Формы расчетов в рф.
Основанием расчетных отношений является возникновение обязательства между двумя субъектами, в силу которого один из субъектов (плательщик) должен передать другому субъекту (получателю) определенную денежную сумму.
Расчеты могут осуществляться наличными и в безналичной форме. В последнем случае необходимым участником расчетных правоотношений является банк (или несколько банков). Если одной из сторон расчетного правоотношения является гражданин, то расчеты могут осуществляться наличными без какого-либо ограничения. Что касается расчетов между юридическими лицами, то они могут производиться наличными, если сумма платежа не превышает 60 тысяч рублей. В остальных случаях расчеты должны производиться в безналичной форме.
Существуют следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо. Кроме того, расчеты могут осуществлять и в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ними банковскими правилами и применяемым в банковской практике обычаями делового оборота.
Конкретные правила, сроки и стандарты расчетов устанавливаются Банком России. При этом эти правила, сроки стандарты не должны противоречить ГК и другим федеральным законам.
Выбор конкретной формы расчетов принадлежит сторонам, которые фиксируют ее в договоре.
Правовой основой для осуществления банком безналичных расчетов является заключение с банком договора банковского счета, по которому банк принимает на себя обязательство осуществлять такие расчеты.
Расчеты принято классифицировать на одногородние, междугородние, расчеты осуществляемые в пределах одного субъекта Российской Федерации или двух и более.
Все банки, производящие расчеты на территории РФ, имеют корреспондентские счета в Банке России, который осуществляет контроль над банками.
Участниками расчетных отношений являются плательщик, банк плательщика, получатель, банк получателя.
Формам расчетов соответствуют названия расчетных документов, которые должны иметь стандартные реквизиты. Клиенты заполняют бланки определенной формы. .
Наиболее распространенной формой расчетов является расчеты платежными поручениями. При расчетах платежными поручениями банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или в установленный в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Правила ГК о расчетах платежными поручениями применяются к отношениям, связанным с перечислением денежных средств через банк лицом, не имеющим счет в данном банке, если иное не предусмотрено законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или не вытекает из существа обязательства.
По общему правилу при несоответствии платежного поручения требованиям, установленным действующим законодательством, банк может уточнить содержание поручения. Соответствующий запрос должен быть сделан незамедлительно. В случае неполучения ответа в срок, предусмотренный законом или установленными в соответствии с ними банковскими правилами, а при их отсутствии - в разумный срок, банк вправе оставить платежное поручение без исполнения.
Платежное поручение исполняется банком за счет средств плательщика, однако между плательщиком и банком может быть достигнуто соглашение, по условиям которого банк кредитует счет плательщика.
При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием банк-эмитент), обязуется произвести платеж получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.
Банк вправе открывать следующие виды аккредитивов. Покрытые (депонированные аккредитивы), при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в исполняющий банк на отдельный банковский счет на весь срок действия обязательства банк-эмитента.
Непокрытые (гарантированные) аккредитивы могут открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.
Аккредитивы также делятся отзывные, которые могут быть изменены или отменены банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств и безотзывные аккредитивы, которые не могут быть отменены или изменены без согласия получателя средств.
Субъектами аккредитивного обязательства являются плательщик, банк-эмитент, получатель средств и, как правило, исполняющий банк. Основанием возникновения аккредитивного обязательства является поручение плательщика обслуживающему его банку (банку-эмитенту) об открытии аккредитива. Содержанием поручения является принятие на себя банком-эмитентом обязательства перед третьим лицом совершить в соответствии с указанием плательщика упомянутые выше действия либо уполномочить исполняющий банк на их совершение.
Суть расчетов по инкассо состоит в том, что банк-эмитент обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. При расчетах по инкассо применяются следующие банковские документы: платежные требования, применяемые в порядке предварительного акцепта, платежные требования-поручения, инкассовые поручения, платежные требования на безакцептное списание.
Представленные по инкассо документы могут подлежать оплате либо по предъявлении, либо в иной срок. Если документы подлежат оплате по предъявлении , то исполняющий банк должен сделать представление к платежу немедленно по получении инкассового поручения представить документы плательщику для акцепта, а требование платежа сделать не позднее срока платежа, указанного в документе.
При осуществлении этой формы расчетов банк-эмитент либо сам предпринимает действия по получению денежных средств либо обращается с требование о их совершении к исполняющему банку.
Если платеж или акцепт не были получены, то исполняющий банк обязан немедленно информировать об этом банк-эмитент о причинах неплатежа или отказа от акцепта, а банк-эмитент обязан немедленно сообщить об этом клиенту для принятия решения о дальнейших действиях.
В соответствии с п. 1 ст. 877 ГК, чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Особенностью чека как расчетного документа является то, что чек одновременно является ценной бумагой, которая должна иметь ряд предусмотренных в законе реквизитов. В соответствии со ст. 878, п. 1, к реквизитам относится: наименование «чек», включенное в текст документа, поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму, наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж, указание валюты платежа и т.д.)
Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека.
Чеки могут быть именными и переводными. Последние могут переходить от одного лица к другому по передаточной надписи - индоссаменту в порядке, установленном статьей 146 ГК для передаче прав по ценным бумагам. Именной чек не подлежит передаче.
Выдача чека может быть гарантирована специальным поручительством - авалем. Выдача чека сама по себе не прекращает обязательства. Оно считается исполненным только с момента получения платежа по чеку.
Участниками чекового правоотношения являются чекодатель, чекодержатель и плательщик по чеку. В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.
В случае отказа плательщика оплатить чек отказ должен быть удостоверен, например, путем совершением нотариусом протеста либо составлением равнозначного акта в порядке, установленном законом.
Чекодержатель обязан известить своего индоссанта и чекодателя о неплатеже в течение двух рабочих дней, следующих за днем совершения протеста или равнозначного акта.
Каждый индоссант должен в течение двух рабочих дней, следующих за днем получения им извещения, довести до сведения своего индоссанта полученное им извещение. В тот же срок направляется извещение тому, кто дал аваль за это лицо.
Не пославший извещение в указанный срок не теряет своих прав. Он возмещает убытки, которые могут произойти вследствие неизвещения о неоплате чека. Размер возмещаемых убытков не может превышать сумму чека.
В случае отказа плательщика от оплаты чека чекодержатель вправе по своему выбору предъявить иск к одному, нескольким или ко всем обязанным по чеку лицам (чекодателю, авалистам, индоссантам), которые несут перед ним солидарную ответственность.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Примерные экзаменационные и зачетные вопросы по курсу «Финансовое право»
- Финансы как экономическая категория и предмет правового регулирования: понятие, сущность, функции.
- Финансовая система рф: понятие, структурно-функциональный анализ.
- Финансовая деятельность государства: понятие, основные направления.
- Методы, формы, принципы финансовой деятельности.
- Общая характеристика финансового права, как науки
- Финансовое право как отрасль российского права: предмет, метод, система.
- Финансовое право в системе российского права: общее и особенное во взаимосвязи с другими отраслями права.
- Источники финансового права
- Конституционные основы финансовой деятельности в рф.
- Финансово-правовая норма: понятие, содержание, структура, виды, особенности.
- Финансово-правовые отношения: понятие, виды, особенности. Защита прав субъектов финансовых правоотношений.
- Субъекты финансового права.
- 3.3. Субъекты финансового права
- Финансовый контроль в рф: понятие, виды, методы и органы.
- 5.2. Виды и органы финансового контроля
- 5.3. Методы финансового контроля
- Аудит как разновидность финансового контроля: понятие, порядок лицензирования, законодательное регулирование.
- Правовое положение субъектов аудиторской деятельности
- Аудиторская проверка: разновидности, порядок проведения.
- Общая характеристика системы органов государства, осуществляющих финансовую деятельность.
- Правовое положение Министерства финансов рф, его функции, цели, задачи, права и обязанности. Министерство финансов рф
- Правовое положение Федерального казначейства.
- Правовое положение органа государственного страхового надзора.
- Правовое положение Счетной Палаты Российской Федерации.
- Правовой статус Правительства рф, как субъекта финансовой деятельности
- Полномочия Президента рф в сфере финансовой деятельности
- Понятие и правовая форма государственного бюджета. Его роль в выполнении задач и функций государства.
- Бюджетное право и бюджетные правоотношения: понятие, особенности.
- Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса (общая характеристика).
- Общая характеристика стадии составления проекта федерального бюджета как составляющей части бюджетного процесса.
- Общая характеристика стадии утверждения проекта федерального бюджета и принятия закона о федеральном бюджете как составляющей части бюджетного процесса
- Общая характеристика стадии исполнения федерального бюджета и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета как составляющей части бюджетного процесса
- Бюджетное устройство в Российской Федерации.
- Бюджетная классификация: понятие, содержание, значение.
- Бюджетная классификация
- Состав бюджетной классификации
- Общая характеристика Бюджетного кодекса рф: структура, содержание.
- Государственные доходы: понятие, система.
- Понятие, виды и структура государственных расходов.
- Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
- Глава 2. Виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства
- Понятие, классификация и основы правового регулирования государственных и муниципальных целевых внебюджетных фондов.
- Основные источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда рф.
- Основные источники формирования и направления использования средств Фонда обязательного медицинского страхования.
- Основные источники формирования и направления использования средств Фонда обязательного социального страхования.
- Порядок финансирования государственных и муниципальных расходов.
- Налоги как экономическая категория. Понятие, сущность и функции налогов.
- Налоговая система рф: понятие, структурно-функциональный анализ.
- 1.1 Сущность налоговой системы и налогов и их роль в экономике государства
- Общая характеристика Налогового Кодекса рф.
- Налоговое право и налоговые правоотношения.
- Субъекты налогового права.
- Правовой статус налогоплательщика.
- Правовое положение налоговых органов.
- 9.2. Правовой статус Федеральной налоговой службы Российской Федерации
- 9.3. Органы мвд России: права, обязанности и ответственность в сфере налогового администрирования
- 9.4. Банки как субъекты налогового права
- Особенности принятия и вступления в силу федеральных законов о налогах
- Основные элементы закона о налоге.
- Понятие и состав налогового правонарушения.
- 7.1. Понятие и состав налогового правонарушения
- Ответственность за нарушение налогового законодательства.
- Банковское право в системе финансового права.
- 2. Место банковского права в системе российского права
- Финансово-правовое регулирование банковской деятельности в рф.
- Формы расчетов в рф.
- Общая характеристика банковской системы рф
- Особенности взаимоотношений Центрального Банка рф с кредитными учреждениями страны. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
- Банковский надзор в рф.
- Правовое регулирование денежного обращения в рф. Формы денежного обращения
- Формы денежного обращения
- Безналичное денежное обращение
- Формы денежного обращения
- Формы безналичных расчетов в рф (расчеты платежными поручениями, расчеты по инкассо, расчеты чеками, расчеты по аккредитиву)
- Понятие денежной системы Российской Федерации. Правовые основы обращения наличных денег.
- Эмиссионное право Банка России.
- Государственный и муниципальный долг. Субъекты управления государственным и муниципальным долгом Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом
- Общая характеристика страхования как экономической категории и предмета правового регулирования. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела
- Финансово-правовое регулирование страховой деятельности в рф.
- Правовое регулирование обязательного социального страхования
- Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля.
- Понятие и содержание валютного регулирования.
- 1.2. Понятие и содержание валютного регулирования
- Правила ведения валютных операций. Правила проведения валютных операций
- Валюты в расчетах между резидентами республики беларусь и нерезидентами
- Ответственность за нарушения валютного законодательства.