logo
FP_-_Voprosy

Особенности взаимоотношений Центрального Банка рф с кредитными учреждениями страны. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями

 

Переход к рыночным отношениям, как отмечалось ранее, не исключает государственного регулирования различных сфер об­щественной жизни, в том числе и в кредитной сфере. С целью осуществления согласованных мер по реализации единой государ­ственной политики в области денежно-кредитных отношений ус­тановлено взаимное представительство Правительства РФ на засе­даниях Совета директоров Центрального банка РФ (Министр фи­нансов РФ и Министр экономики РФ участвуют в заседаниях Со­вета директоров с правом совещательного голоса) и Председателя Банка России в заседаниях Правительства РФ. Банк России и Пра­вительство РФ информируют друг друга о предполагаемых дейст­виях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются тем, что, с одной сторо­ны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федера­ции, а с другой стороны — Банк России — юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.

Банк России непосредственно не контролирует деятельность хозяйствующих субъектов и других кредитных организаций, при­нимает меры по защите интересов вкладчиков; для обеспечения стабильности банковской системы создает страховой фонд за счет обязательных отчислений кредитных организаций на условиях и в порядке, определяемых Банком России.

Банк России имеет Право предоставлять российским и ино­странным кредитным организациям, Правительству РФ кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено законом о федераль­ном бюджете. Обеспечением для кредитов Банка России могут вы­ступать:

золото и другие драгоценные металлы в различной форме;

иностранная валюта;

векселя в российской и иностранной валюте со сроками погаше­ния до шести месяцев;

государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются Советом директоров. В случаях, устанавливаемых Советом директоров, обеспечением могут выступать другие ценности, а также гарантии и поручительства.

В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им кратко­срочных кредитов по учетной ставке Банка России и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.

Банк России согласно законодательству является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для ус­тойчивого функционирования кредитных организаций, не вмеши­ваясь в их оперативную деятельность.

Как орган управления кредитной системы РФ он, осуществляя функции регулирования, вправе издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции в области банковского кредитования.

В соответствии с законодательством Банк России осуществля­ет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций. Указанный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право со­вершения банковских операций как в рублях, так и в иностран­ной валюте.

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, а также непринятие Банком России в установленный срок соответ­ствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Банк России в соответствии с Федеральным законом «О Цент­ральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях

обеспечения устойчивости кредитных организаций может уста­навливать им определенные обязательные нормативы:

1. Минимальный размер уставного капитала для вновь созда­ваемых кредитных организаций; минимальный размер собствен­ных средств (капитала) для действующих кредитных организа­ций. Минимальный размер собственных средств (капитала) уста­навливается как сумма уставного капитала, фондов кредитной ор­ганизации и нераспределенной прибыли. Об увеличении мини­мального размера собственных средств (капитала) Банк России официально объявляет не позднее чем за три года до момента его введения.

Уставный капитал кредитной организации составляется из вкладов (номинальной стоимости акций) ее учредителей (участни­ков)*. Вклады в уставный капитал могут быть и виде:

денежных средств;

материальных активов.

____________________

* Вестник Банка России. 1998. №55.

Внесенные в уставный капитал кредитной организации в уста­новленном порядке материальные активы (банковское оборудова­ние, здания, помещение, в котором располагается кредитная орга­низация, другое имущество) становятся ее собственностью.

Не могут быть внесены в уставный капитал кредитной органи­зации нематериальные активы (в том числе права аренды помеще­ния) и ценные бумаги.

2. Предельный размер неденежной части уставного капитала кредитной организации не должен превышать 20% в первые два года деятельности кредитной организации и 10% в последующие годы (с учетом сумм, направленных в уставный капитал по резуль­татам капитализации переоценки неденежной части уставного ка­питала).

3. Максимальный размер риска на единого заемщика или груп­пу связанных заемщиков. Данный норматив устанавливается в процентах от собственных средств кредитной организации. При ; определении размера риска учитываются вся сумма кредитов кре­дитной организации данному заемщику или группе связанных за­емщиков, а также гарантии и поручительства, представленные ор­ганизацией заемщику или группе заемщиков.

4. Максимальный размер крупных кредитных рисков. Указан­ный норматив устанавливается как процентное соотношение сово­купной величины крупных рисков и собственных средств кредит­ной организации.

' Вестник Банка России. 1998. № 55.

Крупным кредитным риском является объем кредитов, гаран­тий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25% соб­ственных средств кредитной организации. Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций.

5. Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчи­ка). Данный норматив устанавливается на одного кредитора как процентное соотношение величины вклада, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной

организации.

6. Нормативы ликвидности кредитной организации, которые определяются как:

соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков,

сумм и типов активов и пассивов и других факторов;

соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные сред­ства, требования до востребования, краткосрочные ценные бума­ги, другие легкореализуемые активы) и суммарных активов.

7. Нормативы достаточности капитала. Эти нормативы оп­ределяются как предельное соотношение общей суммы собствен­ных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.

8. Максимальный размер привлеченных денежных средств (депозитов) населения, который определяется как предельное со­отношение общей суммы денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственных средств (капитала) банка.

9. Размеры валютного, процентного и иных рисков.

10. Минимальный размер резервов, создаваемых под высоко­рисковые активы.

11. Нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Размер указанного норматива не может превышать 25% собственных средств кредитной организации.

12. Максимальный размер кредитов, гарантий и поручи­тельств, предоставленных банком своим участникам (акционе­рам). Указанный норматив не может превышать 20% собственных средств банка.

С помощью обязательных нормативов Банк России воздействует на деятельность кредитных организаций, способствует созда­нию условий для устойчивого их функционирования, поддержива­ет стабильность кредитной системы России. При установлении

обязательных нормативов для кредитных организаций возникают общественные отношения, по своему характеру относящиеся к сфере финансовой деятельности данных хозяйствующих субъек­тов; при их правовом регулировании применяется метод «власти и подчинения» (не основанные на отношениях субординации кре­дитные организации (юридические лица) не входят в систему Банка России). Поэтому рассмотренные выше отношения являют­ся финансово-правовыми.

 

Характеристика взаимодействия ЦБ РФ с кредитными организациями

1. Роль ЦБ РФ в банковской системе многогранна, поскольку он одновременно выступает:

• главным государственным органом по управлению этой системой;

• кредитной организацией;

• субъектом банковского надзора.

Вместе с тем, ЦБ РФ не вправе требовать от кредитных организаций:

• выполнения несвойственных им функций;

• предоставления не предусмотренной законодательством информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц. Взаимоотношения ЦБ РФ с кредитными организациями развиваются по следующим направлениям:

• как кредитная организация ЦБ РФ взаимодействует, например, с коммерческими банками в процессе осуществления банковской деятельности;

• как орган государственной власти ЦБ РФ:

• принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций;

• выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их;

• в соответствии с федеральными законами устанавливает квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации;

• издает обязательные для других участников банковских правоотношений нормативные акты;

• устанавливает обязательные для кредитных организаций экономические нормативы;

• осуществляет банковский надзор и привлекает к ответственности за нарушение банковского законодательства. Так, ЦБ РФ вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20% акций (долей) кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более 20% акций (долей) кредитной организации. ЦБ РФ имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации в случае выявления неудовлетворительного финансового положения их приобретателей, а также в иных случаях, установленных федеральными законами;

• как ядро банковской системы ЦБ РФ:

• взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности;

• в месячный срок отвечает в письменной форме кредитным организациям по вопросам, отнесенным к его компетенции (при необходимости срок рассмотрения запроса может быть продлен ЦБ РФ, но не более чем на один месяц);

• создает с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела.

2. В процессе взаимодействия с другими кредитными организациями, например, с коммерческими банками, для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ:

• проводит проверки кредитных организаций (их филиалов);

• направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отношению к нарушителям.

3. Банковские проверки:

• могут осуществляться:

• уполномоченными представителями (служащими) ЦБ РФ в порядке, установленном Советом директоров (включая определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок);

• или по поручению Совета директоров — аудиторскими организациями;

• предполагают получение и проверку отчетности и других документов кредитных организаций (их филиалов). При необходимости снимаются копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки.

ЦБ РФ не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением предусмотренных случаев.

При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки.

Проведение ЦБ РФ повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:

• если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

• по мотивированному решению Совета директоров. Такое решение может приниматься в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку, либо на основании ходатайства соответствующего структурного подразделения Банка России в целях оценки финансового состояния и качества активов и пассивов кредитной организации. При этом ходатайство должно содержать указания на признаки неустойчивого финансового положения кредитной организации, если эти признаки создали реальную угрозу' интересам ее кредиторов (вкладчиков). Такие признаки должны выявляться и оцениваться в соответствии с методиками, установленными нормативными актами Банка России.

В повторной проверке на основании мотивированного решения Совета директоров участвуют представители центрального аппарата Банка России.

4. В случае нарушения банковского законодательства ЦБ РФ вправе применять к кредитным организациям меры юридического воздействия в следующих случаях:

• при нарушении кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний ЦБ РФ;

• при непредставлении информации;

• представлении неполной или недостоверной информации.

В указанных случаях ЦБ РФ вправе применить к таким нарушителям одну из следующих мер юридического воздействия:

• требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений;

• взыскать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала;

• ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный ЦБ РФ срок предписаний ЦБ РФ об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а равно в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), ЦБ РФ может:

• взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;

• потребовать от кредитной организации:

• осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

• замены руководителей кредитной организации;

• осуществления реорганизации кредитной организации;

• изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

• ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до од-ного года;

• назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается Положением ЦБ РФ от 26.11.2003 № 241-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией";

• ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

• предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов;

• ввести ограничения на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значения процентной ставки (но не ниже 2/3 ставки рефинансирования Банка России по банковским вкладам в рублях и не ниже ставки ЛИБОР по банковским вкладам в иностранной валюте на дату введения ограничения), на срок до одного года. В расчет процентной ставки наряду с процентами включаются любые непроцентные платежи, которые кредитная организация выплачивает вкладчикам — физическим лицам.

Кредитная организация не может быть привлечена ЦБ РФ к ответственности за совершение нарушения из числа перечисленных выше, если со дня его совершения истекло пять лет (срок давности).

Предусмотренные за нарушение банковского законодательства Штрафные санкции взыскиваются с кредитных организаций в судебном порядке. ЦБ РФ может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, не позднее шесты месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения.

5. Самое серьезное наказание для кредитной организации — отзыв Банком России лицензии на осуществление банковских операций. Порядок отзыва устанавливается нормативными актами ЦБ РФ. В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя ЦБ РФ. В период деятельности уполномоченного представителя ЦБ РФ кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с этим уполномоченным в порядке, установленном Законом РФ "О банках и банковской деятельности".

С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя ЦБ РФ прекращается.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4