Правовое положение налоговых органов.
Состав, структура и полномочия налоговых органов
Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения. Налоговые органы РФ – это единая система государственных учреждений, однородных по своим задачам, связанных между собой вертикальной системой власти-подчинения, организационно объединенных в единое целое, осуществляющих деятельность контрольного характера относительно соблюдения всей совокупности законодательства о налогах и сборах и иных налоговых норм, а в предусмотренных законом случаях являющихся и агентами валютного контроля.
Налоговые органы РФ – единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов.
В случаях, предусмотренных законодательством РФ, налоговые органы в пределах своей компетенции также осуществляют контроль:
– за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
– за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
– за соблюдением валютного законодательства РФ.
Правовая основа деятельности налоговых органов РФ. В настоящее время правовое регулирование деятельности налоговых органов Российской Федерации непосредственно осуществляется:
– статьями гл. 5 НК;
– статьями Закона о налоговых органах – специализированного нормативно-правового акта, определяющего правовой статус, порядок организации и деятельности системы налоговых органов РФ.
Закон о налоговых органах является институциональным законодательным актом, определяющим правовой статус системы государственных налоговых органов РФ.
Помимо НК и Закона о налоговых органах на территории РФ действует еще ряд нормативно-правовых актов разной юридической силы, которые тем или иным образом связаны с налоговыми органами.
Организационная система налоговых органов. В организационном плане система налоговых органов представлена уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
За последние 15 лет название уполномоченного федерального органа исполнительной власти, возглавляющего систему налоговых органов, неоднократно изменялось. На разных этапах эту роль выполняли:
– Государственная налоговая служба Российской Федерации (ГНС России) (с 1991 по 1998 г.);
– Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) (с 1999 по 2004 г.);
– Федеральная налоговая служба (ФНС России) (осень 2004 г. – по настоящее время).
Федеральная налоговая служба находится в ведении Минфина России (рис. 1).
В структуре налоговых органов можно выделить четыре уровня (федеральный, федерально-окружной, региональный и местный), соответствующих уровням государственного управления и административно-территориальному делению Российской Федерации.
Вышестоящим налоговым органам дается право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
Правовой статус ФНС России дополнительно разъяснен в утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 Положении о Федеральной налоговой службе.
ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:
– за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
– за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
– за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
В пределах компетенции налоговых органов на ФНС России также возложены функции агента валютного контроля.
ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти:
– осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
– обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Рис. 1. Система и структура налоговых органов РФ
Свои функции и полномочия ФНС России осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.
Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.
Специализированные межрегиональные инспекции ФНС России создаются в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на федеральном уровне. Специализированные межрегиональные инспекции ФНС России подчиняются непосредственно ФНС России. Межрегиональные инспекции ФНС России создаются по отраслевому принципу. Каждая такая инспекция осуществляет налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков только в одной из отраслей хозяйственной деятельности.
Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральному округу созданы для:
– осуществления взаимодействия ФНС России с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
– проверки эффективности работы управлений ФНС России по субъектам РФ по обеспечению полного, своевременного, правильного исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды;
– осуществления в пределах своей компетенции финансового контроля за деятельностью территориальных налоговых органов, федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, на территории соответствующего субъекта РФ, входящего в федеральный округ.
Управления ФНС России по субъектам РФ представляют собой элемент системы налоговых органов регионального уровня. Первоочередными задачами УФНС России являются организационно-методическое обеспечение налогового контроля, руководство нижестоящими налоговыми органами, координация их деятельности, а также обобщение и анализ результатов деятельности нижестоящих налоговых органов. Проверки налогоплательщиков проводятся УФНС России преимущественно в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов, а налоговое администрирование в полном объеме осуществляется только в отношении крупнейших налогоплательщиков и только в том случае, если для этих целей не создаются специализированные межрайонные инспекции ФНС России.
Специализированные межрайонные инспекции ФНС России (ИФНС) создаются, как правило, в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне. Специализированные межрайонные ИФНС России подчиняются непосредственно УФНС России по субъекту РФ и ФНС России.
