3.3. Субъекты финансового права
Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.
Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.* Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства — он становится субъектом (участником) правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т.е. остается субъектом финансового права.
_______________________
* См..АлексеевС.С. Указ. соч. М., 1982. Т. 2. С. 140; Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 482.
Таким образом, субъект финансового права — понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереализованной. Однако ее объем гораздо меньший, чем по другим отраслям права в силу особенностей финансовых правоотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства, муниципальных образований. Например, не требуется и не предполагается реализация всех прав, которыми наделяет законодательство субъектов гражданского права (права наследования, дарения, купли-продажи и т.д.). Иное дело финансовые правоотношения: участие в них государственных органов (или органов местного самоуправления) с определенной компетенцией в принципе предполагает необходимость полного осуществления входящих в нее прав и обязанностей в области финансов. Но и в этой области в связи с действием уполномочивающих финансово-правовых норм и другими факторами субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав (например, право изыскания и использования дополнительно выявленных, сверх утвержденных по бюджету доходов, право обращения с заявлением об отсрочке или рассрочке налоговых платежей и др.).
Особенности круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты. Каждая из них отличается своеобразием. Возможно подразделение субъектов финансового права и на две группы:
а) организации, куда входят две первые из названных выше групп, и б) граждане (или физические лица) в качестве индивидуальных субъектов. Такая классификация также целесообразна и имеет значение при рассмотрении ряда вопросов (например, об ответственности субъектов финансового права). Однако подразделение на три группы полнее раскрывает особенности круга субъектов финансового права.
В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:
Российская Федерация;
субъекты Российской Федерации — республики, края, области, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа;
муниципальные образования — городские, сельские поселения и иные территории;
административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования;
административно-территориальные образования особого режима.*
_____________________
* См.: Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» с изм. от 28 ноября 1996 г. // ВВС. 1992. № 33. Ст. 1915; СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5503; Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации. Утв. пост. Правительства РФ от 26 июня 1998 г. № 655 // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3180.
Такой круг субъектов свойствен, в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами или органами местного самоуправления, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлежность бюджета государству и его территориальному подразделению является и необходимым атрибутом, отражающим их организованность в соответствующую единицу — государство, автономию, муниципальное образование. В связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают целым комплексом прав на получение определенных бюджетных доходов и использование их для социально-экономического развития соответствующей территории.
Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают субъектами права и в других финансовых отношениях: например, в отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (или муниципальных) займов, при использовании банковского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств. Соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, края, области и т.д., которые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечивается при этом за счет средств государства или его территориальных подразделений, т.е. соответствующего государственного или местного бюджета.
Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.
Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях.
В их круг входят: органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В числе органов исполнительной власти — как органы общей компетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции — министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов.
Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ).
Участие в правоотношениях не только органов исполнительной, но и представительной власти — характерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы представительной власти не являются.
Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определенной части финансовой деятельности государства, муниципальных образований, подлежащую обязательной реализации. Компетенция соответствующего органа распределяется между его структурными подразделениями и должностными лицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий.
Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности. В качестве основной цели своей деятельности они преследуют извлечение прибыли и действуют на праве хозяйственного ведения. Такие организации вступают в финансовые правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т.д. (ст. 50 ГК РФ). Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план. Однако законодательством предусматривается возможность стать субъектом финансовых правоотношений и филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий (например, по поводу уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость).
Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой казенные предприятия как форма государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления.* Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая область финансов. Поэтому содержание финансовых правоотношений, в которые вступают эти предприятия, отличаются спецификой, обусловленной наличием у государственных органов полномочий по управлению их финансовой деятельностью, определенным ограничением их самостоятельности.
______________________
* О создании казенных предприятий см.: Указ Президента РФ «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994 г.//СЗ РФ. 1994. №5. С. 303; ст. 115 ГК РФ.
В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Такими объединениями являются союзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги, межотраслевые, региональные и другие объединения. Они создаются на договорной основе, действуют на принципах коммерческого расчета, самофинансирования и самоуправления и вступают в соответствующих случаях в финансовые отношения.
Указом Президента от 5 декабря 1993 г. установлена новая форма объединений — финансово-промышленные группы, деятельность которых впоследствии урегулирована законом.* Это совокупность предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединяющих инвестиции (капиталы), материальные и финансовые ресурсы (с учетом антимонопольного законодательства) для повышения эффективности производственного процесса.
______________________
* САПП. 1993. №49. Ст. 4766; Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4697.
Учреждения, которые являются некоммерческими организациями (не имеющими своей основной целью получение прибыли), создаваемые для осуществления социально-культурной, научной и управленческой деятельности,* являются субъектами финансового права главным образом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета. Однако все большее значение приобретают права и обязанности учреждений, связанные с использованием внебюджетных средств, получаемых ими в результате выполнения работ, оказания дополнительных услуг и т.п.
______________________
* См.: Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. // СЗ РФ 1996. № 3. Ст. 145; 1998. № 48. Ст. 5849; ст. 50 ГК РФ; ст. 161 БК РФ; Федеральный закон «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 9 июля 1999 г // Российская газета. 1999 14 июля.
Рассмотренные предприятия, организации и учреждения в финансовых правоотношениях, как правило, имеют и качество юридического лица, однако в установленных законом случаях участниками этих правоотношений могут быть и их филиалы, представительства.
Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица, — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.). Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Законодательство определяет, в каких случаях субъектами финансового права РФ могут быть не только граждане России, но и иностранцы и лица без гражданства.
Среди физических лиц — субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ).
Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ — они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов. Оно основано на положениях Конституции России (ч. 1 ст. 32).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Примерные экзаменационные и зачетные вопросы по курсу «Финансовое право»
- Финансы как экономическая категория и предмет правового регулирования: понятие, сущность, функции.
- Финансовая система рф: понятие, структурно-функциональный анализ.
- Финансовая деятельность государства: понятие, основные направления.
- Методы, формы, принципы финансовой деятельности.
- Общая характеристика финансового права, как науки
- Финансовое право как отрасль российского права: предмет, метод, система.
- Финансовое право в системе российского права: общее и особенное во взаимосвязи с другими отраслями права.
- Источники финансового права
- Конституционные основы финансовой деятельности в рф.
- Финансово-правовая норма: понятие, содержание, структура, виды, особенности.
- Финансово-правовые отношения: понятие, виды, особенности. Защита прав субъектов финансовых правоотношений.
- Субъекты финансового права.
- 3.3. Субъекты финансового права
- Финансовый контроль в рф: понятие, виды, методы и органы.
- 5.2. Виды и органы финансового контроля
- 5.3. Методы финансового контроля
- Аудит как разновидность финансового контроля: понятие, порядок лицензирования, законодательное регулирование.
- Правовое положение субъектов аудиторской деятельности
- Аудиторская проверка: разновидности, порядок проведения.
- Общая характеристика системы органов государства, осуществляющих финансовую деятельность.
- Правовое положение Министерства финансов рф, его функции, цели, задачи, права и обязанности. Министерство финансов рф
- Правовое положение Федерального казначейства.
- Правовое положение органа государственного страхового надзора.
- Правовое положение Счетной Палаты Российской Федерации.
- Правовой статус Правительства рф, как субъекта финансовой деятельности
- Полномочия Президента рф в сфере финансовой деятельности
- Понятие и правовая форма государственного бюджета. Его роль в выполнении задач и функций государства.
- Бюджетное право и бюджетные правоотношения: понятие, особенности.
- Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса (общая характеристика).
- Общая характеристика стадии составления проекта федерального бюджета как составляющей части бюджетного процесса.
- Общая характеристика стадии утверждения проекта федерального бюджета и принятия закона о федеральном бюджете как составляющей части бюджетного процесса
- Общая характеристика стадии исполнения федерального бюджета и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета как составляющей части бюджетного процесса
- Бюджетное устройство в Российской Федерации.
- Бюджетная классификация: понятие, содержание, значение.
- Бюджетная классификация
- Состав бюджетной классификации
- Общая характеристика Бюджетного кодекса рф: структура, содержание.
- Государственные доходы: понятие, система.
- Понятие, виды и структура государственных расходов.
- Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
- Глава 2. Виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства
- Понятие, классификация и основы правового регулирования государственных и муниципальных целевых внебюджетных фондов.
- Основные источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда рф.
- Основные источники формирования и направления использования средств Фонда обязательного медицинского страхования.
- Основные источники формирования и направления использования средств Фонда обязательного социального страхования.
- Порядок финансирования государственных и муниципальных расходов.
- Налоги как экономическая категория. Понятие, сущность и функции налогов.
- Налоговая система рф: понятие, структурно-функциональный анализ.
- 1.1 Сущность налоговой системы и налогов и их роль в экономике государства
- Общая характеристика Налогового Кодекса рф.
- Налоговое право и налоговые правоотношения.
- Субъекты налогового права.
- Правовой статус налогоплательщика.
- Правовое положение налоговых органов.
- 9.2. Правовой статус Федеральной налоговой службы Российской Федерации
- 9.3. Органы мвд России: права, обязанности и ответственность в сфере налогового администрирования
- 9.4. Банки как субъекты налогового права
- Особенности принятия и вступления в силу федеральных законов о налогах
- Основные элементы закона о налоге.
- Понятие и состав налогового правонарушения.
- 7.1. Понятие и состав налогового правонарушения
- Ответственность за нарушение налогового законодательства.
- Банковское право в системе финансового права.
- 2. Место банковского права в системе российского права
- Финансово-правовое регулирование банковской деятельности в рф.
- Формы расчетов в рф.
- Общая характеристика банковской системы рф
- Особенности взаимоотношений Центрального Банка рф с кредитными учреждениями страны. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
- Банковский надзор в рф.
- Правовое регулирование денежного обращения в рф. Формы денежного обращения
- Формы денежного обращения
- Безналичное денежное обращение
- Формы денежного обращения
- Формы безналичных расчетов в рф (расчеты платежными поручениями, расчеты по инкассо, расчеты чеками, расчеты по аккредитиву)
- Понятие денежной системы Российской Федерации. Правовые основы обращения наличных денег.
- Эмиссионное право Банка России.
- Государственный и муниципальный долг. Субъекты управления государственным и муниципальным долгом Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом
- Общая характеристика страхования как экономической категории и предмета правового регулирования. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела
- Финансово-правовое регулирование страховой деятельности в рф.
- Правовое регулирование обязательного социального страхования
- Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля.
- Понятие и содержание валютного регулирования.
- 1.2. Понятие и содержание валютного регулирования
- Правила ведения валютных операций. Правила проведения валютных операций
- Валюты в расчетах между резидентами республики беларусь и нерезидентами
- Ответственность за нарушения валютного законодательства.