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщи­ков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет (напри­мер, органы связи).* Права и обязанности сборщиков налогов под­лежат дальнейшему правовому урегулированию. Кроме того. Ко­декс ввел в круг возможных участников налоговых правоотноше­ний представителя налогоплательщика (гл. 4).

________________________

* См.: Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Ч. 1. Ст. 1—79 / Руководитель авторского коллектива А. В. Брызгалин. Екатеринбург, 1998.С.105.

Кодекс в перечне обязанностей налогоплательщиков выделил две группы: а) общие для организаций и физических лиц обязан­ности; б) дополнительные к ним обязанности налогоплательщи­ков — организаций и индивидуальных предпринимателей.

В первую группу входят следующие обязанности налогопла­тельщиков:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установлен­ном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена зако­нодательством о налогах и сборах;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устра­нении выявленных нарушений законодательства о налогах и сбо­рах, а также не препятствовать законной деятельности должност­ных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бух­галтерского учета и других документов, необходимых для исчис­ления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательст­вом о налогах и сборах.