Инспекция контролирует крупнейших налогоплательщиков:
– осуществляющих деятельность на территории данного субъекта РФ;
– имеющих на территории данного субъекта РФ обособленные подразделения, а также недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению.
Территориальная инспекция ФНС России является основным структурным элементом системы налоговых органов РФ. Основными задачами территориальных налоговых инспекций служат:
– осуществление налогового контроля (контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей);
– осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
– организация и осуществление иного контроля, отнесенного федеральным законодательством к компетенции налоговых органов.
Территориальные налоговые инспекции создаются по одному муниципальному образованию (району, району в городе, городу без районного деления) или нескольким муниципальным образованиям (ИФНС России межрайонного уровня).
Права налоговых органов. По своему содержанию права, предоставленные налоговым органам, можно классифицировать следующим образом:
– права организационного характера (например, право вызывать для дачи пояснений налогоплательщиков; привлекать к проведению налоговой проверки специалистов);
– информационно-аналитические права (например, право определять расчетным путем суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет; требовать от налогоплателыциков документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов);
– права контрольно-проверочного характера (например, право проводить налоговые проверки; право выемки необходимых документов);
– юрисдикционные права (например, право налагать арест на имущество налогоплательщиков; взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени; предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по выявленным фактам нарушения действующего законодательства о налогах и сборах).
В состав обязанностей налоговых органов входят:
– соблюдение законодательства о налогах и сборах;
– осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
– вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
– бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
– бесплатно представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
– руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;
– сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ;
– принимать решения о возврате или зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов и направлять соответствующие поручения территориальным органам Федерального казначейства для исполнения;
– соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
– направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговые уведомления, требования об уплате налога и сбора;
– представлять справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;
– осуществлять совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;
– выдавать копии решений, принятых налоговым органом.
____________________________________________________________________________________
Налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС Российской Федерации), и его территориальные органы.
Налоговые органы вправе (ст. 31 НК РФ):
– требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
– проводить налоговые проверки;
– производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента;
– вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой;
– требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
– взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени;
– контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
– требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
– привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
– создавать налоговые посты;
– предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски и др.
Налоговые органы обязаны (ст. 32 НК РФ):
– соблюдать законодательство о налогах и сборах;
– осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
– вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
– бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
– осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
– соблюдать налоговую тайну;
– направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Должностные лица налоговых органов обязаны (ст. 33 НК РФ):
– действовать в строгом соответствии с законодательством о налогах и сборах;
– реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
– корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Примерные экзаменационные и зачетные вопросы по курсу «Финансовое право»
- Финансы как экономическая категория и предмет правового регулирования: понятие, сущность, функции.
- Финансовая система рф: понятие, структурно-функциональный анализ.
- Финансовая деятельность государства: понятие, основные направления.
- Методы, формы, принципы финансовой деятельности.
- Общая характеристика финансового права, как науки
- Финансовое право как отрасль российского права: предмет, метод, система.
- Финансовое право в системе российского права: общее и особенное во взаимосвязи с другими отраслями права.
- Источники финансового права
- Конституционные основы финансовой деятельности в рф.
- Финансово-правовая норма: понятие, содержание, структура, виды, особенности.
- Финансово-правовые отношения: понятие, виды, особенности. Защита прав субъектов финансовых правоотношений.
- Субъекты финансового права.
- 3.3. Субъекты финансового права
- Финансовый контроль в рф: понятие, виды, методы и органы.
- 5.2. Виды и органы финансового контроля
- 5.3. Методы финансового контроля
- Аудит как разновидность финансового контроля: понятие, порядок лицензирования, законодательное регулирование.
- Правовое положение субъектов аудиторской деятельности
- Аудиторская проверка: разновидности, порядок проведения.
- Общая характеристика системы органов государства, осуществляющих финансовую деятельность.
- Правовое положение Министерства финансов рф, его функции, цели, задачи, права и обязанности. Министерство финансов рф
- Правовое положение Федерального казначейства.
- Правовое положение органа государственного страхового надзора.
- Правовое положение Счетной Палаты Российской Федерации.
- Правовой статус Правительства рф, как субъекта финансовой деятельности
- Полномочия Президента рф в сфере финансовой деятельности
- Понятие и правовая форма государственного бюджета. Его роль в выполнении задач и функций государства.
- Бюджетное право и бюджетные правоотношения: понятие, особенности.
- Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса (общая характеристика).
- Общая характеристика стадии составления проекта федерального бюджета как составляющей части бюджетного процесса.
- Общая характеристика стадии утверждения проекта федерального бюджета и принятия закона о федеральном бюджете как составляющей части бюджетного процесса
- Общая характеристика стадии исполнения федерального бюджета и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета как составляющей части бюджетного процесса
- Бюджетное устройство в Российской Федерации.
- Бюджетная классификация: понятие, содержание, значение.
- Бюджетная классификация
- Состав бюджетной классификации
- Общая характеристика Бюджетного кодекса рф: структура, содержание.
- Государственные доходы: понятие, система.
- Понятие, виды и структура государственных расходов.
- Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
- Глава 2. Виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства
- Понятие, классификация и основы правового регулирования государственных и муниципальных целевых внебюджетных фондов.
- Основные источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда рф.
- Основные источники формирования и направления использования средств Фонда обязательного медицинского страхования.
- Основные источники формирования и направления использования средств Фонда обязательного социального страхования.
- Порядок финансирования государственных и муниципальных расходов.
- Налоги как экономическая категория. Понятие, сущность и функции налогов.
- Налоговая система рф: понятие, структурно-функциональный анализ.
- 1.1 Сущность налоговой системы и налогов и их роль в экономике государства
- Общая характеристика Налогового Кодекса рф.
- Налоговое право и налоговые правоотношения.
- Субъекты налогового права.
- Правовой статус налогоплательщика.
- Правовое положение налоговых органов.
- 9.2. Правовой статус Федеральной налоговой службы Российской Федерации
- 9.3. Органы мвд России: права, обязанности и ответственность в сфере налогового администрирования
- 9.4. Банки как субъекты налогового права
- Особенности принятия и вступления в силу федеральных законов о налогах
- Основные элементы закона о налоге.
- Понятие и состав налогового правонарушения.
- 7.1. Понятие и состав налогового правонарушения
- Ответственность за нарушение налогового законодательства.
- Банковское право в системе финансового права.
- 2. Место банковского права в системе российского права
- Финансово-правовое регулирование банковской деятельности в рф.
- Формы расчетов в рф.
- Общая характеристика банковской системы рф
- Особенности взаимоотношений Центрального Банка рф с кредитными учреждениями страны. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
- Банковский надзор в рф.
- Правовое регулирование денежного обращения в рф. Формы денежного обращения
- Формы денежного обращения
- Безналичное денежное обращение
- Формы денежного обращения
- Формы безналичных расчетов в рф (расчеты платежными поручениями, расчеты по инкассо, расчеты чеками, расчеты по аккредитиву)
- Понятие денежной системы Российской Федерации. Правовые основы обращения наличных денег.
- Эмиссионное право Банка России.
- Государственный и муниципальный долг. Субъекты управления государственным и муниципальным долгом Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом
- Общая характеристика страхования как экономической категории и предмета правового регулирования. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела
- Финансово-правовое регулирование страховой деятельности в рф.
- Правовое регулирование обязательного социального страхования
- Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля.
- Понятие и содержание валютного регулирования.
- 1.2. Понятие и содержание валютного регулирования
- Правила ведения валютных операций. Правила проведения валютных операций
- Валюты в расчетах между резидентами республики беларусь и нерезидентами
- Ответственность за нарушения валютного законодательства